Учение Хабад. Борьба и гармония: Восемь дней Хануки
Символика восьми и семи дней
В Хануку важность иррациональности в связи между евреями и Всевышним подчеркивается и числом дней, в течение которых длилось чудо с маслом, — восемь.
Комментатор Кли якар в начале главы Шмини («Восьмой») объясняет преимущество числа восемь перед числом семь и связывает это с повествованием о восьмом дне подготовки к сооружению скинии, когда произошло откровение Всевышнего еврейскому народу. Вот что он пишет: «Число семь всегда связано с обыденным, а число восемь со святым. Это смысл мидраша, гласящего, что любое прославление Моше начиналось со слова аз («тогда», «в то время»): “Ибо с того времени, как я пришел к Паро говорить именем Твоим” , “Тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь Г‑споду” , поскольку слово аз — это oдин [то есть числовое значение буквы алеф], управляющий [стоящей вслед за ней буквой] заин [числовое значение которой семь], и это установление власти Всевышнего над всеми существующими <…> сотворенными в семь дней творения. И поэтому открылся Всевышний именно в этот день, поскольку он был восьмым, а это число предназначено для Него, да будет Он благословен. <…> И в этом причина того, что обрезание, которое делается на восьмой день, отодвигает шабат, поскольку духовное отодвигает материальное» .
Смысл этих слов в том, что творение связано с числом семь — семь дней творения, а число восемь выражает единство, которое выше и больше семи, то есть Б‑жественность, которая выше сотворенного мира.
Два вида проявления Б‑жественности в мире
Более того, внутри самого Б‑жественного света можно выделить уровни, связанные с семью и восемью. Семь при этом выражает Б‑жественный свет, который ограничен до уровня сотворенного мира, когда сотворенное как бы приобретает значимость в глазах Творца. На этой ступени Б‑жественность символизирует собой истинное совершенство всех деталей творения. Можно при этом воспринимать мудрость Всевышнего как максимально возвышенную мудрость, а относящиеся к Нему правду и справедливость — наиболее истинными из возможных. «Ступень Семи» — это Б‑жественность, имеющая отношение к сотворенному миру.
Выше этой ступени существует безграничный Б‑жественный свет сам по себе, который выше абсолютно любого отношения к сотворенному миру. На этом уровне все, связанное с сотворенным миром, не имеет никакого значения — «всё перед Ним как ничто» . Мы уже знаем (см. 10.8), что это относится и к тем проявлениям мира, которые воспринимаются нами как достойные и совершенные (такие, как мудрость и хорошие качества), но и они по отношению ко Всевышнему «как ничто». Это «ступень Восьми» — уровень Б‑жественности, которая выше соотнесения с миром.
Теперь можно понять слова Кли якар о том, что «обрезание, которое делается на восьмой день, отодвигает шабат, поскольку духовное отодвигает материальное».
Почему неделя состоит не из восьми дней
На первый взгляд эти слова требуют объяснения — ведь и про шабат сказано: «…благословил Г‑сподь день субботний и освятил его» , то есть и к шабату относится святость, которая выше мира. Тогда почему шабат относится к уровню сотворенного мира, который связан с числом семь и при сравнении с заповедью обрезания уподобляется даже материальности?
Хотя в шабат действительно в мире раскрывается святость, которая выше шести будничных дней, но эта святость, связана с миром. Б‑жественный свет, раскрывающийся в шабат, выражает ту ступень, на которой Всевышний ограничил Себя уровнем ценностей мира.
Поэтому шабат — это один из семи дней творения.
Написано в Торе: «И закончил Б‑г в седьмой день работу Свою» . Раши комментирует: «Чего не хватало в мире? Покоя. Наступил шабат, пришел покой, и закончилась работа» . То есть сам покой, который пришел в шабат, является частью работы по творению мира.
В отличие от шабата, с заповедью обрезания связан тот уровень сущности Всевышнего, где Он выше отношения к миру, и потому эта заповедь связана с числом восемь, которое «предназначено для Него». В этом причина, по которой ребенок вступает в союз Авраѓама еще до того, как осознает возвышенность заповедей и их выполнения. Здесь проявляется та сущностная связь между евреями и Всевышним, которая не основывается на соображениях разума.
Восемь дней Хануки
Теперь понятно, почему победа над эллинами связана именно с числом восемь. Как объяснялось в 11.5, война эллинов велась против связи евреев с Б‑жественностью Торы, со ступенью, которая выше мудрости Торы. Эллины боролись против связи евреев с Б‑жественностью, которая несравненно выше уровня творения (со «ступенью Восьми»). Поэтому и победа над ними была в раскрытии ступени, связанной с числом восемь, которая выше «ступени Семи»: масла хватило на горение в течение восьми дней.
В этом кроется и причина чуда обнаружения кувшина с маслом, запечатанного печатью первосвященника. Первосвященник — это единственный еврей, который раз в году входил в Святая святых Иерусалимского храма. Мы находим удивительные слова мудрецов об этом . На вопрос: «За какие заслуги первосвященник входил в Святая святых?» — мудрецы отвечают: «Заслуга обрезания входила вместе с ним». В хасидском учении объясняется , что в Святая святых светил Б‑жественный свет, который выше отношения к сотворенным мирам, — «ступень Восьми», и поэтому заслугой, позволявшей первосвященнику туда войти, было именно обрезание, сущностный союз евреев со Всевышним, который выше сотворенных миров.
• Конечно, не один первосвященник обладал обрезанием как знаком союза потомков Авраѓама со Всевышним, но и все евреи. Здесь важно, что при прочих достоинствах первосвященника, делающих его храмовое служение уникальным, в момент вхождения в Святая святых главным оказывается именно наличие обрезания.
Как проявлялся этот высокий Свет в Святая святых? Мудрецы Талмуда сказали, что «место ковчега неизмеряемо» . Имеется в виду, что от ковчега было по 10 амот в каждую сторону, а все пространство Святая святых составляло 20 амот . Таким образом, в Святая святых проявлялась ограниченность физических измерений и самого пространства. Современному читателю, возможно, это напомнит законы теории относительности Эйнштейна, где впервые в физике была отвергнута абсолютность измеряемости пространства.
Таким образом, кувшин с маслом, запечатанный печатью первосвященника, символизирует сущностную связь евреев со Всевышним, связь, которая выше разума.
Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах