Шавуот

Суть еврейских праздников. Шавуот: Тора жизни

Адин Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Перевод с иврита Вениамина Ванникова 10 июня 2024
Поделиться

По своему месту в еврейском календаре Шавуот является праздничным завершением (ацерет) пасхальной недели. Связь между двумя этими праздниками выражена в том, что «пора свободы» достигает своей кульминации и своего завершения в «пору дарования Торы». Дарование Торы — это исполнение надежд, которые несет в себе обретенная при исходе свобода.

Особое значение Торы подчас затушевывается современным использованием слова тора, встречающегося в таких словосочетаниях, как «теория (тора) относительности» или «искусство (тора) кулинарии». Такое словоупотребление лишает Тору ее фундаментальной характеристики — исключительности и самоопределяемости. Поэтому слово тора должно относиться исключительно к Торе. Тот, кто видит в Торе кодекс законов определенной религии, искажает иудаизм и показывает непонимание сути Торы.

Религия — это концептуальная и практическая система, упорядочивающая определенный сегмент нашей жизни, а именно ту ее часть, что относится к служению Б‑гу. Однако иудаизм в том виде, как он выражен в Торе, не может ограничиваться столь узкой областью. В его основе лежит монистическое восприятие человеческого бытия, формирующее особую, единую систему, охватывающую все особенности и детали еврейской жизни. Поэтому Тора не только устанавливает ритуал («заповеди, регулирующие отношения между человеком и Творцом») и упорядочивает общественные взаимоотношения («заповеди, регулирующие отношения между людьми»); она включает в себя историю и поэзию, этические наставления и пророчества, недвусмысленные утверждения наряду с раздумьями и сомнениями.

Более того, все эти составляющие не являются разными фрагментами, присоединяющимися друг к другу; они составляют единую, неделимую сущность.

Чтобы обратить внимание на эту особенность, нет надобности проглядывать всю Тору. Даже ее характерные фрагменты, такие как, например, Декалог, содержат в себе многие из этих компонентов. В этом смысле Тора подобна жизни, которая не подразделяется на отдельные участки, каждый из которых строится по своим правилам. В этом смысле Тора подобна человеку: ведь и он не подразделяется на элементы, каждый из которых ведает лишь определенными задачами и аспектами. Человек и его жизнь объемлют весь мир со всем, что в нем есть. Разумеется, отвечая определенным потребностям, человек строит в себе искусственные перегородки и выделяет разные области, но это разграничение имеет чисто инструментальный характер и не выражает сути. На самом деле все части человека взаимосвязаны и в большей или меньшей степени влияют друг на друга.

Таким образом, Тора — это осколок подлинного бытия, и поэтому она также является цельной. Раздел Кдошим (который, по мнению исследователей, представляет собой отражение Декалога) плавно переходит от почитания родителей к законам жертвоприношений, от подарков беднякам к «люби ближнего, как самого себя» Ваикра, 19:18. , от запрета на месть и злопамятство к запрету на одежду из шерсти и льна. Ведь Пятикнижие является Торой именно потому, что учит жизни и закладывает основы образа жизни для всего народа. Оно охватывает и формирует весь комплекс человеческого бытия. Из двух этих компонентов: еврейского народа и Торы — и возникает сущность, именуемая иудаизмом.

Введение Торы в рамки религиозной концепции (неважно, осуществляется ли оно ее критиками или приверженцами) гибельно для нее, ибо подразумевает отказ от ее сущности как Торы и превращение ее во что‑то иное — в одну из распространенных в мире религий. Восприятие Торы как религии означает не только ограничение ее определенной областью, но и лишение ее полноты жизни. Если еврей является «религиозным», значит, он отказывает Торе в ее подлинной сущности. Ибо Тора требует от него быть иудеем — строить свою жизнь особым образом, так, чтобы в центре всего стояла Тора.

Дарование Торы вскоре после Исхода завершило процесс генезиса народа, формирования его характера и специфических особенностей. В центре откровения на горе Синай стояло создание особой формы национального бытия. Таким образом, в Шавуот завершился тот процесс, который начался в Песах, — народ Израиля, вышедший из египетского рабства, обрел свободу.

Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Суть еврейских праздников. Шавуот: значение дарования Торы

В центре происшедшего на горе Синай находится не тот или иной смысл изреченного Всевышним, но сама по себе возможность Откровения, осознание того, что Он велит людям что‑то делать, что Ему важно установить связь с человеком. Это главное в Торе, все остальное лишь интерпретация и выводы, разъяснения и наставления

Суть еврейских праздников. Шавуот: обретение свободы

Дарование Торы является завершением процесса освобождения из египетского рабства. В Песах мы обретаем только свободу, определяемую через отрицание, и поэтому необходим праздник Шавуот, пора дарования Торы, чтобы придать положительное содержание свободе и еврейскому народу. Лишь после дарования Торы народ стал по‑настоящему свободен.

Суть еврейских праздников. Шавуот: генезис еврейской исключительности

Любая историческая ситуация или состояние народа имеют свою антитезу, которая может положить им конец и изменить их значение. Дарование Торы отличается от всех них невозможностью повернуть вспять. Изменение сущности и положения еврейского народа в результате принятия Торы имело столь принципиальный характер, что с тех пор народ, даже если бы он того хотел, уже не мог вернуться к предыдущему состоянию.