17 июля в конференц-зале Нью-Джерси (США) тысячи хасидов собрались на Satmar Business Expo — ежегодное мероприятие, которое демонстрирует предпринимательство в сплоченной общине, более известной своим благочестием и замкнутостью, пишет журналист New York Jewish Week Люк Тресс.
Сотни стендов на выставке представили предприятия, предлагающие услуги финансового консалтинга, кошерное вино и путешествия, а также пылесосы, шкафы по индивидуальному заказу, каменную кладку и сварку… Компания, предлагающая блюда кошерной кухни, угощала крекерами с рыбными паштетами, а прохожие заглядывали в окна черного Tesla Cybertruck, припаркованного рядом с витриной коммунальной компании.
Красочные вывески на идише и английском украшали стенды, у которых владельцы бизнесов представляли свои товары и услуги и обменивались визитками с заинтересованными клиентами. Многие участники и гости болтали за столиками в «зоне общения» или молились в комнате для богослужений.
Организаторы заявляют, что это мероприятие — вероятно, крупнейшая выставка еврейского бизнеса в США и она нацелена на укрепление связей.
Участники и посетители — в основном представители сатмарской общины, хасидского движения, базирующегося в бруклинском районе Вильямсбург и деревне Кирьяс-Джоэль на севере штата.
«Идея в том, что мы очень сплоченная община, и люди должны знать, что делают их соседи, что делают их друзья, — говорит один из организаторов мероприятия Йоэль Фрид. — Люди должны вести дела друг с другом».
Это событие также подчеркивает различия между сатмарскими хасидами и ярыми ортодоксальными евреями, известными как харедим, или ультраортодоксы. В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты.
Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста, заявляет Натаниэль Дойч, который вместе с Майклом Каспером выступил соавтором книги о хасидском Вильямсбурге под названием «Крепость в Бруклине» (2021).
Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь.
«Он считал, что примером служит тот, кто одновременно работает и изучает Тору, а не тот, кто полностью посвятил себя изучению Торы, — замечает Дойч о Тейтельбауме. — Это повлияло на развитие общины на протяжении всей ее истории».
В результате сатмарская община настроена на владение малым бизнесом и включает в себя большое количество представителей рабочего класса, причем мужчины заняты в таких профессиях, как сантехника, строительство и вождение грузовиков, отмечает Дойч.
Мартин Шварц, соучредитель платформы по расчету заработной платы и тайм-менеджменту Friday, рассказывает, что многих побудили заняться бизнесом большие семьи и стоимость обучения в частных школах.
«Для большинства людей регулярная работа с 9 до 17 не принесет пользы в финансовом отношении, особенно если вы живете в Нью-Йорке, — заявляет Шварц, который посещает выставку уже третий год. — Поэтому нужно выходить на улицу и внедрять инновации, что-то делать, быть предприимчивым, чего-то добиваться».
В мероприятии, которое проводится уже третий год, приняли участие 412 предприятий. Организаторы ожидали, что его посетят около 6000 человек.
Выставка финансировалась ведущей общиной Вильямсбурга «Йетев Лев д’Сатмар» и организована маркетинговой компанией Йоэля Фрида FriedCo Media.
Участники заявляют, что она предоставляет возможность связаться с клиентами и с другими предприятиями.
«Это не приносит много денег, скорее это способ установления контактов», — замечает Исроэль Элек, генеральный директор компании Plan it Rite, предлагающей кошерные туристические поездки в такие страны, как Украина, ЮАР и Гватемала.
«Мы получаем обратную связь от людей и находим новых потенциальных клиентов, показываем клиентам наше лицо», — говорит Элек, добавляя, что ранее знакомился и общался на выставке с предприятиями, — например, с компанией по обслуживанию клиентов, — с которыми впоследствии работал Plan it Rite.
Компания Noble Wines с офисами в Европе и Помоне (штат Нью-Йорк) распространяла глянцевые каталоги с ассортиментом кошерных вин из Франции и Италии. На деревянных стеллажах были выставлены бутылки с винами, а также виноградные лозы, которые специально для выставки компания привезла из Калифорнии.
Совладелец компании Абэ Исраэль рассказывает, что Noble Wines связалась на выставке с оптовыми торговцами и другими клиентами и впервые приехала на мероприятие два года назад. Тогда Noble Wines колебалась, стоит ли ей выходить на американский рынок.
«Выставка подтолкнула нас принять решение сделать этот шаг и утвердиться в США, — говорит Исраэль. — Когда мы увидели, насколько люди это ценят, мы решили начать и официально обосноваться здесь».
Женщины на выставке отсутствуют, поскольку традиционно мужчины и женщины играют разные роли в общине сатмарских хасидов: женщины сосредотачиваются на воспитании в своих больших семьях. Однако следует отметить, что ряд женщин занимаются малым бизнесом: продают парики, коляски и другие товары для детей. Об этом рассказывает профессор Ешивы-университета Моше Краковски, изучавший сатмарскую общину и посетивший выставку в прошлом году.
«Есть много вещей, которые не могут быть показаны на выставке, если в ней участвуют женщины, — отмечает он. — И, с другой стороны, существует множество микробизнесов, которыми женщины могут заниматься неполный рабочий день, например, если они матери».
Предпринимательству и малому бизнесу уделяется особое внимание в общине, система образования в которой в основном избегает светских предметов. Община как правило не одобряет высшее образование за пределами ешив, и это приводит к тому, что лишь незначительное число ее представителей попадает в такие профессиональные области, как медицина или право. Поэтому предпринимательство становится распространенным способом заработка на жизнь, рассказывает Краковски.
В то же время ешиботники изучают сложные религиозные тексты в течение многих часов ежедневно, приобретая высокий уровень понимания прочитанного и логические навыки, которые можно перенести в такие области, как программирование.
«Существует настоящая культура предпринимательства, — заявляет Краковски. — И они с радостью займутся всем, для чего не понадобится формальное образование».
В предыдущие десятилетия многие сатмарские хасиды работали в таких областях, как швейная промышленность и торговля алмазами. Недвижимость также являлась для них важной сферой деятельности. По мере джентрификации Вильямсбурга многие хасиды стали получать прибыль от владения недвижимостью, которую приобрели задолго до того, как цены взлетели до небес. В последние годы многие сатмарские хасиды зарабатывают на жизнь продажей товаров на Amazon и в других службах онлайн-доставки.
По словам Дойча, еще одним важным сектором является производство кошерных продуктов питания.
Перечисленные отрасли создают возможности для владельцев малого бизнеса в смежных областях. Так, сатмарские хасиды управляют предприятиями, которые предлагают программное обеспечение для отслеживания запасов на складах для интернет-магазинов, а другие поставляют пиломатериалы компаниям, занимающимся недвижимостью. Экспонаты на выставке включали фотографии продуктов для продавцов с платформы Amazon, услуги по сносу зданий, удалению асбеста и, например, компанию, которая предоставляет электромобили для управляющих недвижимостью.
Многие предприятия общины обслуживают других евреев-хасидов, в то время как иные общины в таких случаях нанимают работников-неевреев, сообщает Дойч.
Айзек Гросс, управляющий маркетинговой компанией Amazon IG PPC со штаб-квартирой в Вильямсбурге, рассказывает, что раньше продавал товары на Amazon, а затем заметил в своей отрасли необходимость в PPC-менеджменте (оплате в один клик). Начал свой бизнес пять лет назад, и сейчас у него около 200 клиентов и более 20 штатных сотрудников. По его словам, он изучил эту область самостоятельно.
«Я учился сам, разговаривал с людьми, смотрел разные онлайн-видео», — говорит он.
Глава Объединенной еврейской организации Вильямсбурга и Северного Бруклина (UJO), предоставляющей социальные услуги, видный общинный деятель раввин Дэвид Нидерман заявляет, что выставка стала свидетельством успеха общины.
Критика недостаточного внимания в ешивах к светским предметам достигла апогея после серии разоблачений New York Times в 2022 году и остается чувствительной темой для общины. Times взяла интервью у выпускников ешивы, которые рассказали: им не хватает навыков ни для чего, кроме черной работы, и они полагаются на государственное обеспечение.
«Община не заинтересована в подачках, наоборот, она хочет зарабатывать на жизнь, — отмечает Нидерман. — Все сегменты экономики представлены нашими людьми, нашим образованием, нашей школьной системой. И посмотрите, что они производят. Люди должны понять это».
Несмотря на дух предпринимательства, многие семьи в сатмарских общинах живут за чертой бедности, хотя общинные благотворительные организации поддерживают нуждающихся. Нидерман рассказывает, что успешные бизнесмены должны отдавать не менее 10% доходов на благотворительность.
Общинные структуры предлагают услуги, включающие профессиональную подготовку и уроки английского языка для тех, кто уверенно говорит только на идише, или помощь в заполнении документов, необходимых для контактов с органами власти. По словам Краковски, у общины есть и надежная система безопасности, которая побуждает предпринимателей идти на риск.
Шварц, со своей стороны, рассказывает, что доверие внутри общины открывает пути для новых бизнесов: «У того, кто начинает бизнес, есть очень простой способ войти в него: вы знаете очень много людей, и даже у тех людей, которых вы не знаете, есть кто-то, кого знает ваш друг».
На выставке был представлен раздел, посвященный таким специальным общинным услугам, как психиатрическая помощь и поиск партнеров для молодоженов.
Шия Гринфельд из Объединенной еврейской организации Вильямсбурга и Северного Бруклина рассказывает: организация проводит занятия для выпускников ешив по таким направлениям, как архитектурный дизайн и компьютерные навыки. И выставка помогла организации связать выпускников программы с потенциальными работодателями. В прошлом году Объединенная еврейская организация Вильямсбурга и Северного Бруклина обучила около 1200 соискателей вакансий и насчитала более 400 посещений своего стенда уже к полудню 17 июля.
«Мы стараемся поддержать связь с каждым человеком, пришедшим сюда, чтобы быть уверенными: когда они будут искать сотрудника, они обратятся к нам», — замечает Гринфельд.
Однако деловой дух сатмарских хасидов порой вступает в противоречие с другим принципом Тейтельбаума: отвращением к роскоши и материализму.
И, например, раввин Аарон Тейтельбаум, племянник Йоэля Тейтельбаума и лидер одной из двух основных групп сатмарских хасидов, в начале 2000-х годов даже издал новые правила, позволяющие снизить стоимость и пышность свадеб.
Это противоречие было заметно и в рекламе выставки, в которой подчеркивалось, что мероприятие проводится сатмарской общиной на высоком духовном уровне, с выделением времени для молитв. В видеоролике о прошлогоднем мероприятии видно, как мужчины молятся в самом начале съемок.
«Внутри общины всегда есть вероятность, что люди начнут критиковать некоторые из деловых начинаний и скажут: «Вы слишком много внимания уделяете материальному», — говорит Дойч. — И необходимо четко указать: мы осознаем, что существует потенциальная опасность, и проводим эту выставку именно таким образом, который соответствует общинным ценностям».