Университет: Неразрезанные страницы,

Винфрид Шарлау: «Он был анархистом — и только это что-то для него значило»

Беседу ведет Лиза Новикова 1 мая 2015
Поделиться

Немецкий математик, писатель, журналист Винфрид Шарлау предоставил «Лехаиму» возможность опубликовать несколько фрагментов из своей книги об Александре Гротендике. Возможно, эта книга так и останется одним из немногих источников информации о жизни знаменитого ученого. Его книга «Урожаи и посевы» пока так и не издана, как недоступен и неопубликованный автобиографический роман матери Гротендика «Eine Frau». Несколькими фактами о создании биографии «Кто такой Александр Гротендик» Винфрид Шарлау поделился с «Лехаимом».

Лиза Новикова Почему вы решили написать о Гротендике?

Винфрид Шарлау Это довольно запутанная история. Сначала я узнал о том, что существует неопубликованный автобиографический роман Ханки Гротендик «Eine Frau». А так как я интересовался немецким литературным экспрессионизмом, я нашел этот роман, и он меня впечатлил. Ну а так как я математик, не­удивительно, что дело закончилось написанием биографии Александра Гротендика.

lech277_Страница_27_Изображение_0001ЛН Насколько трудно было добыть информацию об Александре Шапиро и его родне в Новозыбкове?

ВШ Дело в том, что это было не просто «трудно», это было невозможно. Единственным источником информации стал все тот же роман Ханки Гротендик. Почти все, что мы знаем об отце Гротендика, Александре Шапиро (он также был известен по псевдониму Alexander Tanaroff), мы знаем из этой книги. Насколько я могу судить, описания его жизни в целом соответствуют тем немногим историческим фактам, что мы можем почерпнуть из других источников.

ЛН В статье, опубликованной в журнале «Notices of AMS» вы говорите о духовных поисках Гротендика, об увлечении буддизмом, интересе к католицизму. Есть ли какие‑то сведения о его отношении к иудаизму?

ВШ Таких сведений нет. Вообще‑то, мне кажется, что уже отец Гротендика оторвался от своих еврейских корней. Он был анархистом — и только это что‑то для него значило.

ЛН Приходилось ли ему сотрудничать с израильскими математиками?

ВШ Скорее нет. Но не забывайте о том, что Гротендик практически порвал с математическим сообществом в 1970 году. А большой приток русско‑еврейских математиков начался только во второй половине 1970‑х, затем — уже после 1990‑го.

ЛН А вы сами пытались с ним пообщаться?

ВШ Мы с ним встречались лишь однажды, в 2003 году. Потом обменялись несколькими письмами.

ЛН Как вы думаете, какова научная ценность оставшегося после его смерти архива?

ВШ Наверное, было бы возможно получить доступ. Но я был бы удивлен, если бы там нашлись интересные математические результаты.

ЛН Гротендик был одним из самых влиятельных математиков, философов ХХ века. Все же, как по‑вашему, могут ли в его архивах быть найдены какие‑то «сокровища»?

ВШ По крайней мере, ничего математически ценного. Возможно — какие‑то биографические сведения, семейные воспоминания… Может, даже, стихи…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Археологическая сенсация на Тамани: древнейшая синагога на территории России

В ноябре в поселке Сенном на Таманском полуострове Фанагорийская экспедиция Института археологии РАН представила прессе и членам еврейской общины Краснодара свое главное открытие последних лет: обнаруженные в 2023 году в ходе раскопок столицы азиатской части Боспорского царства, существовавшего в V веке до н. э. — IV веке н. э., руины одной из самых древних в мире синагог, построенной две тысячи лет назад

Дом Ребе. Суд и освобождение

И вот в пятницу, в канун святой субботы, 15 кислева, членам нашего братства стало достоверно известно, что в Сенате закончилось обсуждение дела Ребе и решение было положительным. И что приговор, вынесение которого должно было состояться не позже чем через четыре дня с того момента, безусловно, будет оправдательным и наш Ребе выйдет на свободу. Радость хасидов не знала границ. И они все глаза проглядели в ожидании дня Избавления. И каждый день ожидания казался им годом

Дом Ребе. Донос и арест

Однажды император лично посетил нашего Ребе. Он переоделся в мундир рядового следователя, но наш Ребе сразу почувствовал, что перед ним царственная особа, и оказал ему царские почести. Император сказал ему: «Я же не император. Зачем ты ведешь себя со мной столь почтительно?» Наш Ребе ответил ему: «Разумеется, ваше величество — наш государь, император. Ибо царство земное подобно Царству Небесному, как в высших сферах престол славы Всевышнего внушает трепет находящимся у его подножия и т. д., так и я, когда вы вошли, испытал в душе трепет и исключительно великий страх, подобные которым не испытывал, когда приходили те или иные вельможи». Это убедило императора в том, что перед ним Божий человек, и т. д.