Меир Хар-Цион. Безжалостный и неотвратимый…

Ева Носовская 5 мая 2014
Поделиться

14 марта в Израиле на собственной ферме скончался Меир Хар-Цион — человек, имя которого редко употребляется без эпитета «легендарный».

Ему было 80 лет, и большую часть его жизни можно было бы экранизировать: поход с сестрой к истокам Иордана через Сирию, попадание детей —  а они оба были детьми, им было 17 и 15 лет, — на месяц в сирийский плен и обмен их, после вмешательства Красного Креста и ООН, на трех сирийских офицеров. Сирийский плен мог бы лишить силы духа многих, но не Меира Хар-Циона, который в 18 лет со своей подругой отправился в Иорданию, в Петру, к Красной скале — в обход арабских легионеров и бедуинов, через Негев и по 70-метровым склонам. Весь опыт опасных путешествий ему пригодился позже, когда он оказался в знаменитом «Подразделении 101», созданном Ариэлем Шароном. Считается, что применяемая этим подразделением (и израильской армией в целом) тактика обязана своим рождением Хар-Циону: «Командир идет впереди; удар наносится там, где его не ждут; раненых и убитых не оставлять, но помощь оказывать после боя; нет невыполнимых заданий».

Они совершали многокилометровые марш-броски ночью, появлялись из темноты, чтобы уничтожить очередной бедуинский лагерь, и исчезали; в некотором роде они были как боги: безжалостны и неотвратимы. Как заметил сам Хар-Цион в одном из поздних интервью, если бы он делал сейчас то, что делал тогда, то попал бы в тюрьму. Израильскую…

Чтобы отомстить за замученную арабами сестру, Хар-Цион отправился с тремя боевыми товарищами в рейд, захватил шестерых бедуинов из того же племени, что и убийцы, убил пятерых, а шестого отпустил назад с приказом рассказать о том, что он видел. Как отметил в своих записях Ариэль Шарон, «это была ритуальная месть такого рода, которую бедуины отлично поняли. При этом последствия у нее были вполне в духе ХХ века: иорданцы обратились с жалобой в ООН». Благодаря поддержке армии сам Хар-Цион и его товарищи отделались лишь 20-дневным заключением.

Этот случай точно характеризует не столько самого Хар-Циона, сколько в целом ситуацию, в которой находится Израиль уже долгое время. Соседи еврейского государства по-прежнему отлично понимают язык, на котором с ними мастерски мог общаться Меир Хар-Цион.

В основе этического восприятия мира Хар-Ционом лежали скорее библейские понятия о воздаянии, чем современные гуманистические теории, которые вынуждают израильских лидеров извиняться за то, что охра­на КПП застрелила палестинца, напавшего на израильского солдата с целью отнять его оружие. Эти же понятия разделяют, как ни странно, соседи Израиля, менталитет которых упорно игнорируется во время очередного раунда мирных переговоров. Правила ведения войны с израильской стороны изменились: евреи наносят точечные удары, рис­куя своими военнослужащими, спасают гражданское население и готовы соблюдать права любого террориста даже посмертно. Что позволяет бандитам выходить на свободу и продолжать резать, взрывать и стрелять.

В результате Израиль неизменно наступает на одни и те же грабли, пытаясь общаться с бандитами на языке высокой дипломатии. Нам уже нельзя применять методы Хар-Циона (который, в отличие от многих своих боевых товарищей, не обратился к политике, поскольку она требовала заботы об имидже), но вспомнить о его бескомпромиссности нам все же стоило бы. Его воля, его сила, его честность и страстная, мало кому ныне свойственная любовь к Земле Израиля, которую он не собирался ни с кем делить, — это то, что сделало его легендой, и это те качества, благодаря которым у нас пока еще остается Израиль.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес