25 кислева евреи во всем мире начинают празднование Хануки. Но мало кто знает, что традиционные еврейские источники вовсе не единодушны в описании причин возникновения праздника. Попробуем разобраться в этом.
В не вошедшей в еврейский канон Писания Первой книге Маккавеев — историческом сочинении, написанном, по-видимому, во II веке до н. э., сообщается, что после победы армии Йеуды Маккавея над греческими поработителями и их еврейскими союзниками-коллаборационистами в 164 году до н. э. повстанцы увидели, что Храм опустошен, а жертвенник осквернен. Йеуда собрал коенов, и те занялись очищением Храма, построили новый жертвенник вместо оскверненного, зажгли свечи меноры и возобновили служение. Освящение жертвенника совершали восемь дней, принося жертвы всесожжения и благодарственные жертвы (см. Маккавеев I, 4:36–58). Затем сообщается: «И установил Йеуда и его братья и все собрание Израиля, чтобы дни освящения жертвенника были празднуемы с весельем и радостью в свое время, каждый год восемь дней, с двадцать пятого дня месяца кислева» (Маккавеев I, 4:59).
Как мы видим, в Первой книге Маккавеев установление праздника связывают с освящением жертвенника и возобновлением служения в Храме, частью которого было зажигание свечей меноры. Отметим, что и само слово «Ханука» можно перевести с иврита как «освящение» или «обновление».
Йеуда Маккавей. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Фрагмент гравюры. XIX век. Архив Thrivent Financial for Lutherans Foundation
Но в Вавилонском Талмуде упоминается только один из аспектов возобновленного служения в Храме — зажигание свечей и подчеркивается, что это стало возможным благодаря чуду. О причинах установления Хануки там рассказывается так: «Что такое Ханука? Учили мудрецы: с 25 кислева — восемь дней Хануки, в которые не оплакивают покойных и не постятся. Так как, когда вошли греки в Храм, они осквернили все находившееся в Храме масло и когда победило их царство Хасмонейского дома, проверили и нашли только один сосуд с маслом, который был запечатан печатью первосвященника. В нем было [масло] только на один день горения, с ним произошло чудо, и зажигали им восемь дней. На следующий год установили эти дни праздничными, с хвалебными и благодарственными молитвами» (Шабат, 21б).
Хотя в Вавилонском Талмуде и описывается только чудо с маслом, было бы неправильно говорить о том, что в источниках, составленных еврейскими мудрецами, ничего не говорится о победе в войне и избавлении еврейского народа. Ведь, согласно еврейскому традиционному мировоззрению, победа и спасение евреев также являются чудесами, за которые нужно благодарить Всевышнего. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на установленную мудрецами благодарственную молитву «За чудеса» («Аль а-нисим»), которую читают в Хануку в молитве Амида и в Благословении после трапезы («Биркат а-мазон»). В ней так рассказывается о событиях, после которых был установлен праздник:
Во времена Матитьяу, сына Йоханана Хасмонея, первосвященника, и сыновей его, когда поднялось нечестивое Эллинское царство на народ Твой, Израиль, дабы заставить его забыть Тору Твою и преступить законы, установленные по воле Твоей. Ты же, по милости великой Своей, стоял за него в час беды. Ты вел его битвы, вершил его суд, творил возмездие, отдал сильных в руки слабых, многочисленных — в руки немногих, преисполненных скверны, — в руки чистых, нечестивых — в руки праведников, злодеев — в руки приверженных Торе Твоей. И по сей день прославил Ты великое и святое Имя Твое во всем мире, а народу Твоему, Израилю, послал великое спасение и избавление. После этого пришли дети Твои в Святая святых Дома Твоего и освободили чертог Твой, очистили святыню и зажгли светильники во дворах Твоих. Тогда установили восемь дней Хануки, дабы воздать благодарность и хвалу великому Имени Твоему.
Основной мотив этого благословения — благодарность Всевышнему за победу в войне и спасение еврейского народа. В нем упоминаются также и очищение оскверненного Храма, и зажигание свечей меноры (без упоминания о чуде с маслом), и можно заметить, что сходство между молитвой «За чудеса» и сообщениями Первой книги Маккавеев очевидно.
Таким образом, в традиционных еврейских источниках упоминаются два события, в честь которых был установлен праздник Ханука — чудо с сосудом масла и победа в войне. В разных книгах и исследованиях приводятся те или иные доводы о том, что именно одно из этих событий и стало основной причиной установления праздника, но на самом деле ни одно из этих чудес не умаляет и не исключает другого
То, что оба этих чуда не только сосуществуют, но и взаимосвязаны друг с другом, можно увидеть в алахическом труде Рамбама Мишне Тора («Вторая [книга] после Торы»), который так описывал события, предшествовавшие установлению Хануки:
Во времена Второго храма, когда властвовали греки, они издали законы против евреев, запрещали их веру, не давали им исполнять Тору и заповеди, протянули руку к их имуществу и дочерям, вошли в Храм, разрушили ограду вокруг него и осквернили святыни. Евреи тяжело страдали от них, и те сильно их притесняли, пока не смилостивился над ними Б-г наших отцов и спас их от их руки. И одолели их Хасмонеи, великие коены, и перебили их, и спасли Израиль от их руки, и поставили царя из священнического рода, и вернулось царство к Израилю на более чем двести лет, до разрушения Второго храма. И когда одолели евреи своих врагов и победили их — это было 25 кислева. Вошли они в Храм и нашли только один сосуд чистого масла. В нем было [масло] только на один день горения, и зажигали им свечи меноры восемь дней, пока не приготовили из олив чистое масло.
(Законы Свитка Эстер и Хануки, 3:1-2)
Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, отмечал, что оба объединяет одна идея. Речь идет о победе святости Торы и еврейского народа, и завершенность этой победы выражается в чуде с маслом, которое случилось не само по себе, а стало продолжением и завершением победы в войне. Чудо с маслом было явным чудом, выходящим за рамки законов природы, тогда как победа в войне была чудом, которое произошло в пределах физически допустимых событий. Чудо, которое выглядит как результат естественного хода вещей, проистекает от безграничной власти Всевышнего в этом мире и из того, что чудо произошло в рамках законов природы, видно, что Всевышний властвует и над самими этими законами.
Любавичский Ребе так объяснял слова, которые произносятся после зажигания ханукальных свечей: «Эти свечи мы зажигаем [в память] о спасении, и о знамениях, и о чудесах, которые Ты руками святых коаним Твоих творил для отцов наших в те времена, в эти же дни». Сначала было «спасение», которое пришло, казалось бы, естественным путем, затем — «знамения», когда немногие победили многочисленных, а после этого — «чудеса»: нахождение сосуда с маслом и то, что масло горело восемь дней.
Без чуда победы в войне не могло бы быть и чуда с маслом. При этом само обнаружение сосуда выглядит намного более естественным, чем победа в войне, но чтобы это чудо случилось и масло горело восемь дней, сначала нужно было масло найти и его зажечь. Благодаря победе в войне и обнаружению масла произошло чудо, полностью выходящее за границы обыденности.
Можно также спросить, почему все эти события случились именно таким образом? Если Всевышний хотел совершить чудо в рамках естественного хода вещей, почему не был найден сосуд с маслом, которого хватило бы на восемь дней? А если Всевышний хотел совершить чудо, выходящее за рамки законов природы, то Он бы мог изначально предоставить масло чудесным путем, без того, чтобы был найден сосуд с некоторым количеством масла. Ребе объясняет, что общий смысл выполнения заповедей — придать святость материальному, поэтому полное выполнение заповедей возможно только с помощью реально существующих предметов. Таким образом, совершенное выполнение заповеди зажигания свечей меноры могло быть только при зажигании естественного оливкового масла. Поэтому Всевышний и сделал так, чтобы был обнаружен сосуд с маслом и евреи могли бы выполнить заповедь. Но если бы евреи просто нашли сосуд, в котором масла и так было бы достаточно на восемь дней, не было бы ясно, что произошло чудо, выходящее за рамки законов природы, и сделал это Всевышний.