Был ли болгарский царь Борис III другом или врагом евреев?
Вопрос, который пытаются решить в том числе на театральных подмостках
Царь Борис III правил Болгарией с момента отречения своего отца в 1918 году — после поражения Болгарии в Первой мировой войне — до своей загадочной смерти в возрасте 49 лет в 1943 году, пишет журналистка New York Jewish Week Элизабет Карпен.
Спорная фигура, тем не менее, он был любим своим народом. И, пожалуй, больше всего запомнился поступком, который многие историки относят отнюдь не на личный его счет: речь идет о спасении жизней примерно 50 000 болгарских евреев во время Холокоста.
Несмотря на этот легендарный подвиг, отношения царя с евреями, находившимися под его властью, были сложными. Хотя Борис был в ужасе от антисемитских деяний нацистов, на него оказали давление, чтобы он подписал закон, который отправлял бы болгарских евреев в концентрационные лагеря. Однако возник сильный резонанс, болгары знали, что судьба евреев, отправленных в Германию и Польшу, была очень мрачной. И под влиянием противников этого указа сложилось общественное мнение, которое побудило Бориса III изменить свое решение.
Ныне театральный спектакль исследует сложную личность этого противоречивого лидера.
«Краткая жизнь и загадочная смерть Бориса III, царя Болгарии» — спектакль, премьера которого в Соединенных Штатах пройдет в 59E59 Theaters до 2 июня. История, рассказанная средствами драматургии, не пытается определить, кто именно заслуживает похвалы за спасение болгарских евреев. Скорее эта пьеса — которая, несмотря на свой мрачный сюжет, представляет собой дерзкую комедию — побуждает зрителей сделать собственные выводы.
Американская актриса болгарского происхождения Саша Уилсон, которая написала эту пьесу и сыграла в ней вместе со своим партнером Джозефом Калленом, была вдохновлена на ее создание чтением биографии Бориса III — книги Стефана Груэффа под названием «Терновый венец». Вместе с Калленом она наткнулась на нее на книжной полке своего деда в 2017 году. Уилсон выросла в Бостоне, но каждое лето ездила в Болгарию. При этом она никогда не слышала ни об этом царе, ни о том, что он предотвратил нацистскую депортацию евреев своей страны.
«Вторая мировая война — вроде бы хорошо пройденный период истории. Великобритания и США имеют ясные представления о своем участии в ней, — говорит Уилсон. — И для меня было настолько шокирующим, что никто из нас ранее не слышал о Борисе III, и в частности я, будучи болгаркой…»
«Царь Борис был искренне любим своим народом, как ни один другой правитель в довоенной Европе, — пишет Груэфф во вступлении к своей книге. — Но его также обвиняли в том, что он вовлек Болгарию в немецкий лагерь во время Второй мировой войны, и критиковали за осуществление «личной диктатуры» в течение последних восьми лет его правления».
Каллен и Уилсон потратили три года на чтение литературы о скандальном болгарском монархе. Прочли все, что смогли найти.
В итоге премьера их первого спектакля — постановки театра Out of the Forest, в которой основное внимание уделялось «несправедливо забытым сюжетам из истории», — состоялась на лондонском фестивале VAULT в марте 2020 года. Затем пьеса с ошеломительным успехом была поставлена также на Эдинбургском фестивале Fringe и в театре Arcola.
Пьеса «Борис III» подробно описывает историю жизни монарха, фокусируясь на годах Второй мировой войны, когда Гитлер попытался сделать Болгарию союзником и вынудить ее отказаться от своих евреев.
Борис мечется между моральным долгом и необходимостью умиротворить нацистов, а также свой прогерманский военный кабинет.
В пьесе рассказывается и о простых болгарах, которые деятельно пытались спасти еврейское население.
Драматическая история достигает высшей точки своего напряжения, когда Борис тайно подписывает указ об отправке 20 000 евреев в лагеря смерти, в то время как праведные болгары протестуют и прячут евреев в своих домах и магазинах.
В пьесе, как и в реальной жизни, царь Борис в конце концов отменяет указ под давлением общественности. Вместо депортации в нацистские концентрационные лагеря он заставляет всех трудоспособных мужчин-евреев строить дороги, тем самым спасая их.
«Настоящие герои в этой истории — не такие лидеры, как Уинстон Черчилль, а простые люди «на земле», которые делают то, что считают нужным, рискуя своей жизнью», — заявляет режиссер спектакля, драматург Ханна Хауэр-Кинг (кстати, ее брат Джона Хауэр-Кинг — еврейская звезда фильмов «Русалочка» и «Татуировщик из Аушвица»).
Наследие царя Бориса III остается предметом споров для болгарских и еврейских историков. Некоторые, например Груэфф, считают, что он был хорошим человеком, оказавшимся в крайне затруднительном положении.
Ведь все же, несмотря на количество евреев, спасенных в самой Болгарии, нельзя игнорировать масштабы смертей при его правлении: так, в обмен на возвращение территорий Фракии, Македонии и Пирота державами Оси 11 343 еврея, живших в этом регионе, были отправлены в Треблинку и Аушвиц. Из них выжили только 12 человек.
Каллен, который играет Бориса, говорит, что он старается играть царя не как сильного человека, а скорее как «слабого, который находит моменты силы».
На протяжении всего спектакля, пока он намеревается принять решение лишить евреев гражданства и утвердить законы, призванные «предотвратить развращение Болгарии еврейским влиянием», он постоянно спрашивает публику: «Что бы вы сделали?»
Тем временем, столкнувшись с давлением со стороны своего военного кабинета, Борис III на сцене превращается в некую карикатуру на антисемитизм, пытаясь оправдать свое поведение по отношению к евреям, в то время как его действия «пожирают» его самого.
«Болгария расположена в таком месте, что ее физически разрывают со всех сторон. Поэтому есть центральная фигура, которой приходится принимать ряд трудных решений, — замечает Каллен. — У Бориса явно были фашистские наклонности. И тем не менее в результате событий, произошедших при его правлении, было спасено около 50 000 жизней. Одновременно погибло более 11 000. И наша пьеса задается вопросом: а можно ли свести проблему к тому, что кто-то был хорошим парнем или плохим?»
«Я хочу, чтобы зрители задумались о том, как рассказываются исторические сюжеты, чтобы они были поражены их сложностью и тем, что история не существует в черно-белом цвете», — добавляет Хауэр-Кинг.
Среди работ Ханны Хауэр-Кинг есть такие феминистские спектакли, как «Министерство по делам лесбиянок» и «Волна». Она рассказывает, что в данном случае ее привлек материал, потому что в нем подчеркиваются повседневные усилия женщин по спасению болгарских евреев.
«Это мой первый спектакль, в котором мое еврейство становится частью опыта, — заявляет она. — Мои отношения с иудаизмом и моим сообществом постоянно меняются, поэтому возможность перенести все это на репетиционную площадку означала для меня буквально все».
В спектакле звучит славянская и еврейская музыка, в том числе болгарская народная, клезмерские и канторские напевы в сопровождении живого оркестра на трехструнных инструментах и флейте.
«Это еврейская и болгарская история, и мы хотели объединить разные музыкальные стили, — рассказывает Уилсон. — Звучание болгарской народной музыки чрезвычайно похоже на еврейские мелодии. Думаю, тематически это соответствует содержанию всей работы».
Несмотря на то, что в спектакле затрагиваются вопросы жизни и смерти, «Борис III» — комедия, хотя и мрачная. Фарс и современный сленг придают постановке легкость. Каллен говорит, что юмор помогает сделать особенно неприятные моменты этой истории доступными зрителю.
«Некоторые театральные сюжеты предназначены лишь для тех, кто имеет высшее образование, и там не прилагается достаточных усилий, чтобы каждый мог извлечь уроки из той или иной темы, — заявляет Каллен. — Мы же хотим, чтобы все наши зрители, уходя, подумали: «Эта история для меня».