Карачи, самый густонаселенный город Пакистана, быстро превращается в бетонные джунгли, а градостроители и исследователи изо всех сил пытаются спасти фрагменты его колониального прошлого, пишет журналист Deutsche Welle (в РФ внесено в список СМИ-иноагентов. — Ред) Мухаммед Салман.
Большая часть этого прошлого — еврейская община Карачи. Но сохранение следов еврейской культуры кажется проигранной битвой в преимущественно мусульманском городе. Отмеченная наградами пакистанский архитектор Ясмин Лари предупреждает, что «ситуация мрачная».
«Раньше здесь было еврейское кладбище, сейчас оно в плачевном состоянии, — рассказывает она. — Грустно констатировать, но наследие разрушается, а тех, кто может с этим что-то сделать, подобный факт не трогает. Многоэтажные дома строятся поверх или на месте зданий, созданных до обретения независимости. Что происходит в городе? Все, кто должен охранять наследие, похоже, не делают этого».
Архитектор-еврей построил главные здания в Карачи
Еврейское наследие Карачи неразрывно связано с именем архитектора Мозеса Сомаке, который родился в 1875 году в Лахоре и скончался в 1947-м в Лондоне. Ясмин Лари говорит, что Сомаке спроектировал в Карачи множество зданий, в первую очередь особняк Мулеса, среднюю школу BVS Parsi, Флагстафф-хаус (ныне Куэйд-и-Азам-Хаус), Эдвард-хаус и здание Ассоциации Гоа-Карачи. Она считает, что он также был автором особняка Виктории, который находится рядом с Эдвард-хаусом на Абдулла Харун-роуд (ранее Виктория-роуд), напротив отеля «Метрополь».
«Когда я собирала архивы для «Столичной корпорации Карачи», были найдены документы, из которых следовало, что Сомаке спроектировал здесь мечеть, но ее так и не построили», — рассказывает Лари.
Сомаке был разносторонне одаренным человеком, но его стиль позволяет любому проницательному студенту, изучающему архитектуру или историю, распознать его работы. В Эдвард-хаусе очень простой фасад; в особняке Мулеса видны намеки на влияние Ренессанса; здание Ассоциации Гоа-Карачи имеет центральную часть с фронтоном, шатровой крышей и слуховыми окнами; в школе BVS Parsi капители с резными элементами; а во Флагстафф-хаусе полукруглые балконы. И, тем не менее, все они имеют что-то общее.
Уцелевшую синагогу трудно обнаружить
Современный Карачи преимущественно мусульманский, но раньше, до образования Пакистана в 1947 году, город мог похвастаться гораздо более разнообразным населением и активной еврейской общиной. Число евреев в Карачи стало сокращаться в 1960-х годах, во время правления диктатора Аюб-хана большинство из них покинуло страну. В 1988 году местную синагогу сровняли с землей, а на ее месте устроили площадь. Некоторые сообщения СМИ отмечают, что еврейские смотрители синагоги были обмануты агентами по недвижимости.
«У евреев Карачи было две синагоги, — сообщает урбанист и архитектор Ариф Хасан. — Одна из них была большим зданием [«Магаин Шаломе»], которое оказалось разрушено, а другая поменьше [в районе Рамасвами]. Последняя ныне используется для других целей, и ее трудно обнаружить. В Мева-Шахе есть кладбище, там можно найти эпитафии и надгробия с надписями на иврите».
Более 170 лет истории
Мева-Шах — не единственное кладбище с еврейскими могилами. На кладбище Кутчи Мемон в Ранчорлайне тоже есть участок для захоронения евреев, которому более столетия. Это кладбище ухоженное, чистое, с привратниками и офисом у входа. Там есть смотритель.
«Я присматриваю за могилами, — рассказывает Мулла Худадад, также известный как Бабу Бхаи. — Раньше они были в плохом состоянии, но у них <евреев> есть <потомки>, которые иногда посещают нас. В последний раз, когда они сюда приезжали, они несколько улучшили состояние кладбища, возведя ограду из кирпичей».
Бабу говорит, что здесь 50 еврейских могил. Впрочем, его сын Шоаиб отмечает, что осталось их только 25 или 26 — остальные провалились, исчезли в земле. Шоаиб утверждает, что одна из могил датируется 1852 годом, что делает ее памятником 171-летней давности.
Урбанист Хасан занимается обширным исследованием истории евреев Карачи. Считается, что они мигрировали из Ирана в 19 веке. Это были торговцы, ремесленники, поэты и государственные служащие. По словам Хасана, до 1947 года в Карачи проживало около 2500 евреев. Большинство из них уехали в Рамлу, в Израиль, где до сих пор живут их потомки. Там они построили синагогу и назвали ее «Магаин Шаломе Карачи».
18+