Ханука

Учение Хабад. Борьба и гармония: Цель войны — осквернение масла

Йоэль Кан. Перевод и составление комментария Михаэля Корица 31 декабря 2024
Поделиться

Цель войны — осквернение масла

Эллины воевали со святостью, и именно поэтому они осквернили все масло в помещении Храма. Но если желание сводилось к тому, чтобы помешать служению в Храме, почему кувшины с маслом не были ими просто опустошены? О каких намерениях эллинов мы можем судить по тому, что они оставили масло, сделав его ритуально нечистым?

Объясняет этот факт то, что эллинам не мешало служение в Храме само по себе. Они хотели, чтобы евреи зажгли храмовый светильник, но ритуально нечистым маслом! Любавичский Ребе. Ликутей сихот. Часть 2. Беседа, посвященная Хануке. Пункт 1 и далее.

В книгах по каббале объясняется Примечания рабби Хаима Виталя к книге Зоѓар, 2:147б. См.: Вавилонский Талмуд, трактат Менахот, 85б: «Поскольку пользуются оливковым маслом, то мудрость среди них». , что, зажигая масло в храмовом светильнике, еврейский народ освещает весь мир мудростью Торы. Поэтому и окна Храма были «прозрачными закрытыми» Вавилонский Талмуд, трактат Менахот, 86б, и в комментарии Раши к этому отрывку Талмуда. , то есть устроены таким образом, чтобы свет Храма лился вовне, наружу, а не как обычные окна, рассчитанные на то, что свет снаружи освещает помещение. Храм излучал свет миру, а не наоборот.

Задачей эллинов было осквернение масла. Они как бы заявляли: то, что вы восхищаетесь Торой и хотите с ее помощью осветить весь мир, можно допустить. Но ваш восторг должен относиться к мудрости Торы, про которую сказано «ибо это мудрость ваша и разум ваш в глазах народов» Дварим, 4:6. , то есть она — источник глубокой и чудесной мудрости. Могут заслуживать восхищения справедливость и прямота путей Торы, но неверно делать основным предметом преклонения заложенные в ней святость и чистоту.

Таковая была позиция эллинов. Но для евреев уникальность Торы в том и состоит, что она дарована Всевышним. Основное побуждение евреев изучать Тору и следовать ей вызвано желанием установить с ее помощью связь со Всевышним, даровавшим Тору. Этого эллины и не могли принять.

Поэтому они не уничтожили масло, но осквернили его. Масло символизирует мудрость Торы. Эллинам не мешало освещение мира светом Торы, поэтому масло не было уничтожено, но их не устраивала святость Торы, то, что масло было чистым, и потому они захотели его осквернить.

Более тонкое и глубокое объяснение гласит, что эллины протестовали не против самой сути связи Торы со Всевышним, ее даровавшим. Связь эта, с их точки зрения, могла быть лишь средством, а не самостоятельной ценностью. Благодаря связи Торы со Всевышним она становится мудростью более высокой, чем любая, существующая как проявление человеческого разума. По мнению же эллинов, дарование Торы Всевышним не должно было становиться определяющим при ее изучении. Они протестовали против того, что для евреев именно Дающий Тору становился главным устремлением при ее изучении. В глазах эллинов главной ценностью мира был разум, и задачей изучения Торы, по их мнению, должна была оставаться чудесная мудрость, которая в ней присутствует, но не Б‑жественность. Это противоречило вере евреев, для которых Тора была связью со Всевышним, — и поэтому эллины не вылили масло, а осквернили его.

В Хануку Всевышний совершил чудо, которое выразило истинную суть борьбы евреев с эллинами и позволило зажигать светильник чистым маслом в течение восьми дней. Чудо это было проявлением духовной победы над эллинами, желавшими осквернить масло и тем нарушить святость и чистоту Торы.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Борьба и гармония: Отличие Хануки от Пурима

В Пуриме увековечена память о спасении евреев от физического уничтожения. Ѓаман хотел физического «истребления, убиения и погибели» еврейского народа. В отличие от этого, в Хануку мы вспоминаем об избавлении от преследований, которым подвергалась духовная жизнь евреев — соблюдение Торы и заповедей, и лишь как следствие этого возникла опасность физическому существованию евреев

Учение Хабад. Борьба и гармония: Два чуда и связь между ними

Два чуда, лежащие в основе Хануки, это не два различных и отдельных события, а развитие одного процесса. Первый его этап начался с того, что евреи победили эллинов и спаслись от притеснений с их стороны. Но на этом этапе победа еще не была полной. Лишь позднее, на втором этапе, когда случилось чудо с кувшином масла, победа достигла своей полноты и завершения

Учение Хабад. Борьба и гармония: Два чуда — две стороны праздника

Недаром Рамбам делит в своей книге историю Хануки на два разных закона: в первом рассказывает о военной победе и спасении, во втором, отдельном законе — о чуде кувшина с маслом. Таким образом Рамбам подсказывает нам, что в законах Хануки есть две составляющие: «дни веселья» и «дни прославления», установленные в память о каждом из двух чудес