Учение Хабад. Борьба и гармония: Отличие Хануки от Пурима
Отличие Хануки от Пурима
Как в Хануке сочетаются два различных по своему характеру чуда, мы узнаем, глубже поняв сущность войны, приведшей к избавлению.
Известно, что Пурим и Ханука отличаются друг от друга характером событий, в память о которых был установлен праздник. В Пуриме увековечена память о спасении евреев от физического уничтожения. Ѓаман хотел физического «истребления, убиения и погибели» еврейского народа. В отличие от этого, в Хануку мы вспоминаем об избавлении от преследований, которым подвергалась духовная жизнь евреев — соблюдение Торы и заповедей, и лишь как следствие этого возникла опасность физическому существованию евреев . Эта разница подтверждается словами Рамбама, которые мы читаем в начале законов о Хануке: «Во Втором храме, когда греческие цари издали указы против евреев, и отменили их религию, и не давали им заниматься изучением Торы и выполнением ее заповедей», и лишь позднее «…протянули руки к их имуществу <…> и притесняли евреев большими притеснениями» .
Более того, в книгах хасидского учения объясняется, что изучение Торы и само соблюдение евреями заповедей не так уж мешали эллинам . Притеснения были направлены в основном против веры евреев в Б‑жественное начало, выраженное в Торе и заповедях. Они хотели, «чтобы была забыта Твоя Тора» , то есть изучение Торы уподобилось изучению любой другой премудрости и было лишено убежденности, что Тора — это Мудрость Всевышнего.
Задачей эллинов было изменение отношения евреев к заповедям как к «указам Твоего желания» . Особенность заповедей, относящихся к группе «указов», в том, что они являются желаниями Всевышнего, выполнение которых не требует со стороны человека понимания. Именно с таким восприятием и исполнением заповедей боролись эллины, их протест был направлен против сущностной связи евреев со Всевышним, связи, которая выше ограничений разума и расчетов.
• Существует классификация заповедей Торы в зависимости от возможности постижения их смысла человеческим разумом. Есть среди них такие, которые понятны нам, и, более того, разум обязывает нас следовать им. Говоря словами Талмуда, «если бы Тора не была дана , то мы бы смогли научиться скромности у кошки и запрету грабежа у муравья» . Эта группа заповедей называется законами (мишпатим). Существуют заповеди, смысл которых не является очевидным сам по себе, но, встречая их в Торе, мы видим в них глубокую мудрость. К таким заповедям относится шабат, который воспринимается соблюдающими его евреями как большой духовный подарок. Разум не диктует обязательный еженедельный отдых от работы, такой обязательный отдых был в древности отличительным признаком именно еврейского народа, а остальным народам этот обычай казался странным и нерациональным. Такие заповеди называются свидетельствами (эдуйот), поскольку они приводятся в Торе как свидетельства некоего представления или исторического события. Так, соблюдение законов шабата является свидетельством сотворенности мира, а Песах, относящийся к этой же группе заповедей, — исхода из Египта. Третья группа заповедей — это указы, заповеди, смысл которых недоступен разуму, и иррациональная составляющая остается в них главной. Соблюдение именно этих заповедей особо преследовалось эллинами в период, предшествующий событиям Хануки.
Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах