Это кирпичное здание в оживленном районе Багдада мало чем отличается от окружающих, кроме надписи на иврите над входом, пишет журналист AFP Салам Фарадж.
Еврейская община Ирака когда-то была одной из крупнейших на Ближнем Востоке, но сейчас сократилась до горстки людей.
«Наше наследие в плачевном состоянии, и власти не обращают на это никакого внимания», – замечает женщина, член общины, пожелавшая остаться неназванной из-за опасения репрессий.
Драгоценная история местной общины, а также судьба синагоги находятся под угрозой в стране, раздираемой десятилетиями войн, коррупции и борьбы вооруженных группировок.
И в то время как кое-где в Ираке все-таки восстанавливаются исторические здания, уничтоженные джихадистами, редкие международные усилия по спасению еврейского наследия оказываются недостаточными.
Синагога «Меир Твейг» в Багдаде, построенная в 1942 году, кажется, застыла во времени.
За дверьми, запертыми на висячий замок, скамейки покрыты белой тканью, защищающей их от солнца. Стены небесно-голубого цвета разрушаются.
Ступени, ведущие к деревянному шкафу со священными свитками Торы, разваливаются.
Окруженный мраморными досками с выгравированными на них менорами и псалмами, шкаф укрывает свитки, каллиграфически написанные на коже газели.
«Раньше мы молились здесь, — рассказывает член общины. — Отмечали наши праздники. Летом слушали лекции об иудаизме на иврите…»
Женщина добавляет, что одна из синагог на юге Ирака была оккупирована и превращена в склад.
«Необходимо сохранить это наследие», — заключает она, прося о помощи Организацию Объединенных Наций.
Глубокие корни
Корни еврейской общины в Ираке – на земле, где родился патриарх Авраам и где был написан Вавилонский Талмуд, — уходят вглубь веков примерно на 2600 лет.
Более 2500 лет спустя в Багдаде, находившемся под властью Османской империи, евреи составляли 40% населения города.
К моменту создания Израиля в 1948 году их насчитывалось 150 тыс. человек, но три года спустя, на фоне преследований со стороны иракских властей, усилившихся после создания Израиля, 96% членов общины покинули страну.
В докладе, опубликованном в 2020 году, перечислены объекты еврейского наследия в Ираке и Сирии: некоторые относятся к первому тысячелетию до н. э. Исследование выявило 118 синагог, 48 школ, девять святых мест и три кладбища среди объектов иракского еврейского наследия. Большинство из них сейчас уже исчезло.
«Подтверждено, что в Ираке все еще существуют 30 из 297 задокументированных объектов, — говорится в отчете, опубликованном лондонским Фондом еврейского наследия и некоммерческим Американским обществом зарубежных исследований (ASOR).
— Из этих 30 объектов 21 – в плохом или очень плохом состоянии».
Несколько оставшихся в Ираке евреев «очень усердно работали, чтобы защитить и сохранить свое наследие, но масштаб работы был выше их сил, — говорит Даррен Эшби, сотрудник Программы стабилизации иракского наследия Пенсильванского университета, работавший над исследованием. – Со временем большая часть этого наследия была утрачена из-за конфискации, продажи или медленного распада и разрушения».
Проблески надежды
Мы находимся в Мосуле, втором городе Ирака и «плавильном котле» различных этнических и религиозных общин.
Красочные таблички обозначают руины синагоги Сассона на углу переулка.
Обрушившийся свод синагоги обнажает арки и каменные колонны. Кругом щебень, металлолом и свалка мусора.
Местный чиновник, отвечающий за древности, Моссааб Мухаммед Джассем, рассказывает, что здание 17 века «долгое время было жилым».
Здание принадлежит местной семье, у которой есть на него право собственности, и она просит местные власти либо купить его у семьи, либо восстановить.
Швейцарский Международный альянс по защите наследия в зонах конфликтов Aliph выразил готовность поддержать потенциальный проект реконструкции синагоги Сассона.
Возникли и другие проблески надежды.
В январе консульство Соединенных Штатов в Эрбиле, столице курдского региона, где не наблюдалось такого уровня междоусобного насилия, как в других регионах Ирака, объявило о выделении 500 тыс. долларов на восстановление небольшой синагоги Иехезкела недалеко от Акры.
Американские фонды, наряду с финансовой поддержкой Курдистана и частных доноров, помогли восстановить гробницу Нахума, одного из малых пророков в иудаизме.
Окруженное христианскими церковными шпилями в деревне Аль-Кош, каменное здание выглядит теперь почти как новое. По словам местных чиновников, построенное в настоящем виде в 18 веке, изначально оно может датироваться 10-м веком.
Иосеф-Элиас Ялда, сотрудник Музея наследия в Аль-Коше, помнит истории, рассказанные местными старейшинами: они говорили, что каждый июнь паломники-евреи приезжали сюда на неделю, чтобы помолиться.
«Приезжали со всех провинций и даже из соседних стран, — вспоминает Ялда, которому за шестьдесят. — После религиозной церемонии в старом городе всегда был праздник с угощением и танцами».