Дом учения: Актуальная Алаха,

Заповедь плодиться и размножаться и женщины

Михаил Беспрозванный 8 марта 2018
Поделиться

В еврейской литературе существует давний спор, в каком стихе говорится о заповеди «пру у‑рву» — плодиться и размножаться. Рамбам считал, что эта заповедь была дана Ноаху после окончания потопа, когда Всевышний сказал ему: «Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Берешит, 9:7) См. напр.: Рамбам. Книга заповедей, Повелевающие заповеди, 212. . Другие полагают, что это повеление было дано еще Адаму и Хаве, которым было сказано: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею» (Берешит, 1:28). Однако с тем, что такая заповедь есть, согласны решительно все.

Поскольку люди не умеют размножаться почкованием, было бы логично предположить, что исполнять заповедь «пру у‑рву» должны все, и мужчины, и женщины. Тем не менее в Мишне этот вопрос неожиданно стал предметом спора. Р. Йоханан бен Брока придерживался вышеприведенной точки зрения. Однако остальные мудрецы решили иначе — что заповедь плодиться и размножаться возложена на мужчину, но не на женщину Мишна, Йевамот, 6:6. .

Как обычно, Алаха в данном случае соответствует мнению анонимного большинства. Об этом, в частности, свидетельствует история р. Хии. Его жена Йеудит, с риском для жизни выносившая близнецов и не желавшая больше рожать, переоделась так, что муж не смог ее узнать, и обратилась к нему с вопросом, есть ли у женщин заповедь плодиться и размножаться. Р. Хия ответил, что нет, после чего Йеудит выпила настой, сделавший ее бесплодной Вавилонский Талмуд, Йевамот, 65а. .

В еврейской литературе есть много объяснений, почему мудрецы пришли к столь парадоксальному выводу. Одно из них предложил преподаватель Бар‑Иланского университета рабби д‑р Мишлов. По его мнению, это было связано с тем, что до недавнего времени беременность и роды представляли огромную опасность для здоровья и жизни женщины. Алаха не может заставить человека подвергать свою жизнь опасности. Соответственно, мудрецы не могли объявить подобное действие заповедью.

Такое решение имело множество практических последствий. Прежде всего, это касается вопроса о том, с кем можно и с кем нельзя вступать в брак. Поскольку мужчина обязан иметь детей, ему запрещено жениться на заведомо бесплодной женщине (например, с несформировавшимися репродуктивными органами — алонит). А вот женщина может выйти замуж за кого угодно, хоть за евнуха Тосефта, Йевамот, 8. .

Еще одно различие касается бездетной супружеской пары. От мужчины, который десять лет состоял в бездетном браке, Талмуд требует развестись и/или взять другую жену, дабы исполнить заповедь плодиться и размножаться. Но к женщине, естественно, подобных требований никто не предъявляет.

То, что женщина свободна от заповеди плодиться и размножаться, также имеет непосредственное отношение к законам контрацепции. До недавнего времени существовало всего два способа предотвратить нежелательную беременность, причем оба носили необратимый характер, навсегда делая человека бесплодным: хирургическое удаление репродуктивных органов или стерилизация при помощи особого настоя трав (в еврейской литературе этот настой известен как кос икарин — чаша бесплодия).

Мужчинам категорически запрещено и то и другое. Исключение сделано только для современных медикаментов, которые лишь временно лишают человека способности к деторождению Р. Моше Файнштейн. Игрот Моше, Эвен эзер, 3:15. . Однако с женщинами дело обстоит иначе. Хирургическое вмешательство запрещено и в этом случае (разумеется, за исключением тех ситуаций, когда это необходимо для спасения жизни Игрот Моше, Эвен эзер, 3:12. ). Правда, это считается меньшим прегрешением, чем стерилизация мужчины. Согласно «Шульхан арух», за кастрацию мужчины виновный подлежит порке, тогда как проделавший аналогичную операцию с женщиной освобожден от наказания в этом мире Эвен эзер, 5:11. .

Что же касается кос икарин, то тут ситуация иная. Согласно Тосефте, если женщина не хочет иметь детей, то она имеет полное право выпить этот напиток. Это мнение приводится в «Шульхан арух» в качестве алахи Тосефта, Йевамот, 8; Эвен эзер, 5:12. .

В еврейской литературе существует спор, является ли это право абсолютным или женщина может прибегнуть к столь радикальному средству лишь в исключительных случаях. К примеру, известный польский раввин р. Шломо Лурия (1510–1573) считал, что в идеале кос икарин может выпить только женщина, которая перенесла очень тяжелые роды и опасается, что следующая беременность может оказаться роковой. Однако даже он разрешал пить этот настой и в других случаях — например, если женщина боится, что не сможет воспитать своих детей правоверными евреями.

К выдающемуся венгерскому раввину Хатам Соферу (1763–1840) как‑то обратились с таким вопросом: некая женщина, которая перенесла несколько трудных беременностей и родов и больше не хотела иметь детей. Ее муж, однако, не желал остановиться. Женщина хотела узнать, может ли она выпить кос икарин, если ее муж выступает против.

Отвечая на этот вопрос, Хатам Софера заметил, что в эпоху Талмуда женщина действительно имела право так поступить, поскольку муж мог либо взять вторую жену, либо развестись с ней, не спрашивая ее согласия. Однако в Средние века и то и другое было запрещено в соответствии с известным постановлением р. Гершома (херем де‑рабейну Гершом). Соответственно, если в наши дни женщина хочет выпить чашу бесплодия, она обязана прежде поставить в известность своего мужа, предложив ему либо согласиться с ее решением, либо дать ей развод. И лишь в случае, когда муж отвергнет оба этих варианта, Хатам Софер разрешил принять кос икарин — поскольку нельзя заставить человека страдать и даже рисковать жизнью ради другого .

В наши дни с аналогичным вопросом обратились к известному иерусалимскому раввину р. Элиэзеру Вальденбергу («Циц Элиэзер»; 1915–2006), который много лет был раввином больницы «Шаарей Цедек». Согласившись в целом с логикой Хатам Софера, он тем не менее внес несколько важных дополнений. Во‑первых, муж, по его мнению, не может разрешить жене выпить «чашу бесплодия», если он сам еще не выполнил заповедь плодиться и размножаться. А во‑вторых, если женщина приняла это лекарство против воли мужа, то в случае развода она теряет право на выплату алиментов, положенных ей в соответствии с ктубой (брачным контрактом). Однако в главном р. Вальденберг был согласен с Хатам Софером — в отличие от мужчины, женщина может прибегнуть к стерилизации при помощи медикаментов.

Впрочем, было бы огромной ошибкой полагать, что еврейская традиция считает заповедь плодиться и размножаться сугубо мужским делом, не имеющим никакого отношения к женщинам. Напротив, освободив женщин от этой заповеди, мудрецы тем не менее прекрасно понимали, что большинство женщин не просто могут, но и хотят иметь детей. Поэтому если бездетная женщина обращалась в суд с требованием вынудить мужа дать ей развод, мудрецы всегда шли ей навстречу.

В Талмуде проводится два примера, когда бесплодного мужа заставляли развестись с женой, которая хотела иметь ребенка:

 

Женщина пришла к р. Ами и сказала: я хочу развестись со своим мужем, который бесплоден. Сказал ей р. Ами: оставь, ведь ты не обязана иметь детей, так что нет у тебя повода для развода. Сказала женщина: когда бездетная станет старой, что с ней будет? Сказал р. Ами: если так, то обязаны принудить мужа дать развод.

Другая женщина пришла к р. Нахману и сказала: я хочу развестись со своим мужем, который бесплоден. Сказал ей р. Нахман: оставь, ведь ты не обязана иметь детей, так что нет у тебя повода для развода. Сказала женщина: разве не нужно женщине посоха, чтобы опереться <в старости>, и лопаты, которая ее погребет? Сказал р. Нахман: если так, то обязаны принудить мужа дать развод Вавилонский Талмуд, Йевамот, 65б. .

 

Если Вавилонский Талмуд просто приводит несколько прецедентов, то Иерусалимский считает, что речь идет об общем правиле: если женщина хочет развестись с бесплодным мужем, дабы вторично выйти замуж, — суд принуждает мужа дать ей развод Иерусалимский Талмуд, Йевамот, 6:5. .

Поздние алахические авторитеты полностью согласились с этим мнением. К примеру, р. Йехиэль Эпштейн («Арох а‑Шульхан»; 1829–1908) неоднократно повторял, что если женщина требует развода, поскольку хочет выполнить заповедь пру у‑рву, ей отказывают, поскольку никакой заповеди в данном случае нет. Однако, если она говорит, что хочет иметь детей, еврейский суд принимает ее требования. Женщина может добиваться развода, даже если ее муж имел детей в предыдущем браке — поскольку его недуг мог появиться позднее.

В Талмуде мудрецы согласились с требованиями женщин в тех случаях, когда они как‑то мотивировали свое желание иметь детей (например, необходимостью, чтобы кто‑нибудь позаботился о них в старости). Однако, по мнению р. Эпштейна, даже если женщина никак не объясняет, почему хочет ребенка, суд все равно обязан удовлетворить ее требование.

И последнее. Как справедливо заметил американский раввин Авраам Вайнфельд, несмотря на то что заповедь плодиться и размножаться лежит только на муже, а не на жене, совершенно естественно, что жена по мере сил должна помочь мужу в исполнении этой заповеди. Именно этого каждый еврей, вступающий в брак, по умолчанию ждет от своей супруги. И именно так поступали «праведные еврейские женщины» со времен праматерей и до наших дней.

(Опубликовано в №271, ноябрь 2014)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Haaretz: В литературном мире харедим правят женщины

Сообщество ультраортодоксов, или харедим, часто обвиняют в дискриминации в отношении женщин. Однако существует одна сфера деятельности, где нет дискриминации и где мужчины составляют лишь незначительное меньшинство, — это литературный мир харедим. Около 80% писателей харедим — женщины.