Художник еврейской жизни

29 июля 2016
Поделиться

«Modern Masters»

Берн, Художественный музей

до 21.08

Проект задуман как инвентаризация бернской коллекции модерна накануне самого медийного события в мире музеев XXI века — передачи швейцарцам знаменитого собрания Гурлитта. Коллекционер Хильдебранд Гурлитт (1895–1956) хоть и был евреем по бабушке, но вовсю использовался Геббельсом для пополнения личного собрания Гитлера — отсюда и прозвище «личный галерист Гитлера» (как боевой офицер, трижды раненный на фронтах Первой мировой, в первые годы нацизма Гурлитт имел определенные «льготы»). Он принимал участие в распродаже «дегенеративного искусства», которым стали брезговать немецкие музеи. Благодаря его посредничеству многие картины экспрессионистов, например, оказались в Швейцарии, а полотна Кандинского — в Америке. В итоге и у самого Гурлитта сформировалось отличное собрание европейского модерна. Семья хранила его в тайне, власти Германии узнали о нем случайно. В коллекции есть работы Матисса и Шагала, Моне и Кирхнера, Сезанна и Клее. Сын Гурлитта завещал ее бернскому музею, сейчас коллекцию тщательно исследуют в Германии с точки зрения провенанса, чтобы сразу вернуть все сомнительное наследникам еврейских владельцев.

Тем временем бернцы показывают собственное собрание — свободное от подозрений в чистоте происхождения работ. Мане и Пикассо, Валлотон и Кирхнер, Явленский и Эрнст… Выставлены и полотна Макса Либермана, в том числе портрет знаменитого мюнхенского коллекционера‑еврея Генриха Танхаузера (1916). После прихода нацистов к власти и вынужденной эмиграции семьи в Париж его сын передал многие картины в дар музею Берна.

 

Эдуар Моис

Париж, Музей еврейского искусства и истории

до 15.08

«Художник еврейской жизни XIX века» — таков подзаголовок ретроспективы, знакомящей публику с представителем т. н. «искусства эмансипации». Работы Эдуара Моиса (1827–1908) ценились прежде всего теми, кто, ассимилируясь во Франции, хотел все же сохранить свои корни. Среди выставленного — пастели из жизни алжирских евреев; многие экспонаты происходят из частных коллекций и впервые представлены широкой публике.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Менора, Ребе и эстетика выхода за пределы

В 1977 году Ребе получил иллюстрированную монографию, посвященную творчеству израильского художника Яакова Агама. Особое внимание Ребе обратил на то, как Агам «оригинально использует элементы, на первый взгляд не связанные непосредственно с изощренным художественным мастерством...» Ребе связывает это с внедренным в еврейское сознание свойством творчески относиться к самому мраку, управлять теневыми сторонами жизни таким образом, чтобы и они становились источниками света

Как выпрямили менору

Менора Хабада отказывается от украшений — милой еврейской альтернативы украшениям рождественских елок — и заменяет их строгой геометрической формой, передающей научно‑философскую чистоту Маймонида. Геометрическая простота и ясность — вот в чем суть. Глядя на восемь прямых линий, мы можем просто представить абстрактную сеть соотношений в пространстве, где сами категории «прямого» и «искривленного» теряют смысл

Пятый пункт: Свечи Бонди

Как австралийские власти привели к теракту в Сиднее? Почему посланники Хабада часто становятся жертвами террористических нападений? И о чем свидетельствуют героические поступки во время теракта на пляже Бонди? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин рассказывает о нападении на евреев в первый вечер Хануки