Ханука

Учение Хабад. Борьба и гармония: Связана ли Ханука с военной победой

Йоэль Кан. Перевод и составление комментария Михаэля Корица 26 декабря 2024
Поделиться

Ханука — последний по времени возникновения среди упомянутых в Мишне праздник, что выражается и в ее скромном ритуале — по вечерам в память о произошедшем чуде зажигают свечи. Именно Ханука напоминает нам о духовном изгнании, когда в окружающем мире нет сверхъестественных чудес, а духовность глубоко спрятана под покровами материального.

Месяц кислев, 25 числа которого мы отмечаем Хануку, имеет особое значение для хасидского движения и в особенности для последователей рабби Шнеура‑Залмана, основателя Хабада. 19 кислева — день его освобождения из заключения, где ему были предъявлены тяжкие обвинения против хасидского движения, — отмечается как новый этап в развитии хасидского учения.

Ханука и 19 кислева близки по своему духовному значению. Обе даты напоминают о том, что и само изгнание, и служение евреев в изгнании являются подготовкой к раскрытию Б‑жественности во всей полноте во время прихода Машиаха.

Поможет нам в этом разобраться детальный анализ праздника Ханука и его законов.

Связана ли Ханука с военной победой

В Талмуде, в трактате Шабат Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 21б. , спрашивается: «Что такое Ханука?» — а Раши в своем комментарии объясняет, что именно подразумевает этот вопрос: «В честь какого чуда была установлена?» Раши. Комментарий к Вавилонскому Талмуду, трактат Шабат, 21б. Отвечает Талмуд: «Когда вошли эллины в здание Храма В оригинале эйхаль — здание Храма, разделявшееся на притвор (олам), святилище (кодеш) и Святая святых (кодеш ѓа‑кодашим). , то осквернили все масло там, и когда восстало царство дома Хасмонеев и победило их, то искали и не нашли ничего, кроме одного кувшинчика масла с печатью первосвященника. И было в нем масла лишь на зажигание [храмового светильника] одного дня. И совершилось чудо, что зажигали им восемь дней. На следующий год установили праздник и сделали эти дни праздничными в [чтении молитв] прославления и благодарности».

Из прямого смысла текста Талмуда видно, что праздник Ханука был установлен в честь чуда с кувшином масла, а не в память о чудесном спасении. Без чуда с маслом, а лишь в честь спасения, когда Всевышний «отдал сильных в руки слабых, многих в руки немногочисленных» Слова из ханукальной молитвы Аль ѓа‑нисим («За чудеса»). , не было бы этого праздника.

Комментаторы См.: При хадаш на Законы Хануки, параграф 670. См.: Рабби Дов‑Бер. Шаарей ора, 22а. не раз высказывали недоумение: как могло случиться, что не постановили вспоминать об удивительной победе в войне? Ведь главное чудо заключалось в военной победе Основное — так как без него не стало бы возможным и чудо с маслом, ведь Храм был в руках сторонников эллинов. , в том, что слабые победили сильных, а немногие — многих, так почему сопутствующее обстоятельство превратилось в основной повод для праздника?

Меири считает, что, действительно, первый день Хануки установлен в память о чуде военной победы. Так он отвечает на известный вопрос: почему праздник продолжается восемь дней, хотя чудо заключалось в том, что помимо первого дня масла в кувшине хватило на дополнительные семь дней (ведь на один, первый, день масла было и так достаточно безо всякого чуда)? Но в первый день праздника, по мнению Меири, мы отмечаем не чудо горения масла все восемь дней, а чудесную военную победу евреев и удивительную находку — кувшин с маслом.

Подобным образом толкует Любавичский Ребе и мнение Рамбама. В начале законов о Хануке Рамбам. Мишне Тора, Законы о свитке Эстер и Хануке, 3:1. Рамбам подробно объясняет детали истории Хануки. Он пишет, что эллины «издали указы против евреев и отменили их религию <…> Притесняли евреев большими притеснениями, пока не смилостивился над ними Б‑г их отцов и спас из рук [угнетателей] и избавил от них. Поднялись сыновья Хасмонея <…> и убили [врагов] и спасли евреев из их рук» Там же. .

В следующем законе Рамбам продолжает: «И когда победили евреи эллинов и уничтожили их, <…> вошли в здание Храма См. сноску 2 на с. 418. и не нашли чистого масла в Храме, лишь один кувшин, и не было в нем [масла], лишь на один день <…> И зажигали из него предписанные свечи восемь дней».

Далее, в следующем законе, Рамбам делает вывод: «И из‑за этого установили мудрецы того поколения, чтобы были эти восемь дней <…> днями веселья и прославления [Всевышнего]» Рамбам. Мишне Тора, Законы о свитке Эстер и Хануке, 3:3. . Из этих слов Рамбама можно понять, что он подразумевает два чуда — военную победу и кувшин с маслом.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Ханука

Аризаль объяснил слова «время, когда человек властвует над другим, ему во вред» так: время, когда злодей властвует над святым человеком, наносит вред злодею. В результате этой схватки святой человек отбирает у злодея все его положительные качества. Так произошло при столкновении Израиля с Грецией. В результате такого столкновения греческая философия пришла в упадок, еврейская же вера настолько обогатилась, что стала светить всем народам мира. Именно поэтому важно поставить ханукальные свечи так, чтобы они светили вовне

Тора Ор. «На тему Хануки»

Что такое светильник? Рабби Шнеур‑Залман объясняет, что свеча может означать не что‑то светящееся, а горючее, источник света, который сам все же не в состоянии испускать свет. Заповедь подобна свече: ее выполнение не несет какого‑то раскрытия, ее источник остается для нас полностью непостижимым. Раскрытие заповеди происходит за счет Торы, а говоря точнее, Устной Торы.

С хасидской точки зрения. Ханука

Когда еврей действует, преисполненный самопожертвования, вне мысли о своих прошлых достижениях, — с ним пребывает Б-жественная уверенность, что воля его исполнится. Свет во тьме будет прирастать, покуда тьме не будет нанесено окончательное поражение. Тогда мы принесем чистое освященное масло, чтобы затеплить менору в Бейс а-микдаш, который вскоре будет воздвигнут заново — возможно, еще в наши дни.