Колумбийские потомки криптоевреев заново открывают свои корни
Около трехсот человек принадлежат к еврейской общине Белло, небольшого городка в Колумбии, пишет журналистка The Media Line Дебби Монтблатт. Они посещают синагогу, соблюдают законы кашрута и изучают Тору. Менее 30 лет назад члены общины еще не считали себя евреями. С тех пор многие открыли для себя еврейские корни, скрытые традиции, которые соблюдали их бабушки и дедушки, опасаясь преследований, и обратились в иудаизм.
Их синагога, гармонирующая с другими бетонными сооружениями в скромном районе, — для прихожан центр еврейской жизни, молитвенный дом и место встреч.
Процессом создания еврейской общины в Белло (департамент Антиокия на северо-западе Колумбии) руководил раввин Элад Вильегас, который сам обратился в иудаизм, будучи пастором евангелической церкви с тремя тысячами прихожан.
«Самым важным решением, которое я принял в своей жизни, был уход с должности пастора церкви и обращение в иудаизм», — рассказывает Вильегас, ныне главный раввин общины в Белло.
Он вспоминает, как поехал в Израиль в 1998 году в качестве пастора. «Я был очень удивлен, увидев сходство между еврейской, израильской культурой и культурой Антиокии», — заявляет он.
Несколько лет спустя Вильегас решил вернуться в Израиль в поисках ответов на некоторые из своих богословских вопросов. После бесед с израильскими раввинами Вильегас решил принять иудаизм.
«В мои расчеты не входило, что около 600 человек из церкви последуют за мной», — заявляет он.
Возвращение к иудаизму в Колумбии
Антиокия, один из 32 департаментов Колумбии, известна тем, что 500 лет назад во времена испанской инквизиции туда приехало большое количество евреев из Испании. Многие приехавшие евреи обратились в католицизм, но продолжали тайно исповедовать иудаизм. Такие евреи известны как криптоевреи, или марраны (от испанского слова «свинья»).
Альберто Антонио Берон Оспина, профессор, специалист по истории Латинской Америки в Технологическом университете Перейры в Колумбии, рассказывает: несмотря на то, что большинство населения Антиокии христиане, на ее культуру сильно повлияли традиции сефардских евреев. Он отмечает, что на местный диалект повлиял ладино, также известный как иудео-испанский, и что здания здесь также имеют сходство с сефардским архитектурным стилем.
43-летний раввин Эзра Родригес, член еврейской общины Белло, говорит, что его бабушка и дедушка придерживались некоторых явно еврейских традиций, несмотря на то, что называли себя христианами.
По словам Родригеса, у его бабушки и дедушки по материнской линии «была очень особенная жизнь»: «Мой дед всегда покрывал голову, аргументируя это тем, что так выглядит знак уважения к Богу, и не ходил на воскресные службы в церковь, потому что там его заставят снять шапку».
Он отмечает, что его дед лишь изредка покупал мясо на рынке и лишь после того, как сам был свидетелем забоя. «В доме моих бабушки и дедушки не было свинины», — свидетельствует он. Его бабушка и дедушка заставляли его мыть руки перед едой и молиться перед едой и после нее.
Во внутреннем дворе дома бабушки и дедушки, по словам Родригеса, «дед построил каменную печь, которая не работала весь год, но на Песах, который обычно совпадает с Пасхой, он все убирал в доме, поясняя, что эту неделю нужно встречать в чистоте и топить печь только для продуктов, не содержащих пшеницы».
Бабушка и дедушка Родригеса часто в речи использовали междометие «ну», которое обычно используется на иврите и в еврейских общинах для обозначения «продолжать».
«Их представление об Иисусе сильно отличалось от того, как это выглядит в христианстве, — говорит Родригес. — Мой дедушка утверждал, что Иисус был человеком, который хорошо толковал Библию, вот и все».
37-летняя Иехудит Агудело, жена Родригеса, делится подобными же историями и о своих бабушке и дедушке.
«Моя бабушка рассказывала, что слышала, как ее бабушка и тетя разговаривали на каком-то странном испанском», — свидетельствует она, имея в виду ладино.
«Моя бабушка раздавала милостыню нуждающимся каждый день, но не по субботам, говоря, что в этот день мы не раздаем милостыню», — замечает она.
Агудело и Родригес принадлежали к евангелической общине Вильегаса. Они были друзьями, их интересовал иудаизм и истории их семей. Когда Вильегас объявил о своем обращении в иудаизм, они решили присоединиться к нему.
Сегодня Родригес служит раввином еврейской общины Белло и ее научным руководителем. Он переписывает общинные мезузы — свитки пергамента с молитвой, которые закрепляют на дверных косяках. Родригес проверяет записи в свитках Торы, дабы убедиться, что в них нет несовершенств. Он также служит шойхетом и помогает совершать традиционные еврейские захоронения.
Его жена Агудело, инженер-пищевик, помогает Родригесу в процессе сертификации кашрута. Она также дает уроки женщинам в общине и изготавливает традиционные еврейские платки для женщин.
Вильегас рассказывает, как трудно было создать еврейскую общину с нуля: «Всего за одно поколение нам пришлось реализовать все».
В конце концов община нашла в Майами раввина, который помог с организацией. Они начали работать над созданием синагоги, закупкой еврейских ритуальных предметов и накоплением денег на покупку свитка Торы.
Члены раввинского суда США посетили Белло в 2008 году, и 72 члена общины воспользовались возможностью, чтобы официально принять иудаизм. По словам Вильегаса, постепенно обратилась и остальная часть общины. В 2013 году Вильегас поехал в Израиль с намерением учиться в ешиве «Диаспора» в Иерусалиме. Там он получил раввинскую смиху.
В настоящее время «община насчитывает 300 членов, около 60 семей, многие из них уже находятся в Израиле или США и хотят стать частью более сильных еврейских общин и посещать ешивы».
Хотя некоторые предпочитают искать более крупные общины, община Белло предоставляет все возмождности для еврейской жизни. 80% членов общины живут в районе Лас-Кабаньяс, где соблюдаются все традиционные еврейские законы, в том числе отдых по субботам, кашрут и ежедневная молитва в группе не менее 10 мужчин.
Во второй половине дня дети изучают Тору, занятия также транслируются онлайн. «В настоящее время эти уроки Торы виртуально посещают 90 детей со всей страны», — рассказывает Вильегас.
Для еврейских захоронений община приобрела участок земли на нееврейском кладбище. В окружении тысяч христианских могил, украшенных крестами и цветами, можно увидеть еврейские надгробия с выгравированной звездой Давида и разбросанными по ним камнями. «Мы имеем 60 двухместных могил, так что участок может вместить 120 человек, — замечает Вильегас, — таким образом он решает очень важную потребность».
Община Белло также приняла многих обращенных в иудаизм из других стран.
54-летний Йосеф-Барух Торрес прожил в Коста-Рике более 20 лет, но решил вернуться в Колумбию, чтобы стать частью новой еврейской общины. Ему было трудно исповедовать иудаизм в Коста-Рике, не будучи членом общины.
Перед переездом в Коста-Рику Торрес прошел гиюр. «Я всегда был близок к иудаизму, — заявляет он. — Мой отец работал с еврейскими семьями, поэтому у нас всегда была тесная связь с еврейской общиной. Позже мы узнали, что прабабушка была марокканской еврейкой. Моя бабушка готовила нам ту еду, которая обычна для Ближнего Востока, а мы этого даже не понимали».
«Тогда я принял Тору», — продолжает он. Торрес обратился в иудаизм и совершил обрезание. Пытаясь практиковать иудаизм в Коста-Рике, он связался с Вильегасом, который приветствовал его в своей общине. Сын Торреса, которому Вильегас помог поступить в израильскую ешиву, вскоре должен пойти на службу в израильскую армию.
44-летний Авраам Давид Вила Родригес приехал в Белло с Кубы восемь месяцев назад в поисках лучших условий для еврейской жизни.
Вила Родригес уже 10 лет как соблюдающий еврей. По его словам, трудно исповедовать иудаизм на Кубе из-за коммунистического характера страны: «Я решил приехать в Колумбию для того, чтобы присоединиться к этой общине, проделавшей солидную работу в Латинской Америке».
«Нелегально перебрался в Колумбию из Венесуэлы, убегая от пограничной полиции. Каждый член моей семьи привез с собой лишь один рюкзак», — поясняет он. Вила Родригес отмечает, что в Белло семья нашла жилье, кошерную еду и доступ к еврейским ритуальным предметам.
Белло — одна из нескольких новых еврейских общин Колумбии. Главный раввин Колумбии Альфредо Гольдшмидт рассказывает, что тенденция к появлению еврейских общин, состоящих в основном из новообращенных, возникла в начале 2000-х. По словам Гольдшмидта, хотя такие общины существуют по всей Латинской Америке, Колумбия выглядит в этом ряду как организационный лидер.
Гольдшмидт объясняет эту тенденцию центральной ролью религии в колумбийской культуре. «Они верующие, и значительный процент новообращенных имеют еврейское происхождение», — заявляет он. «Но есть и те, кто разочаровался в католической церкви и перешел в евангельское христианство. Некоторые из них перешли в мессианский иудаизм, что тоже достаточно локальное явление, поскольку они стараются сохранить иудаизм, но верят в Иисуса».
По оценкам главного раввина Колумбии, в стране около 12 новых общин, а также множество небольших групп.
По его словам, еще пять лет назад большинство этих групп росло, но теперь размер сектора, похоже, стабилизировался. Он объясняет это высоким процентом эмиграции в Израиль: «Если в какой-то момент появилось 2000 новых евреев, то из 2000 более 500 уже находятся в Израиле».
Он также отмечает, что у некоторых членов общины возникают все же проблемы с переездом в Израиль, потому что правительство не всегда признает их евреями.
«Мы хотели бы добиться большей взаимности со стороны Государства Израиль по отношению к нашей общине», — говорит Вильегас, отмечая, что многие молодые члены общины служат в израильской армии.
«Мы надеемся, что на политической арене и во всех сферах, над которыми мы работаем, будет прогресс», — заключает он.