3 ноября 2014
Поделиться

ЧИТАЛИ?
КТО ВЫ, РИЧАРД СИЛЬВЕРСТАЙН?
2014.9

В недавнем интервью журналу «Лехаим» известный блогер Ричард Сильверстайн упомянул анонимный источник, который снабжает его конфиденциальной ли, скандальной ли, но всегда антиизраильской информацией. Одним из этих «анонимных источников» был Шамай Лейбович, внук философа Йешаяу Лейбовича (известного, среди прочего, запущенным в адрес солдат Армии обороны Израиля термином — «иудонацисты»).

Лейбович‑младший снискал известность после того, как стал адвокатом палестинского террориста Марвана Баргути и сравнил подзащитного с… Моисеем. Руководствовался он при этом следующей логикой: в борьбе за освобождение евреев от египетского рабства Моисею пришлось убить египтянина, который избивал раба‑еврея. Баргути же, утверждал на голубом глазу Лейбович, с аналогичными целями возглавил группировку «Танзим», теракты которой унесли жизни десятков израильтян.

Через несколько лет Шамай Лейбович переехал в США и стал переводчиком Федерального бюро расследований. ФБР, попросту говоря, шпионило за израильскими дипломатами, перехватывало их телефонные разговоры на иврите, и нуждалось в квалифицированном толмаче. В 2009 году Лейбович слил Сильверстайну секретные документы о планах Израиля атаковать Иран и серьезно за это поплатился. ФБР вычислило «выходца из уважаемой ортодоксальной семьи», как именует экс‑адвоката сам Сильверстайн, и отправило его отбывать 20‑месячный срок заключения. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Когда Ричард Сильверстайн заявляет, что ему важно собственное еврейство и что из‑за этого он  одержим Израилем, слова эти следует рассматривать в свете биографии самого седовласого блогера.

Образование Сильверстайн получил в заведении Jewish Theological Seminary, принадлежащем к консервативной ветви иуда­изма, в юности посещал консервативную синагогу. Для того чтобы оценить проблематику этой религиозной деноминации, обратимся к популярному американскому анекдоту.

Новый раввин готовит речь. Президент консервативной синагоги интересуется темой будущего выступления. «…Шабат?.. Рабби, это важная тема, но большинство членов нашей общины — бизнесмены, занятые люди, по субботам они хотят расслабиться, а потому ездят играть в гольф». Раввин готов посвятить выступление кашруту, но президент неумолим: «Рабби, это важная тема, но большинство членов нашей общины любят побаловать себя деликатесами». Та же участь ожидает предложение поговорить о еврейской семье — члены общины в массе своей женаты на нееврейках. «О чем же мне говорить?!» — удивляется раввин. «Об иудаизме», — чеканит президент синагоги.

Выхолощенный консервативный иудаизм вкупе с концепцией «Тикун олам» («Исправление мира») — страшная сила. Сильверстайн не случайно избрал для своего блога это название. Под «тикун олам» в неортодоксальных течениях подразумевается все, что угодно, от борьбы за права сексуальных меньшинств до пропаганды веганства. Все, кроме интересов самих евреев. Поэтому, когда Ричард Сильверстайн бичует Израиль, он заботится не о еврейском государстве, а о его врагах. Этим и объясняется специфическая терминология блогера. Подпольная организация «Лехи», действовавшая в подмандатной Палестине, называется им «бандой Штерна». Командир бригады «Гивати» Офер Винтер, который обратился к солдатам со словами молитвы «Слушай, Израиль», именуется жителем мирного Сиэтла не иначе как «типичный представитель израильских военных преступников». Ну и так далее.

В доинтернетовскую эпоху сильверстайнов звали Пабло Кристиани, Никола Донини и Яков Брафман. Они рьяно выискивали расизм в Талмуде, разоблачали античеловеческую сущность иудаизма и требовали от просвещенного общества покарать ветхозаветных варваров. Короче говоря, делали ровно то же, что делает любой рес­пектабельный антиизраильский блогер.

Мы пережили их — переживем и Сильверстайна.

Шауль Резник

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Свобода по Булатову

Булатов конструировал пространство своих картин, выверяя перспективу, наполняя объем воздухом и персонажами, которые, все без исключения, казались второстепенными, а главными были воздух, небо, вода — и текст, понятный лишь русскоязычным зрителям. Между тем первый громкий успех его ждал за границей, где работы Эрика Булатова можно увидеть в Центре Помпиду, венской «Альбертине» и на других престижных площадках

Еврейская свадьба на переломе эпох: по письмам и дневникам Ханы Кагана

Ее имя не найти ни в библиотеках, ни в сети интернет, да и само оно менялось в зависимости от времени и обстоятельств. Судя по сохранившимся письмам и дневникам, она входила в ту социальную группу позитивистски настроенной «русско‑еврейской интеллигенции», которая сформировалась к концу XIX века и, отдаляясь от религии, сохраняла на протяжении многих лет приверженность как еврейской, так и русской культуре

Болливуд и комсомол в Нью‑Йорке

Можно искать разные подобия и параллели в истории с тем, что сегодня происходит в Америке, — от Советского Союза разных периодов до Веймарской республики в Германии начала 1930‑х. Но, опираясь на опыт истории, с уверенностью можно сказать одно: когда «еврейский вопрос» становится вопросом политики, тем более центральным вопросом, это симптом серьезнейшего общественного и политического кризиса