Суть еврейских праздников. Возвращение к Г‑споду

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц). Перевод с иврита Вениамина Ванникова 7 октября 2024
Поделиться

Вера в возможность измениться

Несмотря на все разнообразие видов и этапов тшувы, есть общая, объединяющая идея, которая присуща всем ее проявлениям и проистекает из самого принципа возможности покаяния. Тшува основана на вере в то, что человек способен внутренне измениться.

Множество факторов приводят нас к погружению в косность рутины; множество обстоятельств удаляют человека от его Творца. Это может быть полученное им воспитание, приобретенные привычки и другое. Тот принцип, что «грех влечет за собой грех» Авот, 4:2.
, не только предполагает существование сверхъестественных законов, определяющих течение человеческой жизни, но и выражает реалистический взгляд на мир. Различные явления в мире связаны между собой причинно‑следственной связью. Человек не может выйти за пределы общей совокупности результатов своих действий — как на внешнем, так и на внутреннем, духовном уровне. Поэтому второй грех кажется напрашивающимся шагом, естественным и логическим продолжением первого. Образ жизни, далекий от Торы, не только чинит преграды на пути к соблюдению заповедей, но и выстраивает внутреннюю логику, которая еще дальше уводит человека от этого пути. И все‑таки, несмотря на законы естественной причинности, тшува существует и она превыше их. Иными словами, перед человеком всегда открыта дорога к изменению, к переводу своей жизни в иное русло.

По словам мудрецов, эта возможность изменения действительности, являющаяся одной из тайн бытия, относится к числу тех сущностей, что были созданы до творения мира Псахим, 54а.
. Таким образом, еще до создания законов бытия, «прежде чем родились горы» Псалмы, 90:2. , был установлен иной закон, который выше и важнее причинно‑следственной связи. Он допускает изменение — тшуву.

Квинтэссенция покаяния

На тему тшувы написаны многие книги и статьи. В них содержится тщательный, зачастую исключительно тонкий анализ разных этапов этого процесса от самого начала до полного завершения. Несмотря на многообразие описанных этапов, можно выделить несколько принципов, применимых ко всем ним, ко всем этапам тшувы. Осуществляется ли тшува на высоком или низком уровне, ставит ли человек своей целью достижение духовного совершенства или же его тшува носит ограниченный характер — в любом случае мы можем отметить два основных момента, которые неизменно стоят за этим процессом: человек покидает дурную стезю в прошлом и решает встать на стезю добра в будущем.

Если потребуется довести этот анализ до конца и указать на точку начала тшувы, можно сказать, что она начинается в момент перехода от прошлого к будущему. В этот миг происходит перемена: пройденный путь остается в прошлом, а в будущем нас ждет совсем иная дорога. В сущности, тшува являет собой именно поворот: отклонение человека от прошлого курса и изменение направления. Он может, развернувшись на сто восемьдесят градусов, направиться в прямо противоположную сторону, а может постепенно совершать поворот в ряде пунктов своего пути. Хотя не все эти этапы будут иметь одинаковое значение, каждый из них сам по себе является точкой изменения.

Трижды в день еврей возносит перед Творцом просьбу о покаянии и прощении. Смысл этого повтора состоит в том, что каждая молитва отмечает возможность перехода на иные рельсы. Обычно, когда жизнь протекает стабильно и монотонно, в ней не увидишь резких перемен и крутых поворотов, однако не раз окидывая взглядом свои прошлые поступки, человек может определить ту точку, которая имела поворотное значение для всей его жизни, хотя в свое время осталась незамеченной.

Потребность в переходе на иные рельсы

Возможность поворота определяется двумя факторами: признанием, что прошлое, каким бы они ни было, несовершенно, стало быть, его надлежит изменить, а также решением в будущем направиться в иную сторону, взять другое направление. В самом деле, большая часть книг о тшуве занимается именно конкретизацией этого процесса, поиском точной формулировки для происходящего переворота и анализом различных последствий возможных изменений курса.

Ощущение необходимости изменения приходит и проявляется по‑разному. Иногда в человеке пробуждается отчетливое чувство своей греховности. Осознание своих недостатков, пороков и изъянов тяжким бременем давит на душу и влечет за собой острое желание выйти из этой ситуации, очиститься от греха. Однако желание перемен может быть и не столь острым; зачастую оно проявляется в ощущении несовершенства, в сожалении о нереализованных возможностях. Так зарождается стремление к поиску иного по сути или по форме.

Как правило, чем острее изначальное ощущение недостатка или изъяна в прошлом, тем резче будет вызванное им изменение — иногда вплоть до полного поворота на сто восемьдесят градусов и перехода в стан недавних противников. И наоборот, чем слабее является ощущение неудовлетворенности прошлым или настоящим, тем более плавным окажется осуществленный в результате поворот — это относится и к скорости изменения, и к остроте реакции. Однако каким бы ни было изначальное восприятие прошлого, всякое стремление к изменению содержит в себе принципиальный момент: признание неудовлетворенности нынешним и былым.

Косность сердца

Основным препятствием на пути тшувы, с которым сталкивается каждый человек — и праведник, и злодей, — является ощущение самодовольства. Тот, кто удовлетворен собой и своей долей, ощущает, что у него все «в ажуре» (а если вокруг и есть проблемы, то они присущи всему миру и всем людям и вызваны обществом, семьей, Самим Творцом и так далее).

Ощущение довольства своей долей в духовном и нравственном смысле этого понятия не зависит от объективного положения человека. Тот, кого многие считают грешником и злодеем, может видеть себя в совершенно ином свете. Такой человек никогда не осуществит тшувы. И наоборот, тот, кто кажется со стороны чистым и святым, но сам ощущает свои недостатки, с легкостью встанет на путь тшувы.

Один мудрец определил основное препятствие на пути к тшуве как «косность сердца» Тания, 29. . Нам понятно, что такое косность интеллекта — речь идет о его неспособности адекватно функционировать и воспринимать новые понятия. Однако косность сердца — это гораздо более серьезная проблема. В этом состоянии человек не способен ощутить и эмоционально воспринять свои недостатки и пороки. Он может быть мудр и понимать все умом, однако его поведение на практике может измениться лишь вследствие эмоционального ощущения большей или меньшей ущербности.

Во многих случаях тшувы, когда с некоторого момента скорость изменений начинает нарастать, у человека появляется «открытость сердца». Это указывает на преодоление порога бесчувственности. Сердцу достаточно лишь немного приоткрыться, чтобы возникла возможность для более глубокого постижения и более мощной реакции.

Все сказанное является общим правилом. Оно применимо и к человеку, который с самого рождения пребывал вдали от святости и не чувствовал никакой в ней потребности, и к тому, кто, будучи всю свою жизнь набожен и благочестив, настолько удовлетворился своим положением и судьбой, что утратил способность определять, в какой степени он далек от совершенства.

Этот момент узнавания, пробуждения души и есть изначальная точка «исповеди». Когда возникшее смутное чувство неудовлетворенности постепенно перерастает в четкое осознание того, что нам чего‑то недостает, когда это осознание находит свое проявление, будь то в обращении человека к себе, к своему Творцу или к другим людям, завершается первый этап внутреннего переворота, который относится к прошлому — к образу человека до происшедших изменений.

Решение на будущее

Второе звено тшувы относится к будущему: это решение отныне изменить направление своего пути. В определенном смысле этот этап, по сути своей, является продолжением первого. Его мощь и крепость, а также избранное направление во многом зависят от четкости и силы изначального ощущения неудовлетворенности прошлым.

Тот, кто, испытывая некоторое неудобство, характеризует свою прошлую жизнь словами «нехорошо» (или иной, более изощренной формулировкой, передающей, в сущности, то же содержание), может и не прийти к решению о повороте; тем более ничего не изменит на практике.

С другой стороны, сам по себе факт осуждения прошлых поступков, сожаления о случившемся и осознания своих пороков может привести к постепенному погружению в пучину отчаяния и смирения перед волей рока; человек принимает действительность такой, какова она есть, ни на что не надеясь и не пытаясь ее изменить. Это беспросветное уныние, которое многими считается тяжелым психическим заболеванием, не только не приводит к положительным результатам, но и завлекает человека еще глубже в трясину своих пороков и изъянов.

Иногда человек ощущает, что находится на самом дне (будь то с нравственной, религиозной или всякой иной точки зрения), однако в нем созревает решение выкинуть это из головы. Подобный уход от проблемы и вытеснение обусловленных этой проблемой эмоций, как правило, связаны с погружением в мир страстей или разнообразных занятий, которые приводят к временному или постоянному притуплению чувств. Бегство ставит своей целью вывести человека из его угнетенного состояния. Тот, кто прибегает к алкоголю или наркотикам, привязывается к плотским удовольствиям или разнообразным «развлечениям», всего лишь пытается притупить свое ощущение неудовлетворенности и недовольства. Однако уход от проблемы не помогает ее решению, но только создает искусственное ощущение ослабления страданий, иллюзию того, что можно продолжать дальше, ничего не меняя.

Таким образом, как бы важны ни были угрызения совести по поводу прошлых поступков, они должны быть дополнены надеждой и верой в возможность изменения. В этом смысле тшува, которая основана на той идее, что в любое время и в любом состоянии, даже после самого низкого падения, можно кардинально измениться, являет собой краеугольный камень надежды и пробуждения к новой жизни. Уже само по себе осознание того, что врата открыты, из любого состояния есть выход, может стать фактором, приводящим человека на этот путь.

Долгий и краткий пути

Не забудем, что принятое решение об изменении курса в будущем не всегда реализовывается. На этом пути каждого ожидает множество проблем и препятствий. Рутина и привычки, те факторы, которые привели человека в нынешнее состояние, продолжают на него влиять, независимо от всех его благих намерений. И тем не менее важно само по себе желание добиться изменения; принятое в глубине души решение является важным этапом и тогда, когда его непосредственное осуществление откладывается. Если принятое решение не было самообманом или демагогией (а человек способен вводить в заблуждение и себя, и других), оно окажется значимым, даже если речь идет о крайне малых изменениях.

Случается, что кардинальное изменение, переворачивающее всю жизнь, происходит внезапно, в результате резкого и молниеносного поворота. Однако, как правило, такому повороту предшествуют многие этапы, значительная часть которых остается незамеченной: мелкие решения, которые не всегда реализовываются, неосуществленные благие намерения. Но удельный вес невоплотившихся желаний растет, и со временем все они становятся единым целым.

В заключение следует напомнить, что тшува охватывает целый мир. Это понятие включает в себя две противоположности. С одной стороны, это крайне долгий путь, в сущности, не имеющий конца. Когда человек приступает к реализации своего решения совершить тшуву, на каком бы уровне он при этом ни находился, вся его жизнь отныне становится продолжением данного им обета. Однако, с другой стороны, тшува — это сама точка поворота, мгновение размышления и сожаления, секундное желание измениться. Тшува — это проскочившая в голове мысль о том, что можно стать другим, можно быть лучше.

Два эти аспекта не противоречат друг другу, но являются взаимодополняющими. С одной стороны, нет ничего труднее тшувы, ибо она требует внутренней трансформации, прозрения, образования новой сущности. С другой стороны, нет ничего легче ее, ибо это поворот, свершающийся в долю секунды.

Тот, кто достиг тшувы, подобен человеку, который шел определенным путем, а потом в один миг решил изменить направление своего маршрута. Начиная с этого момента и на всем протяжении дальнейшего пути он не будет идти старой дорогой. Он пойдет в другую сторону, однако новая дорога будет столь же длинной, сколь была и старая.

Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Суть еврейских праздников. Месяц элул и Тшува: возвращение к источнику

Тшува нужна не для того, чтобы помочь нам исполнить еще одну заповедь или купить этрог, соответствующий наиболее строгим правилам. Ее цель — вызвать изменение в нашем отношении к реальности, побудить к искреннему и серьезному ответу на вопрос, что для нас действительно имеет значение, а что второстепенно

Суть еврейских праздников. Месяц элул и Тшува: восемнадцатое элула

Как известно, 18 элула — это праздник хасидов. Как можно звать «хасидом», благочестивым, обыкновенного человека? Ведь в Талмуде это понятие используется для обозначения высочайшего уровня самосовершенствовани. Как же в таком случае рядовой человек может решить, что он хасид и так называться? Однако его изменяет само решение обрести благочестие, одна лишь мечта об этом, как бы далек он еще ни был от желанного уровня

Суть еврейских праздников. Месяц элул и Тшува: подведение итогов и исправление

Призыв Торы к подведению итогов и покаянию стал важной частью еврейского образа жизни. На протяжении поколений ему вторили постоянные проповедники в городах и скитающиеся проповедники. Этому процессу был выделен значительный период в календаре: от начала месяца элул и до завершения Йом Кипура, Дня искупления