Рэп-раввин, который сменил хардкорные вечеринки на хасидский хип-хоп
«Это было уникальное и странное путешествие. Полная противоположность тому, что обычно делают люди, – и тому, что кто-то мог бы себе представить на мой счет».
Уникальность и странность — так можно подвести итог пути, пройденному Моше Реувеном, пишет журналист Metro.co.uk Алистер Макджордж.
31-летний раввин сменил образ жизни, связанный с вечеринками, на громкую карьеру, став одним из самых популярных рэп-мегазвезд в Израиле и во всем мире, с почти 2 млн подписчиков в инстаграме (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией. — Ред.). Количество подписчиков и поклонников продолжает расти.
Еврейская звезда хип-хопа, Моше родился во Флориде. Размышляя о своей необычной жизненной траектории, сегодня он замечает: «В конечном счете, быть аутентичным, быть самим собой – это единственный вариант, который у меня есть, и это то, ради чего я здесь».
Нельзя сказать, чтобы это был легкий путь.
Моше, который носит еврейское имя, данное ему при рождении, в детстве был известен как Марк. Он унаследовал страсть к музыке от своей семьи, где, по-видимому, все, от тетушек до родителей и брата, обладали какими-то музыкальными навыками.
Вдохновленный такими звездами, как Кид Кади и Канье Уэст, он писал песни с юных лет и все время был в поисках своего пути в музыке по мере того, как рос и получал новый опыт.
В старшей школе он был очень популярен среди сверстников, гулял по ночам, увлекался вечеринками до тех пор, пока неудачный опыт накачивания наркотиками не заставил его наконец очнуться.
«Если вы видели все эти сцены в фильмах о школах, то мы были в этом отношении просто сумасшедшими, — признается он. — Но с того момента я начал молиться Б-гу каждый день и пытался бросить пить, изменить свои ценности, чтобы сосредоточиться на идее жить нормальной жизнью и оказывать хорошее влияние на мир вокруг себя».
Раввин, получивший свою смиху в 2021 году, он добавляет: «Я пожертвовал веселой жизнью, чтобы попытаться сделать то, чего хочет от меня Б-г. И это было действительно трудно».
В то время как его друзья – с некоторыми он общается до сих пор, другие разошлись – в колледже шли в одном направлении, Моше пошел в другом. Это стало «настоящим конфликтом» и благословением одновременно.
Он смеется: «Многие вещи в том, что касается соблюдения традиции, похожи на искушение, борьбу и все такое. Воплощая все это, если вы сможете стать раввином, вы, вероятно, сможете духовно выжить уже повсюду».
Впрочем, у него еще была музыка, немного хип-хопа, и все это не всегда соответствовало его развивающейся вере. Но он сумел найти свой путь.
От Кида Кади и проникновенной музыки 1970-х и 1980-х до духовных песен, он сумел все это «смешать с созданием музыки».
«Я хотел быть уверен, что слушаю ту музыку, которая принесет пользу моему «путешествию», — объясняет он. — И я все еще хотел иметь возможность создавать музыку, которая была бы более современной. Надеюсь, она будет именно такой».
«Мне не нужно жертвовать всем, потому что я стал религиозным, или потому, что я пытаюсь делать то, чего хочет от меня Б-г. Вполне можно создавать такую музыку, какую хочет Б-г», — отмечает он.
Все это стало проблемой, учитывая антисемитизм и конфликты в наше неспокойное время, особенно после нападения ХАМАСа на Израиль в октябре 2023 года.
Это было странное время для творческих евреев, поскольку «люди не решались вообще что-либо сделать». А Моше между тем уже планировал выпустить свой сингл под названием Red And Yellow.
Хит, последовавший за чрезвычайно успешным You Are Not Alone, был написан почти год назад, но вышел в идеальное время, чтобы призвать к миру и занять четкую позицию.
Сюда вошла и церемония вручения премии «Грэмми», когда он использовал свое появление на красной дорожке, чтобы призвать к освобождению израильских заложников, одновременно стараясь «противостоять антисемитизму».
Большая часть оскорблений, с которыми сталкивается Моше, происходит в интернете, и он даже шутит о том, что «получил угрозу смертью от какого-то 13-летнего ребенка, проводящего весь свой день за видеоиграми».
Его реакция варьируются от игнорирования угроз до насмешки над ними.
«Обычно люди не делают ничего явно антисемитского, это больше похоже на латентный антисемитизм», — заявляет он, отмечая, что комментарии Канье Уэста в свое время оказали влияние на часть его поклонников: «Эти люди боготворят его и действуют так же, как он. И если он что-то говорит, то они следуют его примеру. Даже если то, что он говорил, было основано на его личном опыте и его проблемах, является ли он настоящим антисемитом или просто говорит что-то из-за расстройства, — все это вызывает много проблем».
Моше Реувен
Моше признает, что с этим «трудно смириться», поскольку он смотрел на этого рэпера как на человека, «делающего что-то значимое в музыке».
Тем не менее, раввин Реувен не намерен отклоняться от своей веры – начиная от образа на сцене до текстов в песнях.
«Я не прячусь ни от чего, — добавляет он. — Мне хотелось бы услышать, что есть такой еврей, который стал больше гордиться своим иудаизмом из-за того, что я делаю».
Распространению этого послания через музыку могло бы способствовать сотрудничество. Моше стремился работать с такими исполнителями, как Кид Кади, Джелли Ролл и Пост Мэлоун, а также с такими легендами, как Пол Маккартни, Элтон Джон и Дрейк.
«Дрейк еще один рэпер-еврей, и он оказался одним из величайших артистов в мире, — замечает он. — Было бы невероятной удачей донести мою музыку до большего количества людей».
Не быть изолированной, в этом видит задачу своей музыки Моше: он хочет пропагандировать идею инклюзивности по всему миру.
«Я никогда не хотел создавать музыку исключительно для религиозного сообщества, — улыбается он. — Я хочу, чтобы она была для всех».