От еврейской Швейцарии до русского космоса

Алексей Мокроусов 26 августа 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Фридрих Кислер. Жизненные миры»

Вена, Музей декоративно‑прикладного искусства

до 4.10

Выставок, посвященных архитектору Фридриху Кислеру (1890–1965), проходит немало (см. об этом: Алексей Мокроусов. Из Черновцов в Нью‑Йорк. По дороге везде), но нынешняя отличается энциклопедическим подходом. Здесь показано все наследие гения из Черновцов — от его театральных работ, включая декорации к пьесе Карела Чапека «R.U.R.», до фантастического дизайна нью‑йоркской выставки «Искусство этого века» (1942) и поздней живописи. Есть и большеформатные эскизы самого знаменитого творения австро‑американского архитектора — «Бесконечного дома», над которым он работал в течение нескольких десятилетий, и впервые показываемая на родине модель «Города‑пространства» в натуральную величину. В 1925 году ее выставили в театральном разделе Парижской международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, где она произвела огромное в буквальном смысле слова впечатление.

Экспонаты предоставили музеи и частные коллекции со всего мира, значительную часть дал Фонд Фридриха и Лилианы Кислер — его собственное выставочное пространство в Вене открыто на Мариахильфештрассе. Что идеи и образы Кислера способны вдохновлять и сегодня, доказывают работы шести современных художников, также показываемых в музее.

В начале сентября в рамках выставки пройдет цикл докладов, в том числе на тему «Магическая архитектура Кислера» (состоится 4 сентября, на английском языке). Его прочитает один из авторов двуязычного каталога выставки Спирос Папапетрос. Статья Папапетроса называется «Магическая архитектура. Пещеры, животные, рабочие инструменты в атомную эру».

«Русский космос»

Москва, Мультимедиа Арт Музей

до 11.09

Занимающая все пространство музея выставка объединяет работы художников разных поколений, от авангарда и оттепели до наших дней: представлены Александр Родченко, Владимир Татлин, Илья Чашник, а также Илья Кабаков, Марго Трушина, группа «Синие носы». Есть и техника, ведь выставка приурочена к 55‑летию первого полета в космос — так, Музей ракетно‑космической корпорации «Энергия» на время расстался со спускаемым аппаратом «Восток‑1» Ю. А. Гагарина, он впервые покинул территорию музея.

Еврейская Швейцария

Пранжен, Музей истории Швейцарии

18.08–19.09

К 150‑летию с момента введения юридического равноправия для швейцарских евреев музей, открытый в замке между Лозанной и Женевой, показывает проект бернского фотографа Александра Жакме. Он сделал портреты 15 современников, запечатлев соотечественников в их повседневных хлопотах. Выставка передвижная, увидеть ее удастся и позже.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Земля обетованная Джона Стейнбека

Путешествуя в 1966 году по Израилю, Стейнбек нашел то, чего, по его мнению, не хватало на родине. Он встретил людей, полных патриотизма, верных своей стране, охотно служащих в армии, — разительный контраст с тем, что он видел в американской молодежи, представители которой, по его словам, «жгли повестки, поскольку война во Вьетнаме была невыносимой»

Страшная и поучительная жизнь Жана Амери

Амери причислял себя к левым, и его возмущало, что молодежь Германии 1970‑х годов поддерживала арабов, вознамерившихся стереть израильских евреев с лица земли. В 1969 году Амери писал о «благонравном антисемитизме» левых, рядящемся (и тогда, и теперь) в фальшивые постколониальные одежды антисионизма. «Антисемитизм таится в антиизраилизме и антисионизме, как гроза в туче, и он вновь стал респектабельным», — утверждал Амери

Как марш Unite the Kingdom стал зеркалом британских страхов и надежд

Израильский флаг, который можно было купить у уличных торговцев рядом с британским, стал частью нового символического ряда. В стране, где правительство Кира Стармера критикует Израиль и вводит частичное эмбарго на поставки оружия, появление израильского флага в руках британских консерваторов превращается в вызов — власти, левым митингам и самим правилам политической игры