Месяц ияр связывает во времени два величайших события в истории еврейского народа: исход из Египта в предшествующем ияру месяце нисан и Синайское Откровение в следующем за ним месяце сиван. В год исхода из Египта, согласно преданию, ияр был отмечен знаменательными событиями во время странствий евреев по пустыне. Хотя в рамках физического мира эти события имели значение для Израиля лишь в сорокалетний период его подготовки к заселению Эрец Исроэл, их духовный и мистический аспекты оказали влияние на все последующие поколения народа. Вот эти события.
1. В месяце ияр начал выпадать ман («манна небесная»), которым евреи питались все годы блужданий в пустыне (см. Шмойс, 16:4-36).
2. В ияре они удостоились так называемого «колодца Мирьям» (см. Таанис, 9а), который снабжал их водой в течение того же срока (см. Шмойс, 17:1-7).
3. В этом месяце была война между Амалеком и Израилем (см. Шмойс, 17:8-16).
Мудрецы кабалы и хасидизма находят объяснения тому, что эти события произошли именно в месяце ияр, в сфере мистического. Кабала связывает тайную суть ияра с субботой – с тремя субботними трапезами. Каждую из них предваряет ритуал кидуш, совершаемый над бокалом с вином. При совершении этого ритуала произносят псалом 23, в пятом стихе которого сказано: «Накроешь Ты передо мною стол на виду у врагов моих <…> полной будет чаша моя». Гематрия слова ревая («полная», «утоляющая жажду»): реш (200) + вав (6) + йод (10) + гей (5) = 221. Гематрия слова ияр: алеф (1) + йод (10) + йод (10) + реш (200) = 221. При совершении ритуала кидуш повергаются в прах силы зла, появляющиеся в мире в месяце ияр, на что, согласно кабале, намекает стих: «Позор падет на голову, смятение охватит всех врагов моих, раскаются они и обратятся ко мне в миг позора своего…» (Теилим, 6:11). Первая буква в слове ойвай («врагов моих») – алеф, первая буква в слове яшуву («раскаются») – йод, первая буква в слове йевошу («позора своего») – йод и первая буква слова рога («миг») – реш образуют вместе слово ияр (алеф, йод, йод, реш). Хотя на уровне рационального мышления почти невозможно объяснить слова кабалы о связи между месяцем ияр и тремя субботними трапезами, все-таки, приняв во внимание, что ман начал выпадать в ияре, можно попытаться обнаружить эту связь. Намек на три субботние трапезы, согласно Талмуду (Шабос, 117б), содержится в словах Моше, обращенных к евреям: «Ешьте его (ман. – Н.-З.Р.) сегодня, ибо сегодня суббота для Б-га, сегодня вы не найдете его в поле» (Шмойс, 16:25). В этом стихе трижды повторено слово «сегодня», что и является намеком на три субботние трапезы. Кроме того, многие еврейские мыслители и законоучители, от раннего средневековья до наших дней, находят черты идентичности между духовным смыслом субботы и выпадением мана. Объяснение этой связи было бы слишком пространным в рамках нашего материала, однако выделим хотя бы три аспекта из множества.
1. Впервые некоторые законы о субботнем отдыхе даны были евреям в связи с выпадением мана (см. Шмойс, 16:5, 23, 26, 27, 29).
2. Известны слова рабби Саадьи-гаона (IХ–Х века по григорианскому календарю) о тех, кто находится в субботу далеко от своих собратьев и не знает, какой недельный раздел Торы следует читать в этот день: мудрец предписывает читать отрывки о мане.
3. Хотя в субботу ман не выпадал, как это явствует из Пятикнижия (Шмойс, 16:27), в высших мирах он возникал именно по субботам, а в течение шести будних дней материализовывался и становился реальностью физического мира, как об этом сказано в книге Зоар. В учении хасидизма, и особенно в учении Любавичского Ребе, подробно объясняется, почему в субботу ман выпадать не мог.
Еще один намек на связь слова ияр с тремя субботними трапезами можно найти в книгах мистиков, которые заметили, что оно представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв имен Авраам, Ицхак, Яаков, Рахель. Три субботние трапезы установлены, как говорит кабала, в память о трех наших праотцах, а трапеза «мелаве малка» («проводы царицы <Субботы>») – в память о Рахели.
Согласно кабале, буквы тетраграмматона в месяце ияр образуют сочетание йод – гей – гей – вав, зашифрованное в первых буквах слов стиха «Итгалел а-митгалел а-скел ве-ядоа…» («Пусть гордится гордый, открывая и постигая Меня» [Ирмияу, 9:23]). Эта последовательность букв образуется следующим образом: первая буква в слове итгалел – йод, первая буква в слове а-митгалел – гей, первая буква в слове а-скел – гей и первая буква (соединительный союз) в слове ве-ядоа – вав. Хасидские мыслители видят связь между этим стихом, слова которого говорят об интеллектуальных возможностях человека, и «колодцем Мирьям», который был дарован Израилю в месяце ияр. В Талмуде (Таанис, 7а; Бава кама, 17а) вода – символ мудрости и знаний, заключенных в Торе. Эти знания и эта мудрость не остаются достоянием только лишь Всевышнего, но нисходят до разума людей, подобно воде, которая низвергается с небес. В книгах кабалы рассказывается о рабби Хаиме Витале – самом выдающемся ученике рабби Ицхака Луриа (Аризала). Поначалу он никак не мог воспринять мудрость кабалы от своего наставника. Все, что тот передавал ему, он немедленно забывал. Однажды Аризал поехал с ним в Тверию, город на берегу озера Кинерет, где, по словам мудрецов Талмуда, скрыт «колодец Мирьям». Они взяли у причала лодку и поплыли на ней к месту на середине озера, известному Аризалу. Прибыв туда, он взял сосуд, зачерпнул воды и велел рабби Хаиму выпить ее. С того момента ученик начал успешно продвигаться в изучении кабалы. Поэтому считается, что месяц ияр – благоприятное время для освоения мудрости Торы и духовной подготовки к празднованию годовщины Синайского Откровения в месяце сиван, к которому готовятся, начиная с праздника Пейсах, когда приступают к отсчету дней омера.
Война с Амалеком велась в одном из мест в пустыне, названном Рефидим. Талмуд (Сангедрин, 106а) видит в этом названии намек на причину войны, возводя его к слову рифьен («расслабление»). Евреи позволили себе расслабиться и не использовали возможностей, предоставленных в ияре для постижения мудрости Творца. Моше повелел возглавить войска Израиля для войны с Амалеком своему ученику и преемнику Иеошуа, который был потомком Йосефа, принадлежа к колену Эфраима. О Йосефе сказано: «Величавая <сила> быка дана ему…» Знак зодиака месяца ияр – Телец (на иврите буквально «бык»), поэтому Иеошуа и смог в этот месяц одолеть Амалека.
(Опубликовано в №181, май 2007)