Уроки Торы II

Уроки Торы II. Шмини

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Восемью восемь

И было, на восьмой день призвал Моше Аарона, и сыновей его, и старейшин Израиля.

Ваикро, 9:1

 

Этот «восьмой день» — следующий после семидневного посвящения — был днем «десяти корон»: во‑первых, он был первым днем месяца нисан; во‑вторых — воскресеньем, первым днем недели; в‑третьих — началом нового года; в‑четвертых и в‑пятых — первым днем Б‑жественного присутствия в Святилище и первым днем службы в нем; в‑шестых — первым днем священничества и так далее (Талмуд, Шабос, 87б). Есть мнение, что этот день был также годовщиной создания вселенной (Талмуд, Рош а‑Шона, 10б).

Если этот день был «первым» в стольких смыслах, почему же Тора говорит о нем как о «восьмом дне»?

Число семь связано с природой. Мир был создан в семидневный цикл и в рамках того же семидневного цикла продолжает обновляться. Есть семь сфиройс — Б‑жественных атрибутов, определяющих отношения Б‑га с нашей действительностью; они отражены в семи мидойс — семи характеристиках человеческого сердца.

А вот как наши мудрецы объясняют особое значение цифры восемь. Если семерка отражает природные циклы творения, то восьмерка — уже нечто выше природы, некую окружность, охватывающую круг пространства и времени. В этот восьмой день, когда Б‑жественное присутствие обрело свое место в стане народа Израиля, нам был дарован потенциал, позволяющий выходить за пределы природы и нормы, вырываться из семеричного цикла, который определяет и ограничивает наше бытие.

Своевременное чтение

Шмини, «Восьмой» — называется одна из недельных глав Торы (Ваикро, 9‑11). Это название возникло из первой строки главы: «…в восьмой день призвал Моше…»

Еврей «живет в ногу со временем», черпая вдохновение и наставления из еженедельного чтения Торы. Каждый год, когда приходит время читать Шмини, мы черпаем из этого раздела Торы вдохновение, чтобы освободиться от оков всевозможных систем и каждодневной текучки, которые определяют нашу жизнь в этом мире, и попытаться добраться до более высокого, «восьмого» измерения.

Раздел Шмини обычно читают в Субботу после Пейсаха, когда мы ведем счет омера, связывающий Пейсах со Швуэсом. Сам по себе счет омера — поиск «восьмого измерения»: семь недель и сорок девять дней ведут к пятидесятому дню (7×7+1), когда и произошло Б‑жественное Откровение Швуэса.

Особый урок по календарю

В определенные годы в нашем календаре особо подчеркивается важность урока Шмини.

Каждую из 53 глав Торы обычно читают в течение недели — частично во второй половине дня предшествовавшей Субботы, по утрам понедельника и четверга и целиком — в Субботу утром. Однако иногда чтение какого‑то из разделов Торы занимает больше недели. Когда Суббота совпадает с праздником, проводятся специальные чтения, посвященные этому празднику, а регулярные переносятся на следующую неделю. Но чтение в Субботу во второй половине дня, а также по понедельникам и четвергам (когда дни эти не являются праздничными) — это чтение из «недельного» раздела, который надлежало бы читать в Субботу, не выпади на нее праздник.

Когда первый и последний день Пейсаха выпадают на Субботу, раздел Шмини приходится откладывать дважды, но в синагоге его будут читать восемь раз в течение трех недель: в Субботу во второй половине дня, в понедельник и четверг перед Пейсахом; во второй половине первого дня Пейсаха; во второй половине последнего дня Пейсаха; в неделю, следующую за пасхальной — утром в понедельник, четверг и Субботу.

В такой год урок Шмини бывает преподан еще убедительней, чем в предшествующие. Читая его восемь раз, мы познаем его в восемь раз глубже.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Ахарей Мот». Святой народ, Святая земля

Евреи бродят по свету давным‑давно: с тех пор как вышел в путь Авраам, почти четыре тысячи лет. За это время им довелось пожить во всех странах мира, в хороших и плохих условиях, в условиях свободы и в условиях гонений. Однако за весь этот период было только одно место, где евреи составляли большинство и обладали суверенитетом. Это Земля Израиля — крошечная страна, где местность сильно пересеченная, дожди слишком редки, а со всех сторон — недруги и империи.

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?