Ханука

Учение Хабад. Борьба и гармония: Два чуда и связь между ними

Йоэль Кан. Перевод и составление комментария Михаэля Корица 29 декабря 2024
Поделиться

Два чуда и связь между ними

Итак, две части праздника Хануки («дни веселья» — в память о чуде военной победы и «дни прославления» — в память о чуде с кувшином масла) различны по своей сути, но соединились вместе в один праздник. Те же восемь дней, когда зажигают свечи в память о чуде кувшина с маслом (которое продолжалось восемь дней), являются и «днями веселья» (хотя «дни веселья» установлены в память о чуде военной победы, связанной лишь с первым днем).

Связь между двумя событиями Хануки видна и в словах молитвы Ѓа‑нерот ѓалалу («Эти свечи»), которую произносят во время зажигания свечей. Хотя заповедь зажигания ханукальных свечей установлена мудрецами в связи с чудом Всевышнего, которое позволило зажигать свечи Храма, мы произносим: «Эти свечи мы зажигаем [в память] о спасении и о чудесах <…> которые явил отцам нашим <…> руками праведных священников Твоих» Молитвенник, молитва Ѓа‑нерот ѓалалу. , имея в виду победу и спасение евреев в результате войны под предводительством Маккавеев.

Связь между двумя значениями празднования Хануки видна не только в тексте молитвы, но и в самой логике еврейского законодательства. Талмуд говорит, что «женщины обязаны [зажигать] ханукальную свечу, поскольку и они были в этом чуде» Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 23а. . О каком чуде идет речь? О чуде победы в войне, как это ясно из комментария Раши: «Когда ввели указ о невестах‑девственницах Право первой ночи для правителя. <…> и руками женщины совершилось чудо» Раши. Комментарий к Вавилонскому Талмуду, трактат Шабат, 23а. Имеется в виду Юдит (Юдифь), дочь первосвященника Йоханана, которая убила деспота. Этот факт лежит в основе ханукального обычая есть сыр (добавления Рама в Орах хаим, 670:2). Этот сюжет приведен в книге Юдит, не входящей в канонизированные Писания, но события, описанные в ней, перенесены в более раннюю историческую эпоху. . Это и есть причина, по которой женщины обязаны зажигать свечи в память о чуде кувшина с маслом. Получается, что оба чуда (победа в войне и кувшин с маслом) связаны и имеют отношение одно к другому. Поэтому в постановлениях мудрецов, сделанных в память об этих чудесах, они сплетаются воедино.

Другими словами, два чуда, лежащие в основе Хануки, это не два различных и отдельных события, а развитие одного процесса. Первый его этап начался с того, что евреи победили эллинов и спаслись от притеснений с их стороны. Но на этом этапе победа еще не была полной. Лишь позднее, на втором этапе, когда случилось чудо с кувшином масла, победа достигла своей полноты и завершения.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Борьба и гармония: Связана ли Ханука с военной победой

Меири считает, что, действительно, первый день Хануки установлен в память о чуде военной победы. Так он отвечает на известный вопрос: почему праздник продолжается восемь дней, хотя чудо заключалось в том, что помимо первого дня масла в кувшине хватило на дополнительные семь дней (ведь на один, первый, день масла было и так достаточно безо всякого чуда)? Но в первый день праздника, по мнению Меири, мы отмечаем не чудо горения масла все восемь дней, а чудесную военную победу евреев и удивительную находку — кувшин с маслом

Учение Хабад. Борьба и гармония: Два чуда — две стороны праздника

Недаром Рамбам делит в своей книге историю Хануки на два разных закона: в первом рассказывает о военной победе и спасении, во втором, отдельном законе — о чуде кувшина с маслом. Таким образом Рамбам подсказывает нам, что в законах Хануки есть две составляющие: «дни веселья» и «дни прославления», установленные в память о каждом из двух чудес

Раскрытие сокровенного: Ханука

Аризаль объяснил слова «время, когда человек властвует над другим, ему во вред» так: время, когда злодей властвует над святым человеком, наносит вред злодею. В результате этой схватки святой человек отбирает у злодея все его положительные качества. Так произошло при столкновении Израиля с Грецией. В результате такого столкновения греческая философия пришла в упадок, еврейская же вера настолько обогатилась, что стала светить всем народам мира. Именно поэтому важно поставить ханукальные свечи так, чтобы они светили вовне