Учение Хабад. Борьба и гармония: Связана ли Ханука с военной победой
■ Ханука — последний по времени возникновения среди упомянутых в Мишне праздник, что выражается и в ее скромном ритуале — по вечерам в память о произошедшем чуде зажигают свечи. Именно Ханука напоминает нам о духовном изгнании, когда в окружающем мире нет сверхъестественных чудес, а духовность глубоко спрятана под покровами материального.
Месяц кислев, 25 числа которого мы отмечаем Хануку, имеет особое значение для хасидского движения и в особенности для последователей рабби Шнеура‑Залмана, основателя Хабада. 19 кислева — день его освобождения из заключения, где ему были предъявлены тяжкие обвинения против хасидского движения, — отмечается как новый этап в развитии хасидского учения.
Ханука и 19 кислева близки по своему духовному значению. Обе даты напоминают о том, что и само изгнание, и служение евреев в изгнании являются подготовкой к раскрытию Б‑жественности во всей полноте во время прихода Машиаха.
Поможет нам в этом разобраться детальный анализ праздника Ханука и его законов.
Связана ли Ханука с военной победой
В Талмуде, в трактате Шабат , спрашивается: «Что такое Ханука?» — а Раши в своем комментарии объясняет, что именно подразумевает этот вопрос: «В честь какого чуда была установлена?» Отвечает Талмуд: «Когда вошли эллины в здание Храма , то осквернили все масло там, и когда восстало царство дома Хасмонеев и победило их, то искали и не нашли ничего, кроме одного кувшинчика масла с печатью первосвященника. И было в нем масла лишь на зажигание [храмового светильника] одного дня. И совершилось чудо, что зажигали им восемь дней. На следующий год установили праздник и сделали эти дни праздничными в [чтении молитв] прославления и благодарности».
Из прямого смысла текста Талмуда видно, что праздник Ханука был установлен в честь чуда с кувшином масла, а не в память о чудесном спасении. Без чуда с маслом, а лишь в честь спасения, когда Всевышний «отдал сильных в руки слабых, многих в руки немногочисленных» , не было бы этого праздника.
Комментаторы не раз высказывали недоумение: как могло случиться, что не постановили вспоминать об удивительной победе в войне? Ведь главное чудо заключалось в военной победе , в том, что слабые победили сильных, а немногие — многих, так почему сопутствующее обстоятельство превратилось в основной повод для праздника?
Меири считает, что, действительно, первый день Хануки установлен в память о чуде военной победы. Так он отвечает на известный вопрос: почему праздник продолжается восемь дней, хотя чудо заключалось в том, что помимо первого дня масла в кувшине хватило на дополнительные семь дней (ведь на один, первый, день масла было и так достаточно безо всякого чуда)? Но в первый день праздника, по мнению Меири, мы отмечаем не чудо горения масла все восемь дней, а чудесную военную победу евреев и удивительную находку — кувшин с маслом.
Подобным образом толкует Любавичский Ребе и мнение Рамбама. В начале законов о Хануке Рамбам подробно объясняет детали истории Хануки. Он пишет, что эллины «издали указы против евреев и отменили их религию <…> Притесняли евреев большими притеснениями, пока не смилостивился над ними Б‑г их отцов и спас из рук [угнетателей] и избавил от них. Поднялись сыновья Хасмонея <…> и убили [врагов] и спасли евреев из их рук» .
В следующем законе Рамбам продолжает: «И когда победили евреи эллинов и уничтожили их, <…> вошли в здание Храма и не нашли чистого масла в Храме, лишь один кувшин, и не было в нем [масла], лишь на один день <…> И зажигали из него предписанные свечи восемь дней».
Далее, в следующем законе, Рамбам делает вывод: «И из‑за этого установили мудрецы того поколения, чтобы были эти восемь дней <…> днями веселья и прославления [Всевышнего]» . Из этих слов Рамбама можно понять, что он подразумевает два чуда — военную победу и кувшин с маслом.
Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах