Десять дней
Беседа на тему Дня искупления — Йом Кипур
КОГДА ЙОМ КИПУР СОВПАДАЕТ С ШАБАТОМ
В каждом году нас ожидают неожиданности и сюрпризы еврейского календаря, который, как известно, ведет счет времени от дня Сотворения мира. Казалось бы, именно этот, самый первый день в истории, о котором сказано в Торе («Берейшит», 1:3): «И сказал Всевышний: «Да будет свет» — и стал свет». И далее (1:5): «И был вечер, и было утро — день один» — вот этот «один-единственный» в своем роде день мы и должны отмечать как Новый год.
Но это не так. Дата начала Творения известна — это 25 Элул. А отмечаем мы в качестве «новогодней» даты 6-й, последний день Творения, т.е. его завершение, когда был создан первый человек — Адам. В этом году первый день праздника Рош а-Шона приходится на субботу. Начинается период, заканчивающийся праздником Йом Кипур. Вот об этом самом святом дне в году мы и поговорим. Но сначала комментарий на тему.
КОГДА ШАБАТ — ЛУЧШИЙ АДВОКАТ
Один из знаменитых хасидских праведников рабби Леви Ицхак из Бердичева толковал эту ситуацию на свой лад. Известно, что в Рош а-Шона каждому из нас выносится приговор наверху, который записывается в Книгу жизни. Но ведь в субботу писать категорически запрещено, а Всевышний не нарушает законов, установленных Торой. Однако есть одно исключение из этого непреложного правила: когда это необходимо для спасения жизни. Из этого следует, что в такой ситуации, когда Рош а-Шона или Йом Кипур проходится на шабат, единственное решение, которое Всевышний судья может вынести, — это оправдательный приговор!
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПОКАЯНИЯ
(7+3=10)
Уже с первых минут Рош а-Шона начинается особый период в жизни, связанный с раскаянием и внутренним очищением: «Десять дней покаяния». Простой арифметический подсчет показывает, что два праздничных дня Рош а-Шана и день поста Йом Кипур, наряду с семью промежуточными днями, тоже входят в это число. Хотя Рош а-Шона и Йом Кипур, безусловно, самостоятельные праздники, духовное содержание и наполнение которых отнюдь не исчерпывается только лишь одним покаянием.
В Йом Кипур получает свое завершение процесс раскаяния и очищения, который начался в Рош а-Шона. И если главным событием Рош а-Шона являются трубные звуки шофара, то в Йом Кипур главное действие — это храмовая служба, которую, в отличие от остальных дней года, на этот раз должен вести лично первосвященник.
Храмовая служба в этот день состояла из двух частей. Во дворе Храма совершались сами жертвоприношения, а во внутреннем, самом святом отделении Храма, которое так и называлось «святая святых», первосвященник совершал обряд кропления жертвенной кровью Ковчега завета, где хранились Скрижали. При этом каждый раз происходила смена одежды. Йом Кипур был уникальным днем, когда совершались пять обязательных жертвоприношений — больше, чем в любой другой день в году. И пять раз первосвященник обязан был сменить одежды, причем каждая такая смена сопровождалась очищающим окунанием в ритуальный бассейн — микву. В первом случае, ведя службу во дворе Храма, он облачался в «золотые» одежды , во втором случае, напротив, облачался в простые «белые» одежды изо льна . Казалось бы, все должно быть наоборот: самый торжественный и ответственный момент всей службы, когда священник находился в святая святых, как раз и требовал дорогих «золотых» одежд. Ведь святость требует самого лучшего, что у нас есть, как сказано («Ваикра», или «Левит», 3:16): «…все самое лучшее — для Всевышнего». Но что можно поделать, если Тора распорядилась иначе. Нам остается только делать выводы из этих фактов.
ХРАМ ДУШИ
Храм из камней давно разрушен, еврейский народ ушел в изгнание на долгие две тысячи лет, но храм еврейской души цел и невредим. Предыдущий Любавичский Ребе рабби РАЯЦ не уставал повторять, что «только наши тела ушли в изгнание (галут) и оказались зависимы от человеческой власти, но наши души неподвластны земным царям».
И там, в нашей душе, происходят все те ритуальные действия — можно сказать, своя «храмовая служба», которая когда-то совершалась в Храме.
В своей повседневной жизни еврей предстает перед Всевышним в «золотых» одеждах, символизирующих материальный аспект нашего существования и служения, включая заповедь благотворительности (цдака). В храмовой службе это заключалось в жертвоприношениях, ритуальном забое, разделке туш жертвенных животных с последующим сжиганием их частей на жертвеннике.
Но этим не исчерпываются все аспекты служения. Неизбежно наступает момент в жизни каждого еврея, когда все повседневные заботы отходят на второй план, и он должен предстать перед Творцом в «белых» одеждах, потому что теперь от него требуется духовное служение: молитвы и изучение Торы. Простые «белые», без всяких украшений, одежды символизируют раскаяние и искренность наших религиозных чувств.
СМЕНА ОДЕЖДЫ
Однако и это еще не все. Как уже было сказано, в древности во; время Храмовой службы первосвященник пять раз менял свое облачение, чередуя «белые» и «золотые» одежды. Необходимы обе стороны служения. Это учит нас, что и мы должны уметь сочетать духовное и материальное. Щедрый благотворитель не может «откупиться» большими пожертвованиями от исполнения заповеди изучения Торы. А знаток Торы не может оправдать свое бездействие в отношении заповеди помощи ближнему тем, что он должен все свободное время посвящать изучению. Правильное соотношение между двумя аспектами служения можно постараться найти, учитывая опыт предыдущих поколений.
РАДИ Б-ГА
«Вспомни нас для жизни… ради Тебя самого, Б-г, дарующий жизнь».
(Из праздничной молитвы)
Один из крупнейших авторитетов, известный под псевдонимом Сфат Эмет (Уста истины) (р. Иеуда-Арье-Лейб Алтер, 1847–1905), так толковал эти слова. Мы должны не просто просить у Творца даровать нам жизнь, но хотим также, чтобы она была «ради Тебя самого». Чтобы это была жизнь, посвященная Всевышнему и наполненная служением.
СРОЧНОЕ ДЕЛО
Один купец, хасид автора «Сфат-Эмет», пришел к нему во время Дней покаяния за советом по вопросам торговли. Как обычно, он подал ребе записку с просьбой, а на словах добавил, что этот вопрос очень срочный и не терпит отлагательства. Ребе ответил ему, даже не взглянув на записку:
«Сегодня самое неотложное дело — это раскаяние».
НА СКРИЖАЛЯХ СЕРДЦА
Встречая это выражение, давно ставшее литературным штампом, мы редко задумываемся о его истинном смысле. Мы говорили о том, что в Йом Кипур часть праздничной службы совершалась в святая святых. Но там же, в Ковчеге хранились Скрижали, на которых были высечены Десять заповедей, и это имеет прямое отношение к нашей теме.
Не случайно заповеди представляли собой святой текст, высеченный на камне. Если буквы или текст написаны на бумаге, пергаменте или любом другом носителе (включая и современные, электронные), его всегда можно стереть. Но надпись, высеченная на камне, составляет с ним одно целое. И уничтожить ее можно только вместе с самими Скрижалями. Конечно, эти буквы можно чем-то забить: глиной, мусором, грязью, — и тогда надпись тоже не будет видна. Но все равно она сохранится под этим слоем грязи, и ее буквы сохранят прежнее начертание. И в любой момент мы сможем ее очистить и тогда все Десять заповедей примут свой первоначальный вид.
На скрижалях нашего сердца навеки высечены слова Торы. И уничтожить их можно (не дай Б-г) только вместе с самим человеком. Конечно, иногда эти буквы оказываются забиты мусором наносных идей, грязью современных пороков и чуждых нам ценностей, в частности — нееврейским воспитанием и т.д. Но под этим слоем всего наносного и преходящего еврейская душа остается нетронутой в своей изначальной чистоте, как мы об этом свидетельствуем в наших утренних молитвах: «Всевышний! Душа, которую Ты даровал мне — она чиста».
Надо только зайти в святая святых своей души и удалить все лишнее, чтобы предстать перед Всевышним в День искупления с чистой душой.
ЗАГЛЯНУТЬ В СЕБЯ
Подведем небольшой итог этому важному и ответственному периоду осенних праздников. В Рош а-Шона вместе с трубными звуками наши сердца раскрывались навстречу Царю этого мира. Звук шофара, как крик души, идущий из самой глубины сердца, искренний и безыскусный.
Потом — семь дней, наполненных покаянными молитвами, когда происходит кропотливая работа, связанная с исправлением своих недостатков. И вот в Йом Кипур мы заходим в святая святых нашей души. И для этого нам не нужны ни особые знания, ни большие заслуги — «золотые» одежды. Напротив, вход туда возможен только в «белых одеждах» чистоты и искренности. В этот святой день от нас требуется заглянуть в глубину души, где мы находим только бесхитростную веру в единого Творца, которая объединяет и уравнивает всех, от великих раввинов до невежд.
И тогда, полагаясь на Его милосердие, мы можем рассчитывать на прощение и оправдательный приговор, при условии, что в наших молитвах мы просим не только за себя, но за весь еврейские народ.
И пусть Он пошлет нам добрый и счастливый год!
Хорошей вам записи в Книгу жизни, скрепленной печатью!
«Ибо хорошее учение Я дал вам: Тору Мою не оставляйте» («Мишлей», 4:2).
Существует старый обычай, который идет еще от Баал-Шем-Това, в канун Йом Кипур просить леках — кусок сладкой медовой коврижки. Но где вы видели, чтобы хасиды чего-то просили? Нет они требовали, бесцеремонно заявляя: «Дай леках!»
Что было делать? Баал-Шем-Тов давал им леках со словами: «Я даю тебе леках, а Всевышний пусть пошлет тебе хороший год».
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 358)