Почему наша религия называется «иудейской»? Одна из причин в том, что слово «йеуди», еврей, образовано от того же корня, что «ходайя», благодарность. Тема благодарности Б‑гу за все, что Он нам дает, красной нитью проходит через нашу традицию и ярче всего выражается в брахот — благословениях, выражениях благодарности Б‑гу.
Благословения у нас есть на все случаи жизни. Встаем утром — и первым делом произносим слова благодарности за все, что у нас есть. Садимся за стол — произносим брахот до еды и после еды. Как сказано в Талмуде, «каждый, кто получил удовольствие и при этом не произнес благословение, — это как будто он ворует». Вот как!
Может возникнуть вопрос: почему в нашей вере и в нашей жизни вообще мы такое значение придаем благословениям и благодарности? Ведь если раскрыть Тору, мы находим там только одно упоминание необходимости благодарить Б‑га: «И будешь есть ты, и насыщаться, и благословлять будешь Б‑га, Всесильного твоего, за страну хорошую, которую Он тебе дал» (Дварим, 8:10). Эти слова произносятся в благословении после еды. Зачем же нужны все остальные наши ежедневные брахот?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, что брахот нужны не Б‑гу, а нам самим. Б‑г сотворил нас и впустил в этот мир не для того, чтобы что‑то получить, Он и без того всемогущ и всеведущ. Мы же, благодаря Б‑га за то, что Он нам дает, напоминаем сами себе: все, что у нас есть, приходит от Б‑га. Б‑г знает, что нам действительно нужно, — поскольку Он всеведущ и знает это лучше нас самих, — и, поскольку Он бесконечно добр, то дает нам именно то, что нужно, и сколько нужно. Это не значит, что человек сам не должен стремиться сделать больше — ведь так мы делом благодарим Б‑га за то, что Он уже дал нам. Произнося брахот, мы благодарим Создателя за то, что Он заботится о нас, и одновременно осознаём, что не стоит желать получить от Него еще и еще, потому что это не пойдет нам на пользу.
Не случайно мудрецы Талмуда предупреждают: произносить брахот на еду надо даже в том случае, если еды мало и она не позволяет насытиться.
Может показаться, что это противоречит словам Торы: «будешь есть и насыщаться». Но в нашем святом языке «саваата» означает не только «станешь сытым», но и «станешь довольным, получишь удовлетворение». Смысл таков: коль скоро речь идет о вещах материальных, надо быть благодарным Б‑гу за то, что есть, а не беспрестанно хотеть большего. Ведь сегодня, в XXI веке, мы имеем перед глазами печальные последствия стремления есть как можно больше: миллионы людей теряют здоровье из‑за переедания!
Но постоянно благодарить Б‑га за то, что Он нам дает, необходимо не только из пожелания не стремиться к излишествам. Осознание простого факта, что мы реально получаем то, что нам нужно, и столько, сколько нужно, придает уверенности в жизни, понимание, что Б‑г поможет, если это будет необходимо, а в конечном счете дарует радость. А что ж такое счастливая жизнь, как не жизнь, наполненная радостью!
Есть известная хасидская притча о хелемском еврее, разочарованном в жизни. Если кто не знает, «хелемский еврей» в нашем фольклоре — это тип еврея симпатичного, но простоватого и весьма наивного. Так вот этот еврей пришел к раввину и начал жаловаться на жизнь: все плохо, друзей нет, жена все время ворчит, не хочу больше жить в Хелеме, хочу отправиться в рай! Как мне туда добраться?
Раввин решил отшутиться: «Иди по северной дороге двое суток, как раз и придешь». Но хелемский еврей шутки не понял — и пошел на север.
Путь был тяжелый, по горам и лесам, к ночи наш еврей вконец измучился и решил поспать. Но тогда как назавтра определить, в какую сторону продолжить путь? Еврей снял ботинки и выставил их носками к северу, после чего немедленно заснул. Да вот ночью пробегали мимо собаки — и оба его ботинка перевернули. С хелемскими евреями такое сплошь и рядом.
Утром наш еврей проснулся, порадовался своей предусмотрительности и пошел, куда указывали носки ботинок.
Через несколько часов увидел городок: ну вылитый Хелем! Только в раю! А значит — хороший и добрый. Заходит он в райский Хелем, соседи его обнимают, жена целует — они‑то накануне услышали от раввина, что бедняга ушел навсегда!
И зажил с тех пор еврей в Хелеме припеваючи. Всем он доволен, всему радуется. Как же иначе — ведь Хелем этот в раю!
Навещая больного, можно подарить ему жизнь
Так кого же нам любить, «как самого себя»?
