Под картиной в музее Хайфы нашли три спрятанных эскиза Модильяни
Кураторы израильского музея обнаружили три ранее неизвестных эскиза знаменитого художника 20-го века Амедео Модильяни, спрятанных под поверхностью одной из его картин, пишет журналист «Associated Press» Илан Бен-Цион.
Незавершенные работы Модильяни, художника итальянского происхождения, работавшего в Париже до своей смерти в 1920 году, были обнаружены после того, как полотно «Обнаженная в шляпе» в музее Хехта Хайфского университета было просвечено рентгеном в рамках широкомасштабного исследования его работы для предстоящей выставки в Филадельфии. Инна Берковиц, искусствовед из музея Хехта, заявила, что это было «довольно удивительное открытие». «С помощью рентгеновских лучей мы действительно можем заставить этот неодушевленный объект говорить», — заметила она «Associated Press».
Модильяни считается одним из величайших художников-модернистов 20-го века. Он прожил короткую, бурную богемную жизнь во Франции, где его картины вызывали скандалы. Его работы характеризуются тонкими, удлиненными шеями и лицами, фирменным стилем, на который повлияло африканское и кикладское греческое искусство, которое только начало прибывать во Францию в конце 19-го и начале 20-го веков. Модильяни умер в возрасте 35 лет без гроша в кармане.
Одна из его картин, «Лежащая обнаженная», была продана на аукционе в 2015 году за более чем 170 миллионов долларов, что сделало ее одной из самых дорогих картин, когда-либо проданных. Другая была продана в 2018 году на аукционе за 157 миллионов долларов. Высокий спрос на подлинные работы Модильяни породил процветающий рынок имитаций и подделок. В последний раз, когда Италия устраивала большую выставку Модильяни в 2017 году в Палаццо Дукале в Генуе, сотрудники музея закрыли выставку досрочно после того, как эксперты заявили, что многие из выставленных работ были подделками. Уголовный процесс продолжается уже больше года.
В 2018 году рентгеновские технологии обнаружили ранее неизвестный портрет Модильяни под одной из его картин в лондонской галерее Тейт. «Обнаженная в шляпе» Модильяни 1908 года — уже необычная картина. На обеих сторонах полотна есть портреты, написанные в противоположных направлениях. Посетителей, заходящих в галереи музея Хехта, встречает перевернутый портрет обнаженной натуры. Изображение Мод Абрантес, подруги художника, на оборотной стороне перевернуто. В 2010 году куратор музея заметил глаза третьей фигуры, выглядывающей из-под воротника Абрантес. Но только в этом году скрытое изображение стало явным.
«Когда мы решили сделать рентген, мы хотели узнать немного больше о фигуре, скрытой под Мод Абрантес», — рассказала Берковиц. Помимо спрятавшейся женщины в шляпе, они обнаружили на противоположной стороне еще два портрета, совершенно невидимых невооруженным глазом: один — мужчины, а другой — женщины с волосами, собранными в пучок. «Обнаженная в шляпе» относится к началу карьеры Модильяни, вскоре после того, как он переехал в Париж из Италии, когда он изо всех сил пытался найти покупателей для своих картин. Полотно было приобретено основателем музея в 1983 году. Теперь известно, что на холсте пять его картин, вероятно, написанных одна поверх другой из-за необходимости сэкономить деньги на новых холстах.
С помощью рентгеновской фотографии и других неинвазивных технологий были обнаружены скрытые работы других художников, таких как Дега и Рембрандт. Берковиц назвала произведение «альбомом для рисования на холсте», демонстрирующим неоднократные попытки Модильяни и «бесконечный поиск художественного самовыражения». Она заявила, что нет никаких сомнений в подлинности картины. «Он был одним из первых мультикультурных художников, которые черпали вдохновение из разных источников», — заявил Кеннет Уэйн, директор «Проекта Модильяни», организации, которая работает над созданием коллекции подлинных работ художника.
В качестве других примеров он привел современников Модильяни Пабло Пикассо и Анри Матисса. По словам Уэйна, Модильяни искал «атмосферу странности и красоты» и достиг этого за счет включения этих иностранных стилей в свое искусство. Уэйн и его коллеги используют научные методы и художественные знания, чтобы отсеивать подделки. Рентгеновская фотография была сделана перед масштабной выставкой работ Модильяни в Фонде Барнса в Филадельфии. Уэйн рассказал, что растущее число технических исследований, подобных проведенному Фондом Барнса, повысило уверенность в подтверждении подлинности Модильяни. Музей фонда заявил, что выставка откроется 16 октября и будет посвящена методам работы художника и материалам, основанным на криминалистическом исследовании десятков картин и скульптур Модильяни, взятых напрокат из коллекций по всему миру.