В «Путеводителе растерянных» Рамбам категорически отрицает существование чертей, как и многого другого, столь же очевидного для мистически настроенных людей с высокой чувствительностью и развитым воображением.
Например, Рамбам цитирует мидраш, явно говорящий о чертях: «И говорится в Мидраше: “Все те сто тридцать лет, пока Адам не был прощен, он рождал [footnote text=’Эрувин, 18б; Берешит раба, 20:11, 24:6.’]духов[/footnote]”». Не споря с талмудическим источником, он с холодным спокойствием превращает очевидных чертей в гадких людишек, нисколько не похожих на мистических существ: «Смысл сказанного: тот, кто не достиг образа [и подобия Всевышнего]… тот не человек, но скотина, лишь внешне похожая на человека, но обладающая только способностью вредить и злоумышлять, в чем он превосходит зверей… Такими были все сыны Адама, родившиеся прежде Шета».
Легким движением руки… черти превращаются… превращаются черти… в элегантных [footnote text=’См.: Р. Шломо Дуран. Милхемет мицва.’]злодеев[/footnote]. Кстати, талмудические черти порой теряли налет загадочности и у других толкователей: так, читая трактат [footnote text=’4б и далее.’]«Брахот»[/footnote] р. Менахем [footnote text=’Менахем бен Шломо Меири (провансальское имя Don Vidal Solomon, дон Видаль Соломон; 1243 или 1249, Перпиньян, Прованс, — 1316, там же) — талмудист и комментатор Писания. Поддерживал тесные связи со Шломо Адретом, труды которого оказали влияние на концепции Меири и на стороне которого он выступал в полемике с последователями Рамбама. Меири является центральной фигурой среди ученых средневекового Прованса — не только благодаря необычайной плодовитости и широте интересов, но и ввиду того, что его труды подводят итог трехсотлетнему развитию еврейской учености в Провансе. ‘]а-Меири[/footnote] обнаруживает там рекомендацию читать молитву «Шма» непосредственно перед сном, «чтобы изгнать чертей». На что средневековый комментатор хладнокровно замечает: «Мне очевидно, что эти черти нам хорошо знакомы — это ложные воззрения и дурные мысли, которые одолевают в часы безделья. Провозгласить единство Всевышнего — это поможет не ошибиться в ложных верованиях. Если человек прочтет “Шма” с достойными мыслями — его ложе будет защищено от “чертей”».
Кстати, вольнодумство не сошло Рамбаму с рук. Передо мной на столе книга, некогда купленная в Нью-Йорке. «Хаим [footnote text=’«Живущие в вере их».’]бе-эмунатам[/footnote]» р. Реувена Шмельцера из Монси. Лучшие умы поколения рекомендуют книгу на ее первых страницах. Автор с замиранием сердца рассказывает о том, как Виленский гаон объяснял отрицание Рамбамом чертовщины увлечением последнего «проклятой философией». Впрочем, подчеркивает р. Шмельцер, Гаон не намеревался оскорбить Рамбама, более того, он всегда говорил о своем желании оказаться с тем по соседству в Ган-Эдене.Автор напрасно трудился, чтобы помирить в своей книге двух гениев, они и не думали ссориться. Легенда о «проклятой» философии всего лишь легенда, давно [footnote text=’См.: И-И. Динстог. Был ли Виленский гаон противником философии Рамбама? // Тальпиот. № 4.’]опровергнутая[/footnote]. По р. Шмельцеру, получается, что либо Рамбам отрицал сказанное в Талмуде, либо был неправильно прочитан. Чувствуя некоторую неловкость, автор все больше и больше увязает в своих доводах, пытаясь доказать читателю и себе, что Рамбам, разумеется, верил в чертей, но был неправильно понят потомками. Однако остается проблема: многие важные законоучители [footnote text=’Каббалист р. Шломо Жирона бар Мешулам де-Пейре, р. Йосеф б. Шем-Тов, р. Ицхак Абарбанель и др.’]прошлого[/footnote], которых р. Шмельцер не упоминает, утверждали, что они правильно понимают слова Рамбама об отсутствии чертей, но не считали его на этом основании отрицателем Талмуда. Впрочем, рационалисту Рамбаму не раз по-настоящему доставалось от раввинов-современников и потомков, но об этом в другой раз.
Чертей нет. И мне так хотелось бы подвести итог наших рассуждений: «Рамбам писал, что чертей нет, но ведь в Талмуде о них много рассказов. И сказал так: раньше они были, а когда Рамбам постановил, что их нет, согласились с ним на Небесах. И вот — больше [footnote text=’Эмет ве-эмуна, 703. Сборник изречений р. Менахема-Мендла из Коцка, собранных и опубликованных р. Мордехаем Ортоном.’]чертей нет[/footnote]».
«Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, [footnote text=’М. Булгаков. Мастер и Маргарита.’]ничего нет![/footnote]»
Если чертей нет, то, может быть, есть ангелы? Те упомянуты не только в Талмуде, но и в Танахе. О да, об ангелах писал и Рамбам.
Рамбам писал, что все, что сотворил Всевышний в своем мире, делится на три категории:
— творения из материи и [footnote text=’Человек, животные.’]духа[/footnote],
— творения из [footnote text=’Все неодушевленное.’]материи[/footnote],
— творения из духа без материи.
О последних он пишет: «Это ангелы. Ибо ангелы не имеют материального тела, но только духовные формы, отличные друг от друга. Почему же говорят пророки, что видели огненного ангела с крыльями? Все это — в пророческом видении и метафорически, чтобы сообщить, что он бестелесен и не имеет массы».
Итак, ангелы есть, и Рамбам даже классифицирует их, как подобает подлинному ученому: «Чем же отличаются эти духовные формы друг от друга, ведь у них нет тела? Различие их сущностное: они находятся одна под другой, причем более низкая черпает силы в той, что над ней; и все они существуют благодаря силе Святого, Благословен Он… Названия ангелов зависят от их ступени.
Святые [footnote text=’Живые, животные.’]хайот[/footnote], — самые высшие, [footnote text=’Колеса, вращающиеся.’]офаним[/footnote], [footnote text=’Львы Всевышнего.’]эръэлим[/footnote], [footnote text=’Сияние.’]хашмалим[/footnote], [footnote text=’Горящие, сжигающие.’]срафим[/footnote], [footnote text=’Собственно ангелы.’]малахим[/footnote], [footnote text=’Силы.’]элоим[/footnote], бней [footnote text=’Сыны сил.’]элим[/footnote], [footnote text=’С ликом младенца.’]крувим[/footnote] и [footnote text=’Близкие к людям.’]ишим[/footnote]. Все эти десять имен соответствуют десяти уровням ангелов… И все эти духовные формы живут и знают Творца знанием великим, каждая форма — в соответствии со своим [footnote text=’Мишне Тора, Йисодей а-Тора, 2.’]уровнем[/footnote]…»
Итак, ангелы есть, их реальность Рамбам не подверг сомнению. Но не спешите праздновать, мистики. Здесь подошел бы смайлик, но их пока не переносят на бумагу.
Рамбам-философ мало что оставляет от образа белокрылого небесного создания. Он — о ужас! — называет их «отделенными [footnote text=’В оригинале عقول مفارقه.’]интеллектами[/footnote]». Это сложная тема, охватывающая источники философии Рамбама в наследии Аристотеля и арабских [footnote text=’См.: Аристотель. Метафизика, XII, 7, 1072a, 26-27; О небе, II, 2, 285a, 30, 12, 292a, 20-21; О душе, I, 407b, 6-12; Плотин. Эннеады, II, 2; ал-Фараби. Гражданская политика (СЭТ, с. 82–84); Ибн-Сина. Книга знания, Метафизика (Избранное, с. 167–169, 172–180); О душе (Избранное, с. 391–392); Книга исцеления, Метафизика, IX, 2.’]аристотеликов[/footnote]. Рамбам так и пишет: «[footnote text=’Нематериальность ангелов.’]Это[/footnote] согласуется с мнением Аристотеля, за одним лишь отличием. Он пользуется термином “интеллекты”, мы же говорим [footnote text=’Море невухим, 2:6.’]“ангелы”[/footnote]».
Выведение ангелов из разряда телесных существ (во что верили очень многие, в том числе и весьма значительные мыслители) заставляет Рамбама переосмыслить антропоморфные пассажи об ангелах: «Ангелы также бестелесны; они являются интеллектами, отделенными от материи.
Примерно так писал о чертях и ангелах отец еврейского рационализма.
Досталось от него и доныне модной астрологии. Он посвящает этой теме целое письмо-респонс раввинам Марселя и юга Франции.
«Как я понял, к вам еще не дошел мой кодекс “Мишне Тора”. Ведь в ином случае вы знали бы уже, что я думаю об астрологии. Там я излагаю свое мнение по этому поводу в главе о запрете идолопоклонства и нееврейских обычаев…
Знайте же, господа, что человеку прилично верить только в три вида утверждений:
— доказуемые логически, составляющие, например, арифметику, геометрию или исчисление календаря;
— познаваемые органами чувств: увиденное черным или красным, попробованное на вкус сладкое или соленое. Горячее или холодное, распознанное осязанием. Гнилостное или ароматное, распознанное обонянием и тому подобное;
— поведанное нам пророками и праведниками.
И человеку осознанному, разумному следует четко различать среди своих убеждений то, что принято по традиции, распознано чувствами или доказано.
О том же, во что верит некто и не может отнести к одной из этих групп, сказано: “[footnote text=’С оттенком значения: глупец.’]Простак[/footnote] верит [footnote text=’Мишлей, 14:15.’]всему[/footnote]”… Дураки написали тысячи книг, и некоторые, богатые годами, но не умом, тратят жизнь, читая их, и уверены, что эти глупости и есть премудрость великая, они же стали великими мудрецами, изучив написанное там. И великое преткновение и зло: верить, что все написанное в книгах правда, и уж конечно, если книга старинная. Именно из-за этой легковерности и пали наше царство и наш Храм, и нет конца изгнанию.
Предки наши пошли за этим очевидным идолослужением, занимались астрологией вместо изучения боевых искусств и считали, что это им поможет. Они и были глупцами, если пошли за бесполезными [footnote text=’См.: Шмуэль I, 12:21.’]бреднями[/footnote].
И не [footnote text=’Далее — по переводу http://ru-judaizm.livejournal.com/560210.html.’]думайте[/footnote], что у нас просто нет доказательств правильности астрологии и потому мы в нее не верим. На самом деле существует множество явных и четких доказательств против всех этих вещей. И о законах звезд говорят сегодня лишь простаки, которые всему верят, либо мошенники. И знайте, господа, что есть истинная наука о звездных сферах, и их размерах, и времени их оборота, и их направлении на север или на юг, на запад или на восток, и каков путь каждой звезды. И об этих вещах греческие, персидские и индийские ученые написали большие трактаты, и это великая наука. И многие интересные вещи можно узнать из этой науки, и все они несомненно истинны. И это и есть те самые календарные вычисления, о которых наши, благословенной памяти, мудрецы говорили, что это “мудрость и разумение перед народами [footnote text=’Шабат, 75а.’]мира[/footnote]”. Но у всего этого нет ничего общего с глупыми речами астрологов».
Досталось от Рамбама и прочим суевериям. Тут самое время вспомнить, что и до Рамбама в рамках иудаизма не было сомнения в запретности колдовских, спиритуалистических и других «духовных» практик. Но если до него не было уверенности в том, являются ли все эти пасы запретными, но эффективными или же запретными и бессмысленными, то Рамбам высказал вполне определенное мнение: все это запрещенный Торой идиотизм. Запретно и бессмысленно — таков его вердикт.
«И да не проникнут в твои мысли бредовые фантазии пишущих амулеты. То, что ты услышишь от них или встретишь в их бестолковых книгах об именах, никоим образом не обозначающих ничего осмысленного, которые они называют святыми именами, воображая, что обращение с ними требует святости и чистоты и что они творят чудеса. Все это россказни, которые совершенному человеку не подобает выслушивать, а уж тем более — верить в [footnote text=’Море невухим, 1:61.’]них[/footnote]».Рамбам, высококвалифицированный (для своего времени) врач, много говорил и о «странной» медицине, подобную которой в наши дни называют неконвенциональной. Он не отрицает наличия неизученных свойств у разных веществ, но весьма скептичен не только по отношению к народной медицине, но и крайне избирателен в рассмотрении медицинских рекомендаций [footnote text=’У. Левингер. Медицина и алаха в понимании Рамбама в Яд Хазака // Асья. 2003. № 18.’]Талмуда[/footnote].
Трудный человек был Рамбам, несвоевременный. Все это он писал в темные годы Средневековья. То ли дело наш просвещенный век. Хотя и в наше время он вряд ли пошел бы работать в Российскую академию медико-технических наук, предлагающую потребителю, среди прочего, «Кап КПС-Экран — уникальный прибор для воздействия на церебральные зоны, позволяющий восстанавливать психосоматическое состояние пациента. Основным терапевтическим компонентом комплекса является генератор резонансно-акустических колебаний — звуковых волн с особыми параметрами. Данные волны позволяют воздействовать на различные органы и системы пациентов за счет индукции интракраниальных биений в процессе сложения различных для каждого уха звуковых частот, прослушиваемых через головные телефоны». Изыди, демон! Рамбам тебя отменил.