Учение Хабад. Борьба и гармония: Цель войны — осквернение масла
Цель войны — осквернение масла
Эллины воевали со святостью, и именно поэтому они осквернили все масло в помещении Храма. Но если желание сводилось к тому, чтобы помешать служению в Храме, почему кувшины с маслом не были ими просто опустошены? О каких намерениях эллинов мы можем судить по тому, что они оставили масло, сделав его ритуально нечистым?
Объясняет этот факт то, что эллинам не мешало служение в Храме само по себе. Они хотели, чтобы евреи зажгли храмовый светильник, но ритуально нечистым маслом!
В книгах по каббале объясняется , что, зажигая масло в храмовом светильнике, еврейский народ освещает весь мир мудростью Торы. Поэтому и окна Храма были «прозрачными закрытыми» , то есть устроены таким образом, чтобы свет Храма лился вовне, наружу, а не как обычные окна, рассчитанные на то, что свет снаружи освещает помещение. Храм излучал свет миру, а не наоборот.
Задачей эллинов было осквернение масла. Они как бы заявляли: то, что вы восхищаетесь Торой и хотите с ее помощью осветить весь мир, можно допустить. Но ваш восторг должен относиться к мудрости Торы, про которую сказано «ибо это мудрость ваша и разум ваш в глазах народов» , то есть она — источник глубокой и чудесной мудрости. Могут заслуживать восхищения справедливость и прямота путей Торы, но неверно делать основным предметом преклонения заложенные в ней святость и чистоту.
Таковая была позиция эллинов. Но для евреев уникальность Торы в том и состоит, что она дарована Всевышним. Основное побуждение евреев изучать Тору и следовать ей вызвано желанием установить с ее помощью связь со Всевышним, даровавшим Тору. Этого эллины и не могли принять.
Поэтому они не уничтожили масло, но осквернили его. Масло символизирует мудрость Торы. Эллинам не мешало освещение мира светом Торы, поэтому масло не было уничтожено, но их не устраивала святость Торы, то, что масло было чистым, и потому они захотели его осквернить.
Более тонкое и глубокое объяснение гласит, что эллины протестовали не против самой сути связи Торы со Всевышним, ее даровавшим. Связь эта, с их точки зрения, могла быть лишь средством, а не самостоятельной ценностью. Благодаря связи Торы со Всевышним она становится мудростью более высокой, чем любая, существующая как проявление человеческого разума. По мнению же эллинов, дарование Торы Всевышним не должно было становиться определяющим при ее изучении. Они протестовали против того, что для евреев именно Дающий Тору становился главным устремлением при ее изучении. В глазах эллинов главной ценностью мира был разум, и задачей изучения Торы, по их мнению, должна была оставаться чудесная мудрость, которая в ней присутствует, но не Б‑жественность. Это противоречило вере евреев, для которых Тора была связью со Всевышним, — и поэтому эллины не вылили масло, а осквернили его.
В Хануку Всевышний совершил чудо, которое выразило истинную суть борьбы евреев с эллинами и позволило зажигать светильник чистым маслом в течение восьми дней. Чудо это было проявлением духовной победы над эллинами, желавшими осквернить масло и тем нарушить святость и чистоту Торы.
Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах