Древности

Римская осада Масады была менее длительной, чем считалось раньше

Подготовил Семен Чарный 9 сентября 2024
Поделиться

Анализ осадных работ вокруг пустынной крепости Масада показывает, что на их возведение ушло всего несколько недель, пишет Haaretz. Могла ли ужасная трагедия евреев в этом месте, о которой мы все имеем представление, иметь иное происхождение, нежели считалось раньше? 

Миф, история и современная идеология часто переплетаются в археологии Израиля. И это особенно верно в отношении Масады — пустынной крепости, в которой последние выжившие после Великого восстания евреи дали последний отпор римлянам почти 2000 лет назад.

Один из нерешенных вопросов этой основополагающей главы еврейской и современной израильской истории касается продолжительности римской осады, в результате которой была взята казавшаяся неприступной крепость. 

Крепость масада и Возведенный римлянами земляной вал

Десятилетия подряд ученые утверждали, что лишь после двух лет славных сражений и вылазок защитники-евреи предпочли покончить с собой, нежели сдаться в плен.

Современные исследователи подвергли сомнению многие аспекты истории Масады, включая массовое самоубийство, и выдвинули версию о гораздо менее продолжительном конфликте, длившемся, возможно, несколько недель.

Сегодня исследование лагерей и осадной стены, которые окружают Масаду, сообщает нам новые данные, подтверждающие версию о том, что римляне пришли и завоевали крепость за довольно короткое время.

Израильские археологи использовали наземные исследования, изображения с беспилотников и трехмерное цифровое моделирование, чтобы реконструировать первоначальные размеры и протяженность римских сооружений и оценить, сколько времени потребовалось на их строительство. 

Исследование, опубликованное в издании Journal of Roman Archaeology, было проведено под руководством доктора наук Гая Штибеля из Тель-Авивского университета, который возглавляет экспедицию Нойштедтера, ведущую раскопки в Масаде, и доктора наук Гая Ашкенази из Управления древностей Израиля и Франкфуртского университета имени Гете, а также кандидатов наук Боаза Гросса из Тель-Авивского университета и Омера Зеэви-Бергера из Боннского университета.

Новое исследование дает свежую информацию о военной тактике Римской империи из «лучше всего сохранившейся римской осадной системы в мире», утверждает Штибель. Выводы группы подтверждают уже существующие наблюдения о том, что римская осада Масады была быстрым, жестоким и эффективным предприятием.

Тем не менее, эти выводы не обязательно ставят под сомнение другие элементы нарратива о Масаде или умаляют ее значение.

 

Национальный символ

Масада — изолированное скалистое плато на берегу Мертвого моря, которое царь Ирод Великий превратил в роскошную крепость с несколькими дворцами, баней, обширными складскими помещениями и цистернами для хранения воды во второй половине I века до н. э.

Крепость была захвачена одной из первых, когда в 66 году н. э. началось Великое восстание против римлян. Ее заняли сикарии — воинственная группировка внутри раздробленного иудейского восстания.

Руины римского лагеря у подножия Масады

Практически все, что мы знаем об истории Масады, имеет источником труды Иосифа Флавия — бывшего лидера повстанцев, который после пленения стал советником будущего императора Веспасиана и его сына Тита, возглавлявших римские легионы для подавления еврейского восстания.

Иосиф Флавий не присутствовал при осаде Масады. Это одна из причин, по которой некоторые ученые сомневаются в его рассказе. Но история гласит: после того как Тит разрушил Иерусалим и Второй храм в 70 г. н. э., римляне уничтожили последние мятежные крепости. 

Масада пала последней — вероятно, в 73 г. н. э. — после осады солдатами 10-го легиона, включавшей возведение массивного земляного вала, по которому римляне могли бы преодолеть стены крепости. 

Когда защитники, которых было чуть менее 1000 человек, в том числе мужчины, женщины и дети, увидели, что их положение безнадежно, они решили: лучше убить друг друга, чем попасть живыми в руки римлян.

Подвиг Масады как идея «свободы или смерти» глубоко укоренен в современном израильском дискурсе. На этом месте в первые десятилетия существования государства велись интенсивные раскопки. Наиболее известные из них — масштабные исследования, проведенные в 1963 году израильским генералом, ставшим археологом, Игалем Ядином. Совсем недавно некоторые ученые вновь подвергли сомнению рассказ Иосифа Флавия в  той части, что при Масаде была крупная битва. Они также не верят в правдивость эпизода с массовым самоубийством, потому что он не имеет доказательств.

Штибель не относится к числу этих исследователей, но он согласен, что ранее ученые, вероятно, преувеличили длительность и драматизм осады. 

Традиционно археологи, видя массивную стену, окружающую Масаду, и восемь лагерей, которые разбили римляне, думали, что осада должна была занять месяцы или даже годы.

На самом деле Иосиф Флавий нигде не упоминал, как долго длилась осада. Он сообщал лишь то, что закончилась она в канун Песаха (и это может быть литературным клише, чтобы совместить рассказ о массовом самоубийстве с началом еврейского праздника свободы, говорит Штибель).

Длительность осады крепости ученые стали обсуждать в 1990-х годах. В основополагающем исследовании на эту тему профессор Джонатан Рот из Университета Сан-Хосе в Калифорнии рассмотрел естественный скальный выступ, на котором римляне построили свой осадный пандус, и подсчитал, что они смогли бы достичь стен Масады за несколько недель. Он считал, таким образом, что осада длилась, возможно, два месяца.

Ашкенази, Штибель и их коллеги ныне дополняют эту информацию, изучая другие компоненты римской осадной системы: лагеря и блокирующую стену.

 

«Veni, vidi, vici»

Хотя археологи начали раскопки в Масаде еще в начале 19 века, задолго до создания современного Израиля, римским осадным сооружениям уделялось мало внимания, несмотря на их уникальное состояние сохранности, говорит Штибель.

Нынешняя экспедиция намеревалась применить компьютерные технологии, доступные сегодняшним исследователям. В этом им помогли изолированное положение и сохранность руин.

Возведенный римлянами земляной вал

Даже там, где некоторые римские стены и башни рухнули, превратившись в горы щебня, можно с уверенностью предположить, что большинство камней осталось на месте, поскольку поселения в этой засушливой местности были редкими, и не было никого, кто мог бы их убрать и повторно использовать, рассказывает Штибель. 

Это облегчило для компьютерных моделей оценку первоначальной высоты, объема и длины осадных работ.

Блокирующая стена тянется более чем на 4 километра, к которым нужно добавить еще 2 километра стен лагеря, сообщают исследователи. Большая часть стены была толщиной 2 метра и высотой около 2,5 метров, с более чем дюжиной башен, включенных в укрепление.

Блокирующая стена служила для изоляции защитников от мира — как физически, так и психологически, а также защищала римлян от вылазок.

Интересно, что стена не имела парапета, а высота ее означала, что легионеры не могли использовать ее для боя, чтобы укрываться за ней. Это означает, что солдаты, охранявшие стену, ходили по ее вершине и должны были отбивать любые вылазки именно с этой позиции, утверждают исследователи. И это подтверждается многочисленными лестницами, ведущими на вершину стены, которые обнаружили археологи.

Вычислив общий объем укреплений, археологи использовали современные и исторические отчеты о том, сколько камня обученный солдат мог переместить за день, чтобы оценить время строительства осадных работ.

Мы знаем, говорит Штибель, что римляне направили в Масаду от 6 до 8 тыс. солдат, хотя не все из них могли быть задействованы в строительных работах (кто-то же должен был следить за этими надоедливыми мятежниками). Таким образом, исследователи подсчитали: для завершения строительства лагерей и стены 5 тыс. солдат потребовалось бы от 11 до 16 дней.

Цифры немного различаются, но несильно, если иметь в виду меньшее или большее количество солдат, занятых строительством.

После того как лагеря и стена были возведены, то есть примерно через две недели, римляне могли сосредоточиться на строительстве осадного вала, что, по словам Рота, в свою очередь могло занять от четырех до шести недель. Сложите все это вместе, добавьте время на ведение боевых действий, и мы придем к оценке двух месяцев для осады.

«С точки зрения римлян это была не такая уж большая история, не осада Иерусалима, — говорит Штибель. — Они пришли, нанесли точный удар и ушли через несколько недель».

В поддержку такой версии говорит тот факт, что, хотя некоторые римские легионеры упоминают осаду Иерусалима на своих надгробиях, ни один из них не упоминает Масаду, отмечает Штибель.

 

Запах денег

Он рассказывает: нет, это была не эпическая, не затяжная битва. Но это не значит, что мы должны рассматривать Масаду как второстепенный и незначительный эпизод. Она все равно поднимает ряд вопросов.

Главный из них: почему римляне приложили столько усилий, чтобы отправить целый легион в сердце Иудейской пустыни и преследовать несколько сотен оборванных мятежников спустя три года после падения Иерусалима?

Некоторые ученые считают, что это была демонстрация силы: империя не могла допустить, чтобы хоть один мятежник жил свободно. Штибель же в своих исследованиях утверждает, что причины были экономическими.

ВИд сверху на римский лагерь и стену у подножия Масады

В начале восстания, по словам Иосифа Флавия, сикарии Масады напали на еврейский город Эйн-Геди, расположенный к северу от крепости, и убили более 700 жителей. 

Эйн-Геди оказался, наряду с близлежащим Иерихоном, главным центром производства «Афарсемона», или бальзама, ныне утраченного парфюма, который пользовался большим спросом в древнем мире. 

Таким образом, поход римлян на Масаду мог быть мотивирован необходимостью защитить этот прибыльный товар и торговлю им от любой угрозы, предполагает Штибель. «Тот факт, что осада длилась меньше времени, чем мы предполагали, не делает это место менее интересным или значимым, — говорит он. — Это поднимает вопросы не менее захватывающие. Почему римляне предприняли свои усилия спустя годы после официального окончания войны, отправив 6-8 тыс. солдат в центр пустыни? Это же огромная логистическая задача. И значит это было очень важно для них».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

О древнееврейской военщине

Переломный момент в отношении евреев к засилью чужеземцев наступил в эпоху Хасмонейских войн, спровоцированных гонениями на иудаизм в период правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана, в 60-х годах II века до н. э. Некоторые евреи предпочли пацифизм и мученическую смерть, а другие — а именно Хасмонейский клан — с оружием в руках поднялись на борьбу за свободу иудаизма. Они одержали несколько блестящих побед над врагом и вскоре добились прекращения гонений.