Илай Уоллак. Двойная жизнь плохого парня

Ада Шмерлинг 11 ноября 2014
Поделиться

В США умер актер Илай Уоллак.

Илай Уоллак (Эли‑Гершл Воллох) был в Голливуде спецом по части злодеев. И снимался до самой смерти, настигшей его этим летом на 99‑м году. Столь долгой творческой жизнью, начавшейся на заре 1950‑х, Уоллак подтвердил известное голливудское суеверие: актеры на ролях злодеев долго живут.

Им редко много платят, но их больше любят. Так было и с Уоллаком: не красавец, но убедительный карикатурный злодей. Самым незабываемым был его Кальвер в «Великолепной семерке» (1960) — главарь банды, терроризирующий жителей мексиканских деревень. Он повторял свой успех в спагетти‑вестернах, лучшим из которых был «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне (1966), где хорошего парня играл Клинт Иствуд, плохого — Ли ван Клиф, а злого мошенника — Уоллак. Эта роль — вершина в череде его опусов на тему «исчадие ада».

Говоря о любимых негодяях, артист признавался, что ведет двойную жизнь: в кино его, за редким исключением, использовали в амплуа злодея, но в театре его темой был маленький человек — одинокий, неуверенный в себе. В молодости Уоллак играл в первой постановке «Татуированной розы» Теннесси Уиль­ямса на Бродвее, за что получил премию «Тони». Пьеса писалась для Анны Маньяни, но Маньяни отказалась от роли, сославшись на плохой английский. А когда Маньяни решила сыграть в экранной версии, в пару к ней поставили не Уоллака, а Берта Ланкастера, знаменитого красавца.

Театр был первой и главной любовью Уоллака. На его театральном счету — Шекспир и Ануй, Артур Миллер и Том Стоппард, постановка «Дневника Анны Франк» и «Гнезда глухаря» Розова. Но главным его драматургом оставался Теннесси Уильямс — ему Уоллак обязан и первой театральной удачей, и дебютом в кино. Впервые Илай Уоллак появился на экране в 1956‑м в фильме «Куколка» Элиа Казана по сценарию Уильямса. К слову, они оба, Казан и Уоллак, были в числе основателей знаменитой Актерской студии, открытой в Нью‑Йорке в 1947 году и перешедшей в дальнейшем под руководство Ли Страсберга.

Среди его лучших киноработ 1960‑х — бандит Чарли Гант в «Как был завоеван Запад» Форда (1962), странствующий ковбой Гвидо в «Неприкаянных» Хьюстона (1961), эксцентричный миллионер Лиланд в «Как украсть миллион» Уайлера (1966), охотник за золотом Бен Бейкер в «Золоте Маккенны» (1969).

Уоллак часто играл латинских мачо, точно, в деталях, передавая повадки испанцев, мексиканцев и итальянцев. Чем однажды удивил Серджио Леоне. Уоллаку по сюжету надо было перекреститься. И он осенил себя крестным знамением, не морг­нув глазом. Режиссер не поверил глазам: Уоллак, сын еврейских эмигрантов! Но удивляться не стоило: Уоллак с рождения жил в итальянском квартале Бруклина, где почему‑то поселились его родители, перебравшиеся в 1909‑м из польского Перемышля в Нью‑Йорк. Пицца и паста ему были роднее, чем гефилте фиш. Многое из подсмотренного в детстве Уоллак потом подарил своим героям. Лучший образец фирменного итальянца Уоллака — Дон Альтабелло в третьей части «Крестного отца» Копполы (1990).

К тому моменту Уоллак уже перешел к возрастным ролям. Вместо ковбоев и бандитов его стали звать на роли психиатров и юристов, бизнесменов и раввинов. В статусе 90‑летнего патриарха он был востребован и любим. В 2010‑м Американская киноакадемия вручила Уоллаку почетного «Оскара», отметив умение перевоплощаться и неповторимый отпечаток личности, которым отмечены все роли. Это был его единственный «Оскар» за 60 лет работы в кино.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес