Песах

Учение Хабад. Пробуждение человека

Йоэль Кан. Перевод и составление комментария Михаэля Корица 9 апреля 2023
Поделиться

Счет омера и его смысл

Полнота освобождения из Египта была достигнута лишь во время дарования Торы, поскольку ему предшествовало особое служение счета омера, о котором написано в Торе: «И отсчитайте себе <…> семь полных недель» Ваикра, 23:15.
.

Хотя заповедь счета омера была дана после Синайского откровения, известны слова Рана Ран. Комментарий к Вавилонскому Талмуду, трактат Псахим, глава 10.
о том, что заповедь счета омера дана в память о днях, которые отсчитывали евреи после выхода из Египта в ожидании дарования Торы, как бы впервые осуществив подсчет дней от Песаха до Шавуот.

Объясняется в исследованиях хасидского учения См.: Рабби Рашаб. Маамарим 5662, Машхени ахареха; Любавичский Ребе. Маамарим 5711, Усфартем.
, что семь недель счета омера соответствуют семи качествам человеческой души. За эти семь недель между выходом из Египта и получением Торы человек должен исправить, усовершенствовать качества своей души, и каждому из них соответствует одна из недель. При более детальном подходе можно рассматривать каждое из качеств души в его соотношении со всеми остальными. Так, качество доброты включает доброту в доброте, строгость в доброте, великолепие в доброте и т. д.; аналогично детально рассматриваются и остальные качества. Таким образом, каждый из дней этих семи недель соответствует одному из таких частных качеств, и в этот день человек должен улучшить соответствующую дню грань качества.

Об этом говорится в молитве «Властелин мира», которую произносят после совершения заповеди счета омера: «Да будет угодно Тебе <…> чтобы в заслугу того, что сосчитал я сегодня дни, прошедшие от приношения омера, был исправлен вред, нанесенный мной качеству В молитве упоминается сфира, то есть Б‑жественное качество, поскольку ущерб, нанесенный душе, как бы проявляется и в высших мирах (см. об этом подробнее в 6.8).
Доброта в Доброте» в первый день счета; «Строгость в Доброте» — во второй; «Великолепие в Доброте» — в третий и т. д., вплоть до седьмого дня первой недели, когда совершенствуется качество «Царственность в Доброте». Так продолжается во вторую неделю по отношению к качеству Строгости и т.д., вплоть до седьмой недели, когда исправляются все аспекты качества Царственности.

■ К концу египетского рабства евреи находились на самом низком из уровней зла, и лишь немедленное освобождение из рабства спасло их. В книгах каббалы объясняется, что к тому времени евреи прошли 49 ворот духовной нечистоты из 50 возможных Зогар хадаш, 52а.
(50 — числовое значение слова тума, «нечистота» Хатам Софер. Комментарий к Вавилонскому Талмуду, трактат Нида, 9а.
). Каждый из 49 дней после выхода из Египта и до дарования Торы был подъемом на одну ступень из духовной нечистоты; в наше время служение дней счета омера является аналогом того духовного подъема, который переживал еврейский народ в период подготовки к дарованию Торы.

 

Необходимость самостоятельного служения

Только после завершения служения семи полных недель, в течение которых человек детально исправляет свои душевные качества, он полностью выходит из внутреннего Египта и становится достойным получить Тору. Пока это исправление не завершено до последней детали, выход из духовной нечистоты Египта лишь внешний, а внутренне человек по‑прежнему в Египте.

Поэтому полностью выход из Египта был завершен лишь после окончания еврейского служения 49 дней, направленного на исправление своих душевных качеств.

Таков смысл слов мудрецов Талмуда Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 146а.
, из которых видно, что скверна не оставила евреев См. об этом в четвертом уроке.
, вышедших из Египта, вплоть до дарования Торы. На первый взгляд это непонятно, ведь в момент выхода из Египта «раскрылся им Властелин царей над царями, Святой, благословен Он, в величии Своей славы» Слова из Пасхальной агады. ; как же возможно, что и после такого великого откровения сохранилась в них скверна? Но дело в том, что все время, пока человек не работает над исправлением своих качеств, даже самые высокие откровения (и даже если источник этих откровений — «Властелин царей над царями, Святой, благословен Он, в величии Своей славы») не отменяют внутренней связи человека с египетской скверной.

Несомненно, откровение Сверху воздействует на человека, чтобы он «вышел из Египта» («раскрылся им <…> и избавил их»), но, несмотря на это, поскольку избавление это происходит лишь из‑за откровения Сверху, а не в результате служения человека, оно остается лишь внешним, но внутренне человек по‑прежнему пребывает в скверне и нечистоте Египта. Для полного очищения от скверны от человека требуются работа над собой и большие усилия по исправлению и очищению качеств своей души. Лишь тогда полностью уйдет из него скверна и он станет свободным человеком.

 

Что заставляет проснуться

Существует два вида пробуждения желания приблизиться к своему Творцу.

1) Пробуждение, пришедшее Сверху, на языке хасидского учения оно называется «пробуждение Наверху».

Дадим пример пробуждения, приходящего извне. В еврейских книгах объясняется, что существует голос, идущий по всему миру с призывами, направленными на пробуждение человека к служению его Создателю См., например, Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 15а: «Распространился голос, провозгласивший: “Вернитесь, шаловливые дети!”»
.

• В трактате Авот написано о голосе, призывающем свыше: «Горе вам, творения, оскорбляющие Тору» Мишна, трактат Авот, 6:2, от имени рабби Йегошуа бен Леви.
. Комментаторы считают, что голос этот звучит не в материальном мире, а обращен к душе, еще не ограниченной телом; т.к. человек — душа, облачившаяся в тело, — человек голоса не слышит, тем самым он не влияет на свободу выбора между добром и злом.

На первый взгляд непонятно: в чем польза этих призывов, если люди их не слышат?

Рабби Исраэль Бааль‑Шем‑Тов объясняет Рабби Шнеур‑Залман. Дикушей Тора, Деарим, збд; объяснение приведено от имени Бааль‑Шем‑Това.
, что, когда к человеку внезапно приходят мысли о раскаянии, чему не предшествовала никакая внутренняя подготовка с его стороны, это значит, что источник его души Наверху «услышал» призыв голоса, о котором говорили мудрецы, и это подействовало на часть души, облачившейся в тело, заставив человека пробудиться в раскаянии.

Таково общее понятие «пробуждения Наверху» — человек ощущает отблеск Б‑жественного света в своей душе, и благодаря этому происходит его активное пробуждение к служению Всевышнему.

Слова Бааль‑Шем‑Това подобны описанному в книге Даниэля: «И люди, которые были с ним, не видели видения, но большой страх их охватил» Даниэль, 10:7.
. В Талмуде это комментируется так: «Хотя они не видели, но их звезды видели» Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 3а.
. Под «их звездами» здесь имеются в виду корни душ Наверху. «Их звездам» было видно пророческое видение, раскрывшееся Даниэлю, и это настолько повлияло на души, облачившиеся в тела, что «большой страх их охватил». Подобно этому душа Наверху слышит призыв, который влияет на часть души, облачившейся в тело.

2) Пробуждение человека, наступающее в результате его усилий, его служения Всевышнему. Например, он понимает из трудов хасидского учения или из книг этических наставлений серьезность ущерба, нанесенного совершенными им грехами, и это подвигает человека к раскаянию. На языке хасидского учения такое движение души называется «пробуждением внизу».

Эти два вида пробуждения различаются связью между пробуждением и пробудившимся человеком. Когда он пробуждается не из‑за нового понимания, выработанного разумом, а лишь потому, что ощутил в душе дополнительный свет, пришедший извне, нельзя сказать, что сам человек пробудился в раскаянии. На него в этом случае повлияли извне; говоря словами Талмуда: «[как будто] лев лежит на нем» Там же, трактат Эрувин, 78б.
.

• В Талмуде обсуждается галахический статус стены, являющейся необходимым элементом для определения границ двора, который можно при некоторых условиях рассматривать как частное владение, и тогда внутри него разрешено перемещение предметов в шабат. Лестница, примыкающая к стене, лишает ее иногда функции границы владения, поскольку стена делается преодолимой. Темой для дискуссии мудрецов Талмуда становится стена, на которую можно забраться по дереву. С одной стороны, стена перестала быть препятствием, с другой — в шабат запрещено залезать на дерево, и, значит, стена не меняет своего статуса. Про это и говорят «лев лежит на нем», то есть мудрецы запретили использовать дерево Раши. Комментарий к Вавилонскому Талмуду, трактат Эрувин, 78б.
, но стена потеряла свою функцию границы — человек может через нее перебраться, хоть ему это и запрещено. Выражение «лев лежит на нем» означает воздействие, которое не меняет сути предмета, а лишь не дает ее проявить.

В отличие от этого, когда человек учится, постигает важность пробуждения и пробуждается в результате учебы, это состояние глубже проникает внутрь человеческой сущности.

Поэтому пробуждение, пришедшее в результате откровения Сверху, не так прочно. Нередко мы видим, что человек сильно воодушевляется, но через некоторое время возвращается в прежнее состояние. Причина этого упадка в том, что даже в момент духовного подъема в этом состоянии не было связи с самим человеком. Источник воодушевления находится вне человека, не был связан с его существованием, и поэтому воодушевление могло прекратиться См.: Рабби Шнеур‑Залман. Ликутей Тора, Ваикра, 2:2.
.

■ Во втором уроке мы уже обсуждали, как размышление может помочь человеку исправить свои недостатки. Мы обращали внимание на то, каким образом этому исправлению могут помочь абстрактные представления хасидского учения и каббалы.

Сейчас нас интересует именно структура самих рассуждений и те условия, при которых изменение человека будет по‑настоящему прочным, а не временным.

Как пример размышления, в котором можно почерпнуть запас скромности, приведем слова мидраша о скромности Моше, которая упоминается в Торе («Моше был кротчайший из всех людей, которые на земле» Бемидбар, 12:3. ). Моше хорошо знал свои достоинства и заслуги, но был скромен и считал их результатом происхождения и качеств, полученных при рождении, а не собственной заслугой.

 

Духовный подъем и его результаты

Когда духовный подъем приходит Сверху, он имеет лишь общий характер и не относится к деталям. Общее воодушевление не способно воздействовать на отдельные душевные качества человека. Для их изменения требуется предметное размышление о конкретных деталях этих качеств.

Например, человек хочет избавиться от гордыни. Пока он считает, что ему есть чем гордиться, никакое духовное воодушевление по поводу важности скромности и отвратительности гордыни ему не поможет. Единственное, что может помочь, — это изучение этого вопроса и глубокое размышление, которые приведут к осознанию и ощущению того, что ему нечем гордиться.

Когда причиной гордыни является богатство, стоит поразмыслить об истинном его источнике. Не усилия человека привели к нему, а благословение Всевышнего, которое приносит богатство («Благословение Г‑сподне — оно обогащает» Мишлей, 10:22.
). Уникальные способности или хорошие душевные качества — тоже не повод для гордости, даже если эти черты являются результатом собственного труда. Об этом сказано в Мишне: «Если ты много учил Тору, не кичись этим, ибо для того ты и создан» Мишна, трактат Авот, 2:8
. Существует и много других тем для размышлений, смысл которых в опровержении оснований для гордости. Когда человек осознает, что гордиться ему нечем, он приобретает качество скромности.

Никакое воодушевление не поможет избавиться от недостатков без углубленных размышлений. Более того, даже если человек теоретически знает: гордыня недопустима и позорна, и «мерзость пред Г‑сподом всякий высокомерный» Мишлей, 18:5.
, — но не сумеет как следует вдуматься в это и не убедится в истинности этих слов, его рассудок будет предлагать реальные причины для гордости, и качество это непоколебимо останется в его сердце.

То же самое относится и к вожделению. Чтобы вырвать его из сердца (или хотя бы частично ослабить), необходимы размышление и осознание того, что удовольствия этого мира не являются для человека истинным благом. По своей природе человек тянется к тому, что представляется ему хорошим. Чтобы изменить желания сердца, стремящегося к материальным наслаждениям, необходимо изменить представления и приоритеты разума. Человек должен задуматься о том, что результатом всех наслаждений этого мира, обязательно будут прах, тление и черви, что делает материальные наслаждения отвратительными, а абсолютное добро присуще лишь духовности, Б‑жествен— ности. Насколько сильно в сознании человека изменятся представления и ощущения, настолько важные изменения произойдут и в его любви. Правильные представления заменят вожделение к наслаждениям этого мира жаждой прильнуть ко Всевышнему.

Без полноценного размышления о малозначительности всего в этом мире по отношению к Б‑жественности, даже углубленное изучение того, как презренно вожделение и как оно отдаляет человека от Б‑жественности и т. п., ничего в человеке не изменится. Это верно и по отношению к другим низким качествам души — без служения и детального размышления в душе ничего не изменится.

 

Воодушевление и его конкретизация

Теперь стало понятнее, почему духовная скверна не ушла от евреев вплоть до дарования Торы. Происходящее с человеком в результате раскрытия Света Сверху—это лишь общее пробуждение к тому, чтобы освободиться от скверны дурных душевных качеств, но сами качества души при этом не изменяются.

Когда человек пробуждается к раскаянию и исправлению своих поступков благодаря тому, что его душа слышит призыв, провозглашенный Наверху: «Вернитесь, непослушные дети», он знает, что раскаиваться и исправлять он должен не только свои греховные действия, но и «гнев, враждебность и зависть» Рамбам. Мишне Тора, Законы о раскаянии, 7:3. и все другие дурные качества; он сильно желает удалиться от своих плохих качеств, но все же это не более чем желание. Для того чтобы эти качества на самом деле изменились хотя бы частично, необходимы детальное размышление и служение. Пока разум не осознал, что гордиться нечем, гордость в сердце по— прежнему сильна, даже если человек очень хочет избавиться от этого качества. Подобное верно и по отношению к другим дурным качествам.

Поэтому даже после высокого духовного пробуждения, которое пережил еврейский народ в момент, когда сам Всевышний во всем Своем величии освободил евреев из Египта, поскольку их природные качества остались без изменений до завершения служения счета омера, то и скверна рабства не исчезла и не оставила евреев окончательно вплоть до дарования Торы.

 

Как стать народом всевышнего за 49 дней

Из сказанного в 8.7 понятно, что полнота освобождения из Египта зависит именно от самостоятельного служения еврея. Только после собственного служения еврейского народа по исправлению своих душевных качеств он освободился от внутреннего духовного Египта и стал связан с Б‑жественностью своей сущности. Все время, пока это служение не происходило, евреи оставались внутренне связанными с духовной скверной Египта. Этому было две причины:

поскольку духовное пробуждение к выходу из скверны пришло Сверху, оно проявлялось лишь в общем виде и не меняло качеств людей. Но подлинные и конкретные изменения качеств происходят в результате детального размышления и усилий по их исправлению. Без этого служения скверна по‑прежнему остается в душе человека;

само духовное пробуждение остается на ступени «огибания» Сверху, то есть не проникает в душу человека. Ведь пробуждение произошло не в результате усилий его собственного сознания, а в результате раскрытия Б‑жест— венного света, притягивающего человека к себе. Если так, то и общее побуждение стать рабом Всевышнего не является внутренним побуждением самого человека, то есть желанием, идущим изнутри. Его притягивают к высокой цели извне, наподобие (при всей несхожести сравниваемых явлений) магнита, притягивающего к себе железо. (И из‑за того, что это пробуждение не соотносится с самим человеком, оно и кратковременно, и непрочно, как объяснялось в 8.5.)

Теперь понятно, почему три первых глагола, описывающих избавление (см. 8.1), относятся лишь к действиям Всевышнего по избавлению евреев от египетского плена («выведу», «спасу», «избавлю»), а четвертый глагол говорит о том, что еврейский народ удостаивается стать народом Всевышнего («И возьму вас Мне народом»). Избавление в том виде, как оно свершилось 15 нисана (к которому относятся три первых глагола), означает не то, что евреи вышли и освободились из Египта, а что Всевышний вывел и освободил их. Сущность евреев не изменилась, сами по себе они все еще остались рабами фараона. В отличие от этого, освобождение, пришедшее после служения евреев, означает, что сами евреи по своим качествам стали рабами Всевышнего. В этом особенность четвертого глагола по отношению к первым трем — евреи стали народом Всевышнего.

На самом деле освобождение евреев от египетской скверны (и скверны мира в целом) не было совершенным и в момент дарования Торы, ведь после дарования Торы евреи вновь согрешили (совершили грех золотого тельца и т. п.). Зло все еще существовало в них, хотя и в скрытом виде. Полнота исправления зла наступит лишь в будущем, когда Сущность Всевышнего раскроется в мире и проникнет во все уголки и закоулки мира. Лишь тогда исполнится обещание Всевышнего: «Дух нечистоты удалю с земли» Зхарья, 13:2.
(см. об этом подробнее в девятом уроке).

 

Безграничная преданность

У Избавления, пришедшего сверху, есть тем не менее важное преимущество. Человек ограничен, и поэтому его стремление не быть рабом у вожделений к наслаждениям этого мира (не быть «рабом фараона»), но стать рабом Всевышнего — тоже ограничено рамками его понимания. Если основой служения Всевышнему является собственное понимание человека, то, когда он сталкивается с понятиями, которые не укладываются в его разуме, ему тяжело принять эту часть служения.

Но когда желание стать рабом Всевышнего приходит как пробуждение Сверху, в результате того, что ему раскрылся Владыка царей над царями, Всевышний, Который абсолютно безграничен, то результатом этого становится полная преданность человека служению Творцу, которая выше всяких ограничений.

Пример этому мы находим во время выхода из Египта — еврейский народ был беспредельно предан Всевышнему, как сказано: «Шел ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной» Ирмеягу, 2:2.
. Когда человек связан со Всевышним единственно своим пониманием величия Всевышнего, то разум его должен оценить, стоит ли в данной ситуации идти за Всевышним. То, что евреи шли за Всевышним «по пустыне, по земле незасеянной», не задумываясь, насколько разумно они поступают, происходило под влиянием Откровения, пришедшего Сверху. Откровение было безграничным, и поэтому оно дало их сердцам безграничную связь со Всевышним и бесконечную преданность Ему.

■ Почему же эта безграничная преданность не помешала евреям вскоре после Синайского откровения поклоняться золотому тельцу? Ведь этот грех называется одним из тяжелейших в истории еврейского народа!

Действительно, тяжесть этого греха — в отказе от абсолютного монотеизма при первом же испытании, с которым столкнулся народ. При этом важно разобраться в сущности греха золотого тельца. В минуту сомнения уверенный в гибели Моше еврейский народ захотел иметь материальное представление о бесконечном Б‑ге, открывшемся ему у горы Синай. О золотом тельце согрешившие сказали: «Это твой Б‑г, Израиль, Который вывел тебя из земли Египетской» Шмот, 32:8.
. То есть даже в момент греха евреи не отказались от своей преданности Б‑гу, а лишь соблазнились желанием иметь конкретное воплощение для Него. Это тяжелый грех с точки зрения строгого монотеизма, но не секрет, что до сих пор для большой части человечества даже такой уровень остается не всегда достижимым.

 

Что такое выход из Египта

Можно развить объяснение, данное в 8.9. В хасидском учении Мицраим&nbsp;— название Египта на святом языке — связывается с понятием мейцар, то есть «теснина и ограничение», а выход из Египта — это избавление и выход из всех ограничений в человеке и мире См., например: Рабби Шнеур‑Залман. Тора ор, 71г.
. Поэтому понятно, что настоящий выход из Египта возможен лишь тогда, когда он приходит Сверху, подкрепляемый силой Всевышнего. Поскольку все в человеке измеряемо и ограничено, сколько бы он ни размышлял и ни изменял себя, преодолевая свою ограниченность, он неизбежно остается в каких‑то границах. Ему даже никогда не удастся представить себе полное разрушение границ, поскольку все его существование состоит из ограничений, а по словам мудрецов Талмуда: «Заключенный не может освободить себя из заключения» Вавилонский Талмуд, трактат Брахош, 5б. . Поэтому выход из Египта, из теснин и ограничений наступает лишь тогда, когда человек ощутит высший безграничный Свет, который подвигнет его вырваться из теснин.

С другой стороны, чтобы выход из Египта и безграничная преданность Всевышнему соотносились с существованием человека, требуется и его собственное служение, участие его разума и его чувств. Для того чтобы человек, живущий в своем мире, стал рабом Всевышнего, он должен начать работу над собой, должен изменить свои представления и эмоции.

Получается, что полнота духовного выхода из Египта достигается только при наличии в освобождении одновременно двух составляющих. С одной стороны, откровение, пришедшее человеку Сверху; с другой — собственная работа по исправлению своих качеств.

Объектом духовного выхода из Египта является выход человека из всех теснин и ограничений, даже едва уловимых. Это может быть достигнуто только благодаря Б‑жественному откровению Свыше. Но для субъекта такого выхода, для того, кто решил выйти из всех теснин и ограничений, полнота этого достижима исключительно благодаря человеческим усилиям и служению. Лишь после того, как человек изменил себя, выход из Египта и преданность Всевышнему заполнят его внутренний мир. Тогда и в своем собственном существовании человек будет полностью освобожден от духовного Египта.

Теперь ясно, почему, лишь пройдя два этапа на своем пути — великое Б‑жественное откровение 15 нисана и духовную работу в течение счета омера, — евреи удостоились получения Торы. Лишь достигнув всей полноты исхода из Египта, применительно и к объекту (выход из всех теснин), и к субъекту (освобождение наполнит его внутренний мир), евреи стали рабами Всевышнего, и тогда осуществилось «и возьму вас Мне народом» Шмот, 6:7.
.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Песах

Поскольку на первом этапе Исхода (который символизирует маца) освобождение от египетской скверны происходит лишь в результате высшего откровения, а не усилиями самого человека, поэтому в этом этапе нет ни понимания, ни наслаждения. Лишь на втором этапе Исхода, который опирается на понятия и возможности воспринимающего (намек на этот этап дан в бокалах вина), человек ощущает вкус и получает наслаждение от происходящего.

Маамары. «В ночь на четырнадцатое нисана…»

Дело в том, что заповеди Торы направляют не только поступки человека — совершенные им действия или, напротив, воздержание от действия, — но и его духовную работу, то есть то, что происходит в его душе. Это относится и к тем предписаниям, что связаны с квасным, они также находят свое отражение в работе человека над собой.

Учение Хабад. Пурим

Человек не только понимает разумом и чувствует сердцем святость и противоположную ей низость, но и осознает все это той частью души, которая выше сознания, — своей сущностной связью со Всевышним.Тогда и раскрывается, что смысл слов «проклят Ѓаман и благословен Мордехай» основывается не только на знании, но исходит из глубины души. В этом и заключается уникальное духовное служение еврея в Пурим.