[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true”]
[phead][/phead]
[part]
Новые поступления
Москва, Музей личных коллекций,
до 14.9
Музею личных коллекций на Волхонке постоянно что‑то дарят. Из поступившего в последние годы — коллекция ученых‑психологов Виктора Васильевича (1927–2008) и Клары Самойловны Лебединских (1925–1993), попавшая в музей три года назад. Среди почти сотни картин и рисунков русских авторов рубежа XIX–XX веков — работы Саврасова и Поленова, Кустодиева и Коровина. А коллекция поэта Всеволода Николаевича Некрасова (1934–2009) сфокусирована на неофициальном искусстве 1960–1970‑х годов. Выставлена лишь небольшая ее часть, в том числе произведения Оскара Рабина, Владимира Немухина, Евгения Кропивницкого и Эрика Булатова.
В открытых этой весной новых залах музея представляют обновленное собрание работ Владимира Вейсберга, в том числе редкий период раннего, «цветного» Вейсберга (единственная, кстати говоря, его музейная ретроспектива в XXI веке проходила именно на Волхонке).
А на галерее третьего этажа показывают подборку из 20 вещей Эдуарда Штейнберга. Большая часть полотен поступила от вдовы художника, известного искусствоведа Галины Маневич. Здесь же показывают и документальный фильм «Эдик Штейнберг — Метагеометрия» (2012) режиссера Жиля Бастианелли, известного своим интересом к русской культуре. Облегчая жизнь особо ленивым: фильм можно также найти на YouTube.
[/part]
[phead][/phead]
[part]
Серебряный век
Вена, Бельведер,
до 28.9
Художественные связи России и Австрии начала ХХ века изучены плохо. Венский проект реконструирует две значительные выставки, организованные венским Сецессионом в столице империи Габсбургов в 1901 и 1908 годах. Среди их участников были авторы «Мира искусства» и «Голубой розы». Рассказывают и о более позднем присутствии русского искусства на берегах Дуная, например о гастролях «Русских балетов» Дягилева и венском периоде жизни Нижинского. На выставке обильно представлены не только классики, как Врубель и Кустодиев, но и забытые сегодня художники — Виктор Зарубин и Александр Средин. Много Бакста — из Русского музея (откуда привезли замечательный занавес «Элизиум», выполненный в 1906 году для театра Комиссаржевской на Офицерской улице, в здании бывшего театра Неметти) и собрания Петра Авена. Есть и замечательный пастельный портрет Рильке работы Леонида Пастернака, предоставленный Музеем Эшмола в Оксфорде.
Для лучшего понимания контекста кураторы показывают и творчество нескольких австрийских авторов начала века, в том числе Эмиля Орлика.
[/part]
[phead][/phead]
[part]
Магия русского пейзажа
Лозанна, Музей изящных искусств,
до 5.10
От передвижников к модерну, от Александра II до революции — таковы эстетические и исторические рамки проекта, посвященного русскому пейзажу. Третьяковская галерея не пожалела для него лучших своих картин, включая Куинджи, Репина, Нестерова и Верещагина. Семьдесят полотен разбиты на темы: «Лес», «Море», «Ноктюрны», «Небо», для каждой из них стены покрашены в особый цвет (выставка проходит во дворце Рюмина, построенном в XIX веке на деньги русских меценатов, живших в Лозанне). Есть здесь и четыре полотна Левитана, включая хрестоматийное «Над вечным покоем». Впрочем, на что у Левитана ни посмотри, все у него уже хрестоматийное.
[/part]
[phead][/phead]
[part]
Закат мира
Вена, Еврейский музей,
до 14.9
«Еврейская жизнь и смерть в первой мировой войне» — таков подзаголовок выставки, рассказывающей о жизни евреев – австрийских подданных. Триста тысяч из них стали солдатами в армии, где служили и полевые раввины. Восемьдесят тысяч жителей Галиции, по которой скальпелем прошлись линии фронта, оказались беженцами в Вене, что очень повлияло на структуру столичной общины (всего же в Галиции проживало две трети австрийских евреев — 871 895 человек, согласно переписи 1910 года). Война разрушила не только привычный уклад жизни, но и повлияла на самосознание молодого поколения, сделавшего выбор между ассимиляцией и сионизмом в пользу последнего.
В музее на Доротеагассе показывают множество архивных материалов, связанных с войной, в том числе документы по истории антисемитизма. Среди экспонатов — картины, запечатлевшие казачьи погромы (их документированием занимался, в частности, писатель и этнограф Семен Ан‑ский, о котором тоже вспоминает выставка). Есть и листовка, призывающая население возобновить работу закрытых с приходом русской армии лавок и торговать всю неделю, включая субботу. Евреев, игнорирующих это распоряжение начальника Стрийского уезда Андреева, обещают как стачечников высылать из Галиции в пределы России.
[/part]
[phead][/phead]
[part]
Ольга Эйгес
Москва, галерея «Ковчег»,
до 28.9
Открытие старых новых имен — фирменный стиль галереи «Ковчег». Сейчас на улице Немчинова показывают творчество Ольги Эйгес (1910–1996). В ряду выпускников Московского института изобразительных искусств (среди наставников — Фаворский, Бруни, Дейнека и Истомин) она занимает явно не последнее место.
В роду Эйгес многие занимались музыкой, а мать, Надежда Эйгес, была известным педагогом‑педологом, организатором первых яслей в СССР. Не менее интересными были и другие члены семьи, прежде всего дедушка Роман Михайлович (Рувим Манасиевич) Эйгес (1840–1926), врач родом из Вильно, получивший за свою деятельность личное дворянство и титул действительного статского советника. В рамках цикла «Неизвестные имена» показывают более ста работ Ольги Эйгес, начиная со студенческих времен — пейзажи, городские виды, графические циклы военных лет, портреты. Много видов Москвы 1950–1960‑х годов. Ее интерес к переменам в жизни большого города понятен: как участник бригады Фаворского‑Бруни Эйгес много оформляла общественные пространства, от метро и санаториев до павильонов ВСНХ‑ВДНХ, понимание публичности архитектуры формировалось всей профессиональной жизнью.
[/part]
[phead][/phead]
[part]
Первые европейцы
Хоэнэмс, Еврейский музей,
до 5.10
Этим летом множество выставок в Европе посвящено первой мировой войне (например, в Еврейском музее Вены, о ней см. выше). Музей в Хоэнэмсе поставил перед собой самую, видимо, трудную задачу — рассказать о взаимоотношениях Габсбургов и евреев на протяжении веков. Сделано это с поразительным лаконизмом: всего 41 предмет, пояснений в зале нет, для чтения выдается буклет (текст в нем — сокращенная версия каталога, вышедшего на немецком и английском). Самый ранний экспонат — рукописная копия книги «Ор заруа» («Посеянный свет») венского талмудиста Ицхака бен Моше (ок. 1180 — ок. 1250). Она хранится в собрании библиотеки Розенталиана Амстердамского университета, вторая копия — в Британской библиотеке в Лондоне. Возможно, и в Средневековье существовало всего две копии, чем объясняется то, что книгу ценили знатоки, но мало кто ее знал.
Среди других редкостей — меморбух из синагоги в Фюрте (1633–1932, хранится в Еврейском музее Франкена), проект синагоги в Дрездене, созданный автором оперного театра Готфридом Семпером (1838–1840, Высшая школа изобразительных искусств в Дрездене), неописуемой красоты настольный прибор (Аахен, ок. 1880, собрание Эзельсонов, Швейцария). Есть и неожиданные вещи, вроде плаката 1906 года, обращенного к одиноко путешествующим девушкам. Он был призван спасти деревенских простушек от обманов большого города — в начале века многие приезжие попадали в Вене в широко расставленные сети борделей. Среди тех, кто боролся с торговцами человеческим товаром, была и Берта Паппенгейм (1859–1936). Знаменитая пациентка Фрейда, она основала в немецком Ной‑Изенбурге приют для молодых матерей и тех, кого принудили к занятию проституцией. В 1942 году всех его воспитанниц депортировали в Терезиенштадт.
[/part][/parts]