Учение Хабад. Выход из Египта каждый день
Выход из Египта в каждом поколении
Мишна в трактате Псахим гласит, что «в каждом поколении обязан человек смотреть на себя, как будто он вышел из Египта» . Рабби Шнеур‑Залман объясняет в книге Танья, что речь идет о духовном служении для выхода из теснин и ограничений, которое должно быть ежедневным для человека . Следовательно, и в служении каждого человека для выхода из духовного Египта в каждом поколении и каждый день существуют две названные в 8.10 составляющие, приводящие к полноте избавления.
Отличие ежедневного выхода из Египта от того, который произошел впервые, находит выражение в том, что в первый раз он начался с Б‑жественного откровения Свыше, вовсе не связанного со служением евреев. Выход из Египта в каждом поколении и каждый день, первым этапом которого является Свет, идущий Свыше, происходит в результате служения человека, но это служение требует полного отказа от себя и абсолютного подчинения этому Свету Свыше.
■ До сих пор мы в основном говорили о понятии «душа», имея в виду связь еврея со Всевышним, понимая под душой Б‑жествен— ное начало, данное еврею Свыше через дарование заповедей на горе Синай. В шестом уроке мы обсуждали, как эта связь дает еврею силы для исправления зла в себе, в седьмом уроке были разобраны пять ступеней этой связи со Всевышним. Но знакомые нам проявления человеческой души намного шире. Человек мыслит, чувствует и реагирует на происходящее в сотворенном мире, зачастую забывая о Творце этого мира. Не только мысли и чувства, но и само существование человека — это выражение души, оживляющей тело. Эти проявления души (или, как мы их будем далее называть, душа разумная и душа животная) необходимы для человека, поскольку лишь с их помощью возможно его общение с миром. Более того, подавляющее большинство людей именно с ними себя идентифицирует.
Животная душа называется так не потому, что она такая же, как у животного, — она душа человеческая, принципиально отличающаяся от души животного. Но животная душа является в человеке источником тех проявлений, в которых не выражаются уникальные человеческие свойства.
В хасидском учении говорится: чтобы Б‑жественная душа смогла повлиять на душу животную, требуется посредник — интеллектуальная, или разумная, душа .
Полнота служения достигается именно через изменения тех аспектов души, которые связаны с этим миром. Как происходят эти изменения, мы узнаем в одиннадцатом уроке, а пока поговорим о возможностях человека повлиять на представления своей животной души.
В чем источник веры
В хасидском учении объясняется , что причина, по которой евреи изначально, по своей природе, верят во Всевышнего, не нуждаясь в подтверждениях и доказательствах Его существования, заключается в том, что еврей как бы созерцает Б‑жественность, подобно тому как человек, что‑то видящий, не нуждается в доказательствах существования того, что он видит своими глазами .
Это созерцание — свойство Б‑жественной души. Являясь «настоящей частицей Б‑жественности Сверху» , Б‑жественная душа по своей природе способна видеть Б‑жественность. Поскольку душа облечена в человеческое тело, у нее есть возможность воздействовать на человеческое сознание. Созерцаемое Б‑жественной душою воздействует на разумную душу человека (на человеческий разум) и даже на душу животную так, чтобы для них существование Б‑га стало простым и очевидным, подобно реальности предмета, видимого глазами.
Но, поскольку разумная душа и душа животная сами по себе не имеют непосредственного отношения к Б‑жест— венности, их вера существует лишь благодаря тому, что созерцание души Б‑жественной ощущается ими и раскрывается для них. Поэтому для того, чтобы это созерцание передалось им, от них требуется подчинение душе Б‑жественной.
Чем подчинение больше, тем больше свет Б‑жествен— ной души. И наоборот, когда в душе разумной и душе животной сильны эгоизм и гордыня, Б‑жественная душа в них не может раскрыться. Эгоизм и гордыня заслоняют свет Б‑жественной души и мешают его раскрытию.
Воспитание животной души
Подчинение человека своей Б‑жественной душе выражается в его общем подходе к вопросам, связанным с Б‑жест— венностью.
Когда эгоизм силен в разумной или животной душе, человек выглядит в собственных глазах мудрецом. Если он попадает в ситуацию, где какое‑то проявление Б‑жествен— ности ему непонятно, он начинает сомневаться в истинности этого проявления. Ведь разве может быть, чтобы он чего‑то не понял? Хотя человек знает, что существует множество понятий, даже самых обыденных, которых он не понимает, тем не менее эгоцентризм заставляет его оправдывать собственную непонятливость и сомневаться в истинности явления.
Но если в разумной и животной душе есть определенная степень подчинения, то человеку ясно, что непонимание вопроса вовсе не является доказательством его неистинности и неправильности. Существует множество обыденных вещей, которые он не понимает. Разве удивительно, что своим слабым разумом человек не понимает путей Творца? Более чем естественно, что узкий, ограниченный интеллект не может понять безграничного Творца.
Подчинение и смирение животной души готовят ее для того, чтобы в ней пробудилась вера, которая выше разума. Хотя на этом этапе смирение основано на выводах человеческого разума, человек делает логический вывод, что его разум мал для того, чтобы постигнуть Б‑жественные понятия, поэтому он смиряет свой разум и полагается на веру, которая есть в его Б‑жественной душе.
Это подчинение является необходимой подготовкой к тому, чтобы свет веры сиял в душе не как следствие выкладок разума, а наподобие созерцания зримого предмета.
В этом случае вера Б‑жественной души влияет на разумную и животную души так, что основы веры станут для них ясными и несомненными. Уверенность Б‑жест— венной души в существовании Творца в высшей степени прочна, наподобие уверенности в том, что мы видим собственными глазами. Поэтому Б‑жественная душа влияет на разумную и животную души так, чтобы и в них представление о существовании Всевышнего стало очевидным и прочным, прочнее, чем это внушили бы аргументы разума.
Более того, свет веры воздействует, даже на животную душу еврея, настолько, что он готов пожертвовать жизнью ради Всевышнего. В книгах хасидского учения объясняется , что когда человек попадает в ситуацию, где должен пожертвовать своей жизнью ради освящения Имени, то и животная душа, несмотря на ее природное стремление жить, хочет отдать жизнь за Всевышнего. Происходит это из‑за проникновения веры Б‑жественной души — источника еврейского самопожертвования ради освящения Имени — внутрь души природной.
Вера и разум
Хотя вера убедительнее доказательств разума, человек обязан прилагать усилия, чтобы его знания о Б‑жественности были настолько ясны, чтобы даже душа разумная и душа животная поняли и постигли существование Творца.
Причина такого требования в том, что проявляемая сущность человека — это его разумная и животная души. Как пишет рабби Шнеур‑Залман в книге Танья, для обычного человека его животная душа — «это и есть сам человек» .
• В книге Танья подробно разбирается ступень «среднего» человека, которого мы здесь назвали обычным. «Средний» он в том смысле, что не является ни праведником, ни злодеем. При этом в Танье речь идет о том, что человек, не являющийся праведником по своей природе, может благодаря преимуществу интеллекта перед эмоциями преодолеть в себе стремление к злу, не давая ему проявиться ни в действиях, ни в словах, ни даже в размышлениях .
И вот все‑таки и для такого «среднего» по своему уровню, но праведного по привычным нам критериям человека остается верной его самоидентификация с животной душой.
• Стоит отметить, что в контексте процитированных слов Таньи разумная душа понимается как часть животной души, точнее — как интеллект животной души, основная функция которого — обоснование и оправдание желаний души животной.
Лишь у праведников, полностью уничтоживших в себе желание зла, превратив свою животную душу в добро, всей их сущностью (как внутренней, так и обращенной вовне) стала Б‑жественная душа. У праведника даже жизнеспособность его тела берется от Б‑жественной души.
Иначе происходит у всех остальных людей, у которых природные ощущения и представления — это чувства именно души разумной и животной. Б‑жественная душа ощущается ими лишь изредка, да и то лишь в результате серьезных и настойчивых усилий.
Поэтому пока знание человека о Б‑жественности основано лишь на вере, проистекающей от влияния Б‑жественной души, это знание и вера не проникают во внутренний мир человека. Действительно, вера Б‑жественной души создает и у души животной очевидное и прочное представление о существовании Всевышнего (как объяснялось в 8.13). Но поскольку это представление приходит со стороны Б‑жественной души в человеке, а не от него самого, не от его собственного существования, то оно и не становится его представлением. Чтобы вера стала частью внутреннего мира человека, необходимо, чтобы понимание было достигнуто его собственным разумом. Когда человеческий разум, влючая разум животной души, понимает и постигает вопросы Б‑жественности, это знание и вера в существование Всевышнего становятся близкими внутреннему миру человека и могут повлиять на его поведение.
В пятом уроке уже обсуждалось, что служение понимания и постижения становится полноценным, лишь когда оно связано с самим существованием человека, и достигается это принятием на себя ига и безоговорочным подчинением желанию Всевышнего. Тогда доводы разума оказываются неотделимыми от безграничной преданности Всевышнему и даже вытекают из нее.
С другой стороны, у веры, источником которой является отблеск Б‑жественной души, есть преимущество перед знанием. Ведь прочность и сила верования берутся именно от простой веры, не связанной ограничениями разума. Именно вера, порожденная светом Б‑жествен— ной души, есть вера несомненная, наподобие уверенности в реальности предмета, видимого глазами, как это объяснялось в 8.12.
Выход из Египта в наше время
Итак, существует два вида связи еврея со Всевышним — связь через веру и связь, основанная на знании и разуме. Два эти вида связи аналогичны двум этапам выхода из Египта, разбиравшимся в 8.1.
Вера человека, возникающая как результат созерцания Б‑жественной души, — это аналог откровения, светившего евреям Свыше в день 15 нисана, в момент выхода из Египта, когда им открылся Владыка царей над царями, Святой, благословен Он.
Служение человеческим разумом в понимании и постижении Б‑жественности — подобно духовной работе евреев во время счета омера и подготовки к дарованию Торы.
Но есть существенное различие между первым выходом из Египта и его духовным аналогом в наше время. Раскрытие Свыше, произошедшее в момент выхода из Египта, было вовсе не связано со служением евреев. В отличие от этого, в наше время для духовного выхода из Египта, для того, чтобы вера Б‑жественной души засветилась в человеке, он нуждается в некотором подчинении и самоограничении (как объяснялось в 8.13, когда животная душа сильна и эгоистична, она скрывает свет души Б‑жественной).
Сущность этого самоограничения в том, чтобы устранить сокрытие, препятсвующее вере, но сама вера не вызвана служением человека. Сама вера приходит как результат раскрытия Б‑жественной души, и это подобно первому выходу из Египта, который произошел в результате того, что Всевышний раскрылся евреям, а не из‑за служения человека. В отличие от этого, познание Б‑жественности, приходящее благодаря постижению разумом и размышлениям, является прямым последствием служения человека, наподобие второго этапа выхода из Египта, достигаемого в результате духовного служения человека во время счета омера.
Ежедневный выход из Египта
Суть обязанности ежедневно вспоминать выход еврейского народа из Египта заключается в том, что в действительности еврей должен увидеть себя выходящим из Египта сегодня . Поэтому надо сказать, что два этапа Исхода, о которых шла речь в 8.1, присутствуют и в ежедневном порядке служения еврея своему Творцу.
Ежедневное служение еврея начинается, когда он просыпается утром. Первые слова, которые он произносит: «Благодарю Тебя, Царь Живой и Вечный, за то, что Ты по милости Своей возвратил мне душу мою; велика Твоя верность» , — говорят о полной преданности Всевышнему. Эта благодарность не подготовлена предварительным учением или интеллектуальными размышлениями. Наоборот, до произнесения утренних благословений перед изучением Торы оно остается запрещенным.
Более того, эта благодарность произносится даже до утреннего омовения рук, которое очищает еврея от ритуальной нечистоты, появляющейся во сне. Функция слов благодарности «благодарю Тебя» не в очищении человека, а в том, чтобы, находясь еще в состоянии нечистоты, человек все‑таки передал себя во власть Всевышнего выражением благодарности и подчинения Ему. (Это подобно первому этапу выхода из Египта, когда скверна и духовная нечистота Египта все еще были на евреях, но они полностью подчинили себя Всевышнему и пошли за Ним «по пустыне, по земле незасеянной» (см. в 4.7), забыв о любых расчетах разума.) Это — лишь первый этап в служении Всевышнему, на котором достигается возвышенный уровень подчинения Ему. После этого наступает этап служения человека по исправлению и очищению себя. Он начинается с ритуального омовения рук и других элементов подготовки к молитве, включая размышление о величии Всевышнего и малости человека , а затем переходит в сосредоточенное произнесение слов самой молитвы. В самом процессе молитвы тоже можно выделить несколько этапов: Псукей де‑зимра, благословения перед молитвой «Слушай, Израиль», чтение самой молитвы «Слушай, Израиль». Только благодаря размышлению о величии и единстве Всевышнего человек может прийти к состоянию, о котором говорится в этой молитве: «и люби <…> всем твоим сердцем» . Раши комментирует эти слова: «двумя стремлениями» — то есть надо воздействовать на свою животную душу, чтобы и она пробудилась к любви ко Всевышнему так же, как душа Б‑жественная. Это подобно служению счета омера, — служению размышления, вносящему изменения в качества животной души (как это объяснялось в 8.3).
Только после двух этих этапов служения Всевышнему человек может перейти к этапу, которому посвящено окончание молитвы «Слушай, Израиль», — воспоминанию об исходе из Египта, и тогда он полностью выходит изо всех теснин и ограничений и достигает полноценной связи со Всевышним.
• Молитва «Слушай, Израиль» включает в себя три отрывка из Торы. Первые два являются источником заповеди , а третий повествует, в частности, о выходе из Египта . Мудрецы соединили чтение третьего отрывка с первыми двумя ради ежедневного воспоминания о выходе из Египта. Рабби Шнеур‑Залман указывает на глубокую связь между заповедью чтения молитвы «Слушай, Израиль» и обязанностью хранить память об Исходе. Молитва «Слушай, Израиль» — это провозглашение единства Всевышнего, Который выше любых ограничений. Само провозглашение единства и пробуждение в душе связи с Ним помогают человеку преодолеть препятствия и ограничения — выйти из духовного Египта .
Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»