Секс‑меньшинства в синагоге
Лет пятнадцать тому назад в кампусе Бар‑Иланского университета автор этих строк познакомился с З., любителем американской фантастики, который в свободное от учебы и чтения произведений Гарри Гаррисона время волонтерствовал в центре помощи религиозной молодежи, пристрастившейся к наркотикам.
После нескольких дружеских посиделок З. прислал СМС‑сообщение: «Возможно, тебя заинтересует наш интернет‑форум». Пройдя по ссылке, я обнаружил, что речь идет о форуме… религиозных гомосексуалистов. После аргументированного отказа переписка прервалась.
Иерусалим издавна считается как бастионом непоколебимой ортодоксии, так и местом для всяческих поисков и экспериментов на околорелигиозной почве. Именно здесь сформировалась группа религиозных феминисток и возникла синагога «Шира хадаша», где в чтении Торы женщины принимают участие наравне с мужчинами. С конца 1990‑х в столице Израиля начали проходить встречи религиозных гомосексуалистов, которые были организованы Бени Эльбазом, полным тезкой известного певца, и Нати Эпштейном.
Вскоре возникла организация «Хеврута», которая поставила перед собой цель объединить как религиозных, так и экс‑религиозных гомосексуалистов и лесбиянок. В идеологическом плане «Хеврута» пытается усидеть на нескольких стульях. Члены организации принимают участие в гей‑парадах, разделяют требования Алахи, но считают их соблюдение личным делом каждого, а также собирают в дни еврейских праздников «гомосексуальный миньян». В дополнение к мужскому и женскому отделению там есть и смешанная ложа для тех, кто не определился с гендерной идентичностью. Последнее обстоятельство привело к тому, что раввин Юваль Шерло, который поначалу поддерживал «Хевруту», публично порвал отношения с этой структурой. Другие оппоненты отмечают, что «Хеврута» существует на деньги Нового израильского фонда, который поддерживает леворадикальные и антиизраильские организации. Кстати, именно в «Хевруте» членствовал мой студенческий приятель З.
Женским аналогом «Хевруты» является «Бат коль» («Глас с Небес»). Эта организация появилась на свет в 2005 году, через несколько лет после того, как ее основательница Авигаль Шпербер, дочь либерального раввина Даниэля Шпербера, совершила каминг‑аут. Шпербер и ее соратницы тоже участвуют в гей‑парадах, а также выступают за создание лесбийских семей.
За алаху, против гей‑парадовВторой по счету появилась организация «ГОД» (от «гомоим датиим», «религиозные гомосексуалисты»). На религиозную составляющую намекает и само слово «год» — именно так называется восьмая сфира в каббалистическом Древе жизни, ассоциирующаяся с откровенностью.
Основателем «ГОД» является 40‑летний раввин Рон Йосеф, единственный в Израиле ортодоксальный раввин, публично признавшийся в гомосексуальных наклонностях. В списке религиозных ЛГБТ‑организаций «ГОД» находится на правом фланге — Йосеф не пытается закамуфлировать запрет мужеложства, приведенный в Торе, считает, что подопечные организации должны скрупулезно соблюдать Алаху, и выступает против участия своих подопечных в гей‑парадах.
Организация «ГОД» выступает за толерантное отношение религиозного общества к тем его представителям, которые испытывают влечение к лицам своего пола. Параллельно с этим «ГОД» высказывает негативное отношение к раввинам и организациям, продвигающим репаративные методики в целях изменения сексуальной ориентации на гетеросексуальную.
В 2008 году, через несколько месяцев после основания организации, был составлен меморандум, который впоследствии разослан ведущим раввинам и главам ешив национально‑религиозного сектора. Среди основных пунктов меморандума — список алахических запретов, которые преступают те, кто публично обвиняет гомосексуалистов в соответствующей ориентации, требование, чтобы религиозные гомосексуалисты соблюдали все заповеди, не занимаясь мужеложством, и призыв создавать группы поддержки на базе существующих религиозных общин. Меморандум был поддержан ведущими раввинами, от «либералов» р. Юваля Шерло и р. Бени Лау до «консерватора» р. Элиэзера Меламеда.
Браки с лесбиянками
Два еврея — три мнения. В 2010 году на сайте «Хевруты» появилось сообщение ее основателя Бени Эльбаза о том, что организацию покидает некто Амит, один из отцов‑основателей. По сей день неизвестно, идет ли речь об имени или фамилии, но факт остается фактом: через год после разрыва с «Хеврутой» Амит основал организацию «Камоха», которая по ортодоксальности быстро дала фору детищу раввина Йосефа. В отличие от «ГОД», «Камоха» (от «ве‑ахавта ле‑реаха камоха», «возлюби ближнего, как самого себя») относится к репаративным методикам скорее положительно, чем отрицательно. Более того, при организации был создан фонд, субсидирующий прохождение соответствующих процедур.
Духовным лидером «Камоха» является раввин Аарон Арэль. К конкурентам из «Хевруты» раввин относится негативно, считая, что они занимаются легитимацией гомосексуальных наклонностей. По его словам, репаративная терапия эффективна примерно в половине случаев. Всем остальным религиозным гомосексуалистам Арэль предлагает отказ от сексуальной практики и семейной жизни как таковой либо брак с лесбиянками. Похожих взглядов придерживаются и другие религиозные деятели, интервью с которыми публикуются на сайте «Камоха». В частности, раввин и философ Михаэль Авраам подверг критике точку зрения, согласно которой совместное проживание двух гомосексуалистов, не занимающихся мужеложством, разрешено: «Алаха запрещает вводить человека в ситуации, при которых он может совершить грех».
От теории раввин Арэль перешел к практике, учредив проект «Анахну» («Мы»), в рамках которого из 70 гомосексуалистов и лесбиянок 12 удалось сочетать браком. У проекта есть как авторитетные сторонники в лице р. Хаима Друкмана, одного из ведущих раввинов в национально‑религиозном секторе, так и не менее авторитетные противники. В частности, раввин Шломо Авинер заявил, что браки между гомосексуалистами и лесбиянками негативно сказываются на детях, которые ощущают отсутствие привязанности между родителями.
Превозмочь дурное начало
Организация «Ацат нефеш» («Душевный совет»), основанная р. Авинером в далеком 2001 году, занимается борьбой с целым рядом пристрастий и зависимостей, включая наркотики, алкоголь, онанизм и интернет. Со временем центральное место в повестке «Ацат нефеш» заняла репаративная терапия. Раввин Шломо Авинер отвергает термин «религиозный гомосексуалист». Отвечая на вопрос читателя религиозного еженедельника, Авинер сказал: «У всех людей было и есть дурное начало (ивр. “йецер а‑ра”), которое дал им Б‑г, чтобы люди обладали свободой выбора между плохим и хорошим. Служение Всевышнему выражается в борьбе с дурным началом. Гомосексуальное начало тоже можно превозмочь. В этом мире многие страдают из‑за душевных и телесных проблем, из‑за внутренних пристрастий. Но страдания не делают конкретное пристрастие разрешенным. Религиозный гомосексуалист — это оксюморон, ведь религиозный человек — это тот, кто соблюдает написанное в своде законов “Шульхан арух”. А это (гомосексуализм. — Ш. Р.) противоречит “Шульхан арух”».
«Ацат нефеш» отвергает обвинения в навязывании гомосексуалистам гетеросексуальной ориентации. В уставе организации сказано, что репаративные методики должны подбираться индивидуально. «Мы не гарантируем стопроцентного успеха, но мы будем добиваться стопроцентного приложения усилий со стороны пациента», — подчеркивают основатели.
По понятным причинам из всех ранее упомянутых организаций израильское светское общество наиболее благосклонно относится к «Хевруте» и ее дочерней структуре «Бат коль». Наличие формально религиозных людей, которые находятся в активных поисках оправданий своим наклонностям, вписывается в секулярную парадигму: «Эти религиозные ничем не лучше нас, глядите, у них и собственная ЛГБТ‑община имеется». В прошлом году с подачи Рона Йосефа из «ГОД» Министерство здравоохранения Израиля выступило против репаративной терапии, заявив, что ее плюсы научно не доказаны, а возможный ущерб отражен в личных свидетельствах пациентов. Яэль Герман, в ту пору министр здравоохранения, которая из леворадикальной партии «Мерец» перешла в левоцентристскую «Йеш атид», подытожила: «Мы получили доказательства тому, что сексуальная ориентация является врожденной, является частью самоидентификации человека, и ее не надо “лечить” или “изменять”».