Клэр Берри. Старшая сестра

Ирина Кордонская 23 декабря 2014
Поделиться

24 ноября во Флориде умерла Клэр Берри, старшая из знаменитых сестер.

Известие даже не о том, что старшая из сестер Берри умерла, а о том, что певица дожила до наших дней, потрясло многих поклонников дуэта. Казалось, эпоха сестер Берри прошла давно.

В моем детстве их мягкие голоса — более высокий, как потом выяснилось, принадлежал Клэр, а низкий, с почти виолончельным тембром, — Мерне, — вызывали ассоциацию с тяжелым стационарным магнитофоном. На него ставились бабины с записями, и вместе с бабушкой‑дедушкой, знавшими идиш, мы слушали «Чирибим — чирибом» и «Бай мир бист ду шейн», которую я особенно любила — еще и за текст, так похожий на немецкий, что мне, учившейся в немецкой школе, он был понятен. Была еще песня на мотив «Крутится, вертится шар голубой», которую в СССР впервые услышали в фильме «Юность Максима» 1934 года, но это была старая одесская песенка, ее пел Утесов — и сестры Берри.

Мне было лет десять, но и в этом возрасте в голову не приходило спросить, почему мы ничего такого не слышим по телевизору. Я не задумывалась, откуда брались записи, и очень удивилась бы, узнав, что сестры Берри приезжали на гастроли в СССР.

Это случилось летом 1959‑го, когда в Сокольниках открылась Американская выставка. Помимо «Гео­дезического купола» и первой электронной счетной машины, невиданных в СССР архитектурных конструкций из новых материалов и большой выставки американских художников, к нам привезли американскую музыку — в лице сестер Берри, давших, в числе прочих артистов из США, концерт в Летнем театре Парка имени Горького. Их спетые по‑русски, с нарочито четким произношением «Очи черные» были, наверное, приятны москвичам, но куда большее впечатление произвели на слушателей и зрителей «Купите папиросы», исполненные на идише. Никого не волновало тогда, что вообще‑то сестры Берри были джазовыми певицами и исполняли с тем же успехом «Лунную серенаду», «Чаттануга Чу‑чу» и «Nobody else but me». И, кстати, «Кабаре», песню из одноименного фильма Боба Фосса, в котором ее поет Лайза Минелли. Эта запись интересна тем, что здесь звучит только голос Клэр Берри: во времена «Кабаре», вышедшего на экраны в 1972 году, Мерна была уже тяжело больна.

А в Москве сестры, конечно, пели «Бублички», к которым имели отношение по праву рождения: и они сами, и их предки носили фамилию Бейгельман. Может быть, дедушка их, еврей с Подола, уехавший с детьми в Америку после Гражданской вой­ны, торговал в Киеве бубликами. Он или его отец.

Клара, 1920 года рождения, и Мина, на три года моложе, — именно так сестер назвали при рождении — появились на свет в Бронксе. Это было первое американское поколение семьи, в которой отец был родом из Киева, а мать — из Вены. Успешный дебют девочек Бейгельман на радио — была такая радиостанция WMND, вещавшая на идише, — знакомство с Эдди Селиваном, ведущим собственного именного шоу, который превратил девушек в профессиональных певиц и вывел на эстраду, счастливая встреча с композитором и аранжировщиком Абрамом Элстайном, взявшим на себя музыкальное руководство дуэтом, — вот, собственно, и все этапы большого пути сестер Берри. Для Клэр он, впрочем, был намного дольше, чем для Мерны, ушедшей из жизни в 1976‑м. Клэр пыталась выступать в разных дуэтах, в том числе с Эмилем Горовцем, но быстро это оставила. В действительности, явление под названием «Сестры Берри» перестало существовать в начале 1970‑х, что никогда не мешало нам их любить.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес