Семь истощенных коров
Не просто кризис, а какая‑то экономическая катастрофа накрыла Россию. Очевидно, что тучные годы позади и настало время экономической депрессии.
Стоит заметить, что коллапс этот, в отличие от предыдущих, смягчен пока наличием солидной кубышки в казне.
Самые крутые виражи экономика претерпевала именно в те дни, когда читают недельную главу Торы, рассказывающую о том, что, растолковав сон фараону, Иосиф «пришелся ко двору», в отличие от неудачников‑волхвов:
Отвечал Иосиф фараону: «Фараон [видел] один сон: Б‑г возвестил фараону о том, что Он сделает. Семь тучных коров означают семь лет, и семь налитых колосьев — это [тоже] семь лет. Это — один [и тот же] сон. Семь истощенных и невзрачных коров, что вышли следом, — это семь лет, и семь пустых, опаленных восточным ветром колосьев — это [тоже] семь лет, [годы] голода. Как я и сказал фараону, Б‑г показал фараону то, что Он сделает! Наступают семь лет обильного урожая по всей земле египетской, а за ними настанут семь лет голода. Забыто будет изобилие в земле египетской: голод опустошит страну. Не останется и следа от [былого] изобилия в стране — из‑за последующего голода, так он будет силен. А дважды сон фараона повторился потому, что верно это [предначертание] от Б‑га и не замедлит Б‑г исполнить его. А теперь пусть фараон выберет разумного и мудрого человека и поставит его над землей египетской. Пусть фараон отдаст распоряжение и назначит [чиновников] в стране, чтобы они взимали пятую часть [урожая] в земле египетской в семь урожайных лет. Пусть собирают все съестное в эти наступающие хорошие годы и копят хлеб под рукою фараона, храня зерно в городах. Это съестное станет запасом для страны на семь лет голода, которые наступят в земле египетской, — и страна не погибнет от голода!» Эти слова пришлись по душе и фараону, и всем его слугам. «Найдем ли мы [другого] такого человека, в котором есть Б‑жий дух?» — спросил своих слуг фараон.
Есть любопытный комментарий Любавичского Ребе о том, чем именно Иосиф сущностно отличался от волхвов — египетского «клира». И, шире, еврейский подход от египетского. И Иосиф, и волхвы усмотрели в фараоновом сне послание Свыше. Но лишь Иосиф понял, что послание Свыше — это не только знак о будущем, но и шанс человеку это будущее изменить: «Не замедлит Б‑г исполнить его. А теперь пусть фараон…»
«“Найдем ли мы [другого] такого человека, в котором есть Б‑жий дух?” — спросил своих слуг фараон». Лишь Иосиф продемонстрировал возможность гибрида полной веры и упования с энергичными собственными деяниями.