Человек

Клаудия Шейнбаум: возможно, первая еврейка-президент и первая женщина-президент в Мексике 

Подготовил Семен Чарный 12 октября 2023
Поделиться

Если все так пойдет, то в 2024 году Мексика может избрать свою первую женщину-президента, пишут журналисты JTA Джейкоб Кесслер и Гейб Гридман. Двумя ведущими кандидатами на выборах будущего года по опросам являются бывший мэр Мехико Клаудия Шейнбаум и сенатор-правоцентрист Сочитль Гальвес.

Эта ситуация свидетельствует и еще об одной детали: Шейнбаум, которая в настоящее время является фаворитом, может стать первым президентом-евреем в своей стране.

Клаудия Шейнбаум

Ранее 61-летняя Шейнбаум была объявлена кандидатом от левой партии «Морена», которую возглавляет уходящий президент страны Андрес Мануэль Лопес Обрадор. С момента выдвижения ее поддержка только увеличилась: согласно опросу, проведенному газетой El Pais, Шейнбаум поддерживают 47% избирателей, а Гальвес – лишь 30%.

В случае избрания Шейнбаум пополнит ряды немногих евреев за пределами Израиля, которые были избраны на высший пост в своем государстве, в том числе Джанет Джаган из Гайаны, Рикардо Мадуро из Гондураса, Педро Пабло Кучински из Перу и Владимир Зеленский из Украины. Шейнбаум также может стать первым евреем в истории, который возглавит страну с населением более чем 50 млн человек.

Вот краткий обзор биографии Шейнбаум и того, как ее еврейство стало частью кампании.

Она учёный, лауреат Нобелевской премии и политический либерал, победивший преступность.

Родившаяся в семье двух профессоров естественных наук в Мехико, Шейнбаум сама изучала физику и стала профессором инженерного дела в Национальном автономном университете Мексики. Ее исследования были сосредоточены на использовании энергии в зданиях и транспортной системе. Вместе с другими экспертами межправительственной группы ООН по изменению климата она выиграла Нобелевскую премию мира 2007 года.

Став главой правительства Мехико, Обрадор в 2000 году назначил Шейнбаум своим министром по вопросам окружающей среды. Она стала его близким союзником и в начале 2010-х присоединилась к его новой левой партии «Морена» (названной в честь католической покровительницы страны, Девы Марии Гваделупской). 

В 2015 году она была избрана мэром Тлалпана, крупнейшего района Мехико, а в 2018-м стала мэром всего города. Летом 2023 года она ушла с этого поста, чтобы принять участие в президентской гонке.

Как и у Обрадора, чей рейтинг одобрения (более 60%) является одним из самых высоких в мире, платформа Шейнбаум включает борьбу с глубоко укоренившейся в Мексике коррупцией, продолжение финансовой помощи наиболее уязвимым слоям населения и развитие энергетического суверенитета страны. Но Шейнбаум, скорее всего, будет в большей степени сторонником защиты окружающей среды, чем Обрадор: нынешний президент поддерживает нефтяную промышленность Мексики, а Шейнбаум заявила, что будущее страны «в основном должно быть связано с возобновляемыми источниками энергии».

Будучи мэром Мехико, Шейнбаум провела свой город через наихудшие времена пандемии сovid-19. В то время как Обрадор, казалось, приуменьшал угрозу вируса, Шейнбаум выступала за маски и увеличение тестирования на раннем этапе. Заслуживает отдельного внимания то, что в стране, охваченной насилием, она сумела сократить уровень убийств в столице почти вдвое.

Но во время ее пребывания на посту мэра также назрели некоторые разногласия. Несмотря на расширение сети общественного транспорта, в городском метро произошло как минимум десяток аварий, некоторые со смертельным исходом. Критики Шейнбаум говорят, что она сделала недостаточно, чтобы восстановить разрушающуюся инфраструктуру.

Шейнбаум столкнулась с противоречиями, связанными с инфраструктурной катастрофой, будучи главой Тлалпана. В 2017 году во время землетрясения, в результате которого погибло более 300 человек, в районе Шейнбаум обрушилась начальная школа. Погибли 19 детей и шестеро взрослых. На крыше школы были устроены апартаменты, что лишило ее устойчивости. Многие критиковали Шейнбаум за то, что она позволила районным чиновникам утвердить разрешение на подобное строительство. Она извинилась за случившееся, но родители погибших детей до сих пор считают ее ответственной.

Ее еврейская идентичность носит скорее политический, чем религиозный характер.

У Шейнбаум с одной стороны бабушка и дедушка были ашкеназами, иммигрировавшими из Литвы в 1920-х годах, другие ее бабушки и дедушки – сефарды, покинувшие Софию (столицу Болгарии) в 1940-х годах, спасаясь от Холокоста. Она рассказывала, что праздники всегда отмечала дома у бабушки и дедушки, но ее собственная семейная жизнь абсолютно светская.

В 2018 году сообщалось, что Шейнбаум чувствует себя связанной с историей евреев в их политической активности, но не в такой степени с религией и ее традициями. Как многие светские левые евреи в Мексике, ее родители переехали на юг города, чтобы быть ближе к Национальному автономному университету Мексики, рассаднику политического активизма. Во время своей кампании по избранию на пост мэра в 2018 году Шейнбаум сказала группе еврейских женщин-избирателей, что она «гордая еврейка».

Она не делает никаких публичных заявлений об Израиле или о том, что считает себя членом меньшинства, хотя евреи составляют менее 1% населения столицы. Неизвестно, принадлежит ли она к общине какой-либо синагоги или другого еврейского учреждения.

«В Мексике большая часть [евреев] принадлежит к одной из пяти или шести крупных общин, — рассказывает декан факультета иудаики Еврейского университета в Мехико Дэниел Файнштейн. – Страна известна тем, что является домом для множества сплоченных ортодоксальных общин, многие из которых мало общаются. Я не думаю, что она <Шейнбаум> связана с какой-либо из этих  общин. Ее не считают, скажем так, «одной из нас». Я думаю, ее воспринимают просто как человека еврейского происхождения, который развивает свою деятельность как ученый, а затем и как политик».

Между тем, еврейство Шейнбаум выглядит назревающей проблемой в предвыборной гонке. Хотя мексиканцы, как правило, являются набожными католиками, по словам мексиканского социолога из Калифорнийского университета в Сан-Диего Хуана Пабло Пардо-Гуэрры, в стране существует длительная история отделения религии от политики.

«Мексиканская политика на самом деле всегда была довольно светской, — говорит он. — Поэтому религия президента и его религиозные практики никогда не обсуждаются».

В нарушение этой негласной традиции бывший президент Висенте Фокс назвал Шейнбаум «болгарской еврейкой», явно пытаясь этим принизить ее кандидатуру. 

«Единственный мексиканец — это Сочитль», — добавил Фокс, имея в виду соперницу Шейнбаум.

Позже Фокс извинился, а Гальвес осудила его комментарии. Но с момента выдвижения  своей кандидатуры, всего за несколько месяцев официальной предвыборной кампании, Шейнбаум уже дважды публиковала свое свидетельство о рождении в «Х» и опубликовала также предвыборный рекламный ролик, подчеркивающий ее мексиканскую идентичность перед лицом нападок на еврейское происхождение.

Пардо-Гуэрра заявляет: по его мнению, еврейская идентичность Шейнбаум не сыграет важной роли при подсчете голосов в будущем году. Но он отмечает также, что в мексиканском политическом дискурсе «может быть сложно отличить глупость от антисемитизма».

«То, что в некоторых случаях говорилось о Клаудии Шейнбаум, очень близко к антисемитизму, — говорит он. — По большей части это невежество, но я бы не сказал наверняка, что тут нет и какой-то другой позиции».

Профессор сравнительной литературы Университета Вашингтона в Сент-Луисе Табеа Алекса Линхард, которая читает курсы по мексиканской культуре и культуре еврейской диаспоры, также утверждает, что в твите Фокса было «немного и антисемитизма, и невежества».

«В Мексике, как и в других местах, сохраняются различные формы антисемитизма, — говорит она. – Трудно не увидеть, например, отголоски теорий заговора, касающихся места рождения Барака Обамы… Это политическая уловка, но в США это имело важные последствия. Подобный  намек может иметь последствия и в Мексике».

Видимо, большинство мексиканских евреев не проголосуют за Шейнбаум.

Среднестатистического мексиканца, возможно, и не волнует религия Шейнбаум, но среднестатистический мексиканский еврей, вероятно, все же не проголосует за нее. Как и большинство других еврейских общин Латинской Америки, большинство евреев Мексики придерживаются консервативных политических взглядов. Платформа Шейнбаум не является радикально левой по сравнению с платформой других левых лидеров, но Гальвес, основавшая две технологические фирмы, может быть более привлекательным кандидатом для консервативно настроенных евреев, многие из которых являются владельцами бизнеса.

«Я думаю, что большинство [мексиканских евреев] проголосуют за Сочитль Гальвес, — замечает Файнштейн. — [И их решение] не связано с еврейским или нееврейским происхождением кандидатов».

Он добавляет, что против «Морены» голосует большинство людей из «высшего среднего класса», а не только евреи. Однако упоминает, что «есть и другие группы евреев, которые активны в «Морене» и поддерживают эту партию».

Линхард также считает, что голосование евреев не будет зависеть от этнического происхождения кандидата.

«Еврейская община Мексики очень разнообразна, — говорит она. — Некоторые будут идентифицировать себя с Шейнбаум, некоторые — нет. Но голос мексиканских евреев, скорее всего, будет зависеть от ее платформы и платформы ее оппонентки».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Remezcla: Революционерка, открывшая миру Риверу, Кало и Сикейроса

Она понимала, какой негативный облик Мексики создают американские СМИ, и читала публикуемые в Соединенных Штатах истории о тяжелом положении евреев к югу от границы. Анита, которая играла активную роль в приеме евреев‑эмигрантов в порту Веракрус, горячо защищала свою родину. Ее первые журналистские работы в журнале «Нэйшн» и в Еврейском телеграфном агентстве были написаны специально, чтобы создать позитивный образ Мексики как безопасной гавани для евреев.

Путешествие дневника мексиканского криптоиудея

В тюремной камере Карвахалю снились яркие сны, в которых царь Соломон наливал ему вкусный и питательный напиток. Выйдя из заключения, Карвахаль уверился, что эти видения были посланы ему еврейским Б‑гом. Охваченный религиозным пылом, он начал вести крохотные тетради, где писал от имени Иосифа Просвещенного в честь библейского героя чьей реинкарнацией он себя считал.