Суть еврейских праздников. Месяц элул и Тшува: восемнадцатое элула
Восемнадцатое элула — Хай элул — особый день в истории хасидизма, день рождения нового учения. В этот день родился Бешт — рабби Исроэль Баал‑Шем‑Тов. В этот же день 26 лет спустя открылся ему его учитель Ахия ѓа‑Шилони. В этот же день — Хай элул — спустя еще десять лет Бешт стал открыто проповедовать свое новое учение.
Оживить элул
Месяц элул — это время, когда мы подводим итоги прошедшего года и готовимся к будущему. Поэтому он весь посвящен раскаянию и укреплению связи с Творцом. Многие полагают, что тот, кто пойдет по пути веры, непременно станет мрачным и подавленным, неприветливым и лишенным чувства юмора. Так действительно частенько происходит. Неудивительно, что порой именно так начинает выглядеть месяц элул в исполнении некоторых евреев. Но Всевышнему не угодно служение, осуществляемое в унынии. Пророк Малахи укоряет евреев в том, что те «ходили унылыми пред Г‑сподом воинств» , то есть служили Творцу безрадостно и тоскливо. Дарующий жизнь хочет, чтобы Ему служили в радости, чтобы его дары ценились. Поэтому и приближение к Нему должно быть преисполнено благодарности и веселья. День 18 элула, в который родились Бааль‑Шем‑Тов и Алтер Ребе, автор Тании, напоминает нам о том, что элул в первую очередь радостный месяц, причем число 18 — гематрия слова хай («живой») на иврите.
В элуле должна ощущаться особенная близость к Б‑гу, как сказано: «Я — моему возлюбленному, а мой возлюбленный — мне» . В этом чувстве много радости и любви, она наполняет человека новыми силами. В эту пору расцветает надежда, которая приносит с собой жизнь.
Человеческий облик
Распространенный способ покаяния и возвращения к Творцу состоит в том, чтобы, начав с анализа частных аспектов служения, скрупулезно выполнять все требования закона, с учетом множества конкретных деталей. Помня о совершенных грехах, человек начинает более тщательно соблюдать законы, и на первый взгляд это безупречный метод. Справляясь с Шулхан Арухом, мы можем точно узнать, что нам разрешено, а что запрещено и какими должны быть рамки нашей жизни.
Но это не главное. За выяснениями частностей и определением того, что можно, а чего нельзя, кроется фундаментальный вопрос. Проигнорировать его или не отнестись к нему со всей серьезностью значило бы пренебречь самой сутью проблемы. Ведь можно выполнять требования Шулхан Аруха отпустить бороду и пейсы и носить цицит , но при этом так и не избавиться от существенного изъяна, который не позволяет стать человеком. Возможно, выверенное исполнение закона и сделает такого педанта «еврейским», но человеком он при этом не станет, оставаясь «еврейским бесом» .
Основная отличительная особенность человека состоит в том, что у него есть цель, к которой он стремится. Вся совокупность его действий, все выполняемые им заповеди служат реализации этого замысла. Осел так и останется таковым, даже если на него возлагать тфилин каждый день; он, скорее всего, так и не станет даже святым ослом. Человек тоже может всю жизнь накладывать тфилин, соблюдать заповеди, изучать Тору и совершать еще множество предписанных законом поступков, однако отличаться от животного он будет немногим. Принципиальная разница между ними состоит не в возможности осуществить те или иные действия, а в их телеологическом аспекте. Человеку необходимо иметь смысл, цель и направление. В этом и состоит его уникальность. Желающему стать человеком надо, приложив немало усилий, принять основополагающее решение о направлении своего пути и о том, какой цели он хочет достичь в результате этих усилий.
Месяц элул оптимально подходит для выполнения этой задачи: мы способны принять важные решения, которые позволят нам не только устранить огрехи в нашей повседневной деятельности, но и трансформировать все наше существование, превратив его в подлинно человеческую жизнь. В элуле надо не погружаться в мелкие детали, но вновь заняться определением общей цели в жизни.
Ценности жизни
Как мы писали, Алтер Ребе, автор Тании, Шулхан Арух ѓа‑Рав, и Бааль‑Шем‑Тов, основатель хасидизма, родились 18 элула. Праведники поднимаются на тот уровень, который не исчерпывается их поступками и достижениями. Жизнь многих людей можно подытожить следующим образом: написал несколько книг, сделал столько‑то важных вещей, достиг решения ряда существенных задач. Но есть те, что стоят гораздо выше; все их действия являются лишь следствием присутствия главного, и суть заключается не в том, что они сделали и чего не сделали, но во внутреннем содержании самой их жизни. Вся жизнь этих людей как таковая свята. Такие люди встречаются редко. Радуясь и отмечая день их рождения, мы празднуем их жизнь, поскольку главное в них — самый факт их существования.
С учетом этого вернемся к теме покаяния и месяца элул. Оно коренится в обращении внутрь себя, в пересмотре направления развития, в обретении смысла. Целью является реализация человеческого потенциала, а он находит свое выражение не в совокупности исполненных заповедей или совершенных грехов, не в количестве изученных листов Талмуда, а во внутреннем состоянии. Эта трансформация должна придать святость самой жизни, наполнить ее смыслом, обратив существование в молитву. Она позволяет выйти за пределы практической деятельности и ее непосредственных результатов. И тогда во главу угла ставятся не внешние атрибуты существования, не практика, но изменение содержания жизни человека и обращение ее к святости. Таков человек, это есть его жизнь. Такова цель покаяния.
Молитва — это уже полпути
Тшува — это результат решимости направить жизнь в определенное русло, пробудившегося желания наполнить святостью бытие во всей его полноте, а не в отдельных деталях. Она состоит уже в самом принятии решения, в стремлении. Даже на этом уровне можно говорить о реальных изменениях. Как известно, 18 элула — это праздник хасидов. Как можно звать «хасидом», благочестивым, обыкновенного человека? Ведь в Талмуде это понятие используется для обозначения высочайшего уровня самосовершенствования . Как же в таком случае рядовой человек может решить, что он хасид и так называться? Однако его изменяет само решение обрести благочестие, одна лишь мечта об этом, как бы далек он еще ни был от желанного уровня. Человек хочет быть благочестивым. Добьется ли он успеха? Это зависит от милосердия Небес, но уже его желание, то обстоятельство, что он встал на путь, ведущий к воплощению мечты, трансформируют реальность. Он и сейчас достоин зваться хасидом.
В мидраше сказано: «Молитва — это уже половина» . Здесь имеется в виду, что молитва, желание самим фактом своего существования, наполовину приближают нас к цели. Всякое хорошее намерение становится частью человеческого бытия, указывая на то, что часть пути уже позади. Принятое решение само по себе уже влечет за собой изменения в душе, наделяет нас способностью достичь цели. Граница возможного всецело определяется волей и упорством, тот уровень, которого человек хочет достичь, и станет пределом его возможностей. Если задача поставлена и цели намечены, путь к ним оказывается открытым, и жизнь, приобретая определенное направление, становится человеческой в полном смысле.
Проси Меня, и Я дам
В элуле человек должен встать на путь, «ведущий в Бейт‑Эль», в обитель Всевышнего, и пойти по нему. Обычно наше желание сводится к тому, чтобы быть честным обывателем и достойно жить в своем жилище. Поскольку о большем мы и не мечтаем, действуя исключительно ради достижения этого уровня, в итоге и обывателями мы оказываемся не вполне честными. Человек должен мечтать как минимум стать ангелом. Это не значит, что в итоге он им станет, но, возможно, он сможет в чем‑то уподобиться ему. Человек должен стремиться к высотам, мечтать о великом. Да, возможно, он не дойдет до конца пути, но главное — это то, что он стал на стезю, ведущую в поднебесье. Даже если он не пройдет ее до конца, Всевышний присоединит его намерения к деяниям . Однако если пределом его мечтаний будет жизнь внизу, на земле, человек так и останется в этом мире, будучи не в силах хоть сколько‑нибудь возвыситься над ним.
Надо по‑настоящему захотеть достичь небес; главное — это воля. В этом и состоит суть месяца элул: решить, чего я хочу достичь. Великие мечты ведут нас к огромным достижениям. В Теѓилим сказано: «Раскрой свой рот, и Я наполню его» , а также: «Ты Мой сын… Проси Меня, и Я дам народы тебе в наследие» . Всевышний велит каждому, не удовлетворяясь малым, просить обо всем. Когда обращаются к Тому, Кто может выполнить любую просьбу, стоит просить о самом высоком и великом, что только может прийти в голову. И чем шире мы распахнем рот, тем полнее он в итоге окажется.
Стих: «Почему сын Ишая не пришел ни вчера, ни сегодня к трапезе (букв. “к хлебу”)?» — аллегорически интерпретируется как вопрос, почему до сих пор не пришел Машиах, потомок Ишая. Ответ в том, что в два дня Новолетия, Рош ѓа‑Шана («вчера» и «сегодня»), человек ограничивается просьбами о хлебе насущном. Неудивительно, что именно этого он и удостаивается. Он мог бы просить о приходе Машиаха, сына Ишая, но не сделал этого, и поэтому тот не появился. Почему же человек не просит о приходе Избавления? Потому что он всего лишь обыватель, который даже в самых смелых своих мечтах не способен оторваться от твердой почвы окружающей его действительности.
В том что касается соблюдения заповедей, богобоязненности и добрых дел, нельзя удовольствоваться малым, говоря: «В чем состоит мой долг? Я исполню его» . В этих сферах довольствоваться малым — великий грех. Служение Творцу не знает предела, оно не может исполняться «на троечку».
Человек должен все время двигаться вперед, стремиться к большему в своем служении. Во всех частях Танаха, в Мишне и Талмуде, нам обещано, что перед тем, кто попробует идти ввысь, откроются врата. Для этого достаточно только принять решение, встать на путь, и врата распахнутся. Никого не заставят туда входить и двигаться дальше насильно, но человеку нельзя удовлетворяться синицей в руках — тем, что он уже достиг. Умение довольствоваться малым похвально лишь в сфере материального, но не духовного. Сказано: «Следует ежедневно говорить: “Когда мои деяния достигнут деяний Авраѓама, Ицхака и Яакова?”» . Действительно ли каждый может стать таким, как они? Какой смысл желать достичь их уровня? Ответ в том, что надо хотя бы желать этого.
Недостаточно прилежно заботиться о верном направлении пути и чистоте идеи. Надо достичь большего. Человеку следует так строить свой мир, чтобы тот существовал в веках. Его идея должна выдержать экзамен временем и даже по прошествии тысяч лет жить и вести к новому творчеству. В Теѓилим упоминаются «дом Израиля» и «дом Аарона» , но там не говорится о «доме богобоязненных». По словам одного из глав хасидизма, причина того, что у последних словно бы и нет дома, в следующем: их обитель — «дом Яакова». А это не обычный дом, в неизменном виде стоящий на одном месте; он постоянно растет и увеличивается, перестраивается и обновляется.
Человеку нельзя стоять на месте. Тот, кто не поднимается вверх, спускается вниз. Поэтому дело не в том, пал я или нет, совершил заповедь или грех. Вопрос в том, поднялся ли я сегодня вверх. Стал ли сегодняшний день лучше вчерашнего? Если ответ на этот вопрос отрицательный, значит, мой путь ведет вниз. Для того чтобы остановить спуск, мне надо быть смелее, совершить что‑либо великое. Это не означает, что жизнь должна лишиться стабильности. Стабильным должен быть сам путь, по которому продвигается вперед живой, непрестанно обновляющийся человек, который обязан постоянно задаваться вопросом: «Когда мои деяния достигнут деяний Авраѓама, Ицхака и Яакова?» Он должен хотя бы коснуться их уровня, встав в рамках своего мира на их путь. Ему надо, не соглашаясь на меньшее, не идя на компромиссы, мечтать о великом.
Семь раз упадет праведный, но встанет
Тому, кто следует путем, ведущем в Бейт‑Эль, в обитель Всевышнего, приходится иметь дело и с падениями. Сказано: «Семь раз упадет праведный, но встанет» . Решение человека встать на путь праведности и достичь небес включает в себя понимание того, что в дороге с ним может случиться всякое. Никто не застрахован от поражений. Упасть может каждый, но праведник не останется лежать под бременем трудностей. Он встанет и продолжит свой путь. Не уподобляясь копошащимся в пыли червям и прочим жалким созданиям, он будет человеком. Ведь, в конце концов, он не сбился с дороги и следует в том же направлении.
Задача месяца элул и состоит в том, чтобы принять решение встать на путь наших праотцев. В эту пору мне предстоит решить, куда именно я собираюсь попасть, и отправиться в дорогу. Возможно, в конечном итоге я не достигну цели, но, по крайней мере, я начал идти. Если Всевышний даст мне силы и время, я достигну своей цели. Может быть, бегом, а может быть, шагом, или даже ползком.
Такое изменение возможно в любом возрасте, оно под силу и юноше, и старцу. Даже в семьдесят лет не поздно кардинально изменить направление жизненного пути. Человек может сказать: «Владыка мира! Если Ты дашь мне прожить еще сто двадцать лет, я успею что‑нибудь совершить. Если Ты не предоставишь мне этот срок, я, по крайней мере, могу сказать, что со своей стороны был готов к достижению цели». В каком бы возрасте ни был человек, каким бы ни было его общественное положение, он не должен успокаиваться на достигнутом ни наяву, ни в грезах.
Тшува — заключение завета
Отметим еще один важный момент, который должен принять во внимание каждый, кто решит покаяться и обрести человеческий облик. Что‑то из обретенного в результате этого процесса должно остаться навсегда, стать неуничтожимым. Покаянию надлежит оставить след в душе человека, подобно тому, как завет обрезания оставляет знак на плоти. Человек лишается части своего тела, и это будет всегда служить напоминанием о случившемся. Хорошие адвокаты помогут расторгнуть любой контракт, но существование завета невозможно отрицать: его знак налицо. Однажды заключенный завет не отменишь.
Если человек подобным образом совершил тшуву, то всякий раз, когда он вспомнит о принятом им решении, его охватит трепет, который не даст ему покоя. Принятое решение будет толкать его все дальше и дальше. Заключенный однажды завет всегда будет иметь значение и никогда не сотрется из памяти. Главное — это сам рывок вперед, принятие решения. Человек может многому научиться и много молиться, но пока его жизнь не определяется его автономным решением и не связана с заключением завета, все его познания и молитвы будут подобны груде опавших листьев, которые исчезнут без следа при первом же дуновении ветра.
Об определенном уровне тшувы сказано, что при его достижении преднамеренные грехи превращаются в заслуги . Как это может быть? Когда грешник решает вернуться к Творцу, прошлые злодеяния не дают ему покоя. Они становятся тем горючим, благодаря которому он движется вперед, поднимаясь все выше и выше; они запечатлены в его памяти и постоянно бередят его душу. Ему кажется, что такой грешник и злодей, как он, должен сделать гораздо больше других, чтобы приблизиться к Нему. Когда память о прошлом и ощущение собственной греховности наделяют человека дополнительной энергией, он достигает подлинной тшувы, при которой осознанные грехи превращаются в заслуги. Тот, кто, хотя и стал религиозным, совершает лишь необходимый минимум, исполняя заповеди и законы, однако не ощущает в себе внутренней силы, толкающей его вперед, так и не сможет оторваться от земли. Такой человек не совершил тшувы. Он вошел в роль религиозного человека, но эта роль не станет его жизнью.
Надо прийти к тшуве, следуя путем Авраѓама, Ицхака и Яакова, исполняя заповеди так, чтобы их нельзя было стереть из памяти, из сердца, из сознания. Тогда начало пути никогда не даст покоя душе, но будет постоянно толкать ее к новым свершениям.
Черный ход на Небеса
Вступление в мир раскаяния требует готовности к тяжкому труду. Иногда приходится биться головой о стену, пока перед нами не откроются небесные врата. В книге Малахим рассказано о царе Менаше, который совершил почти все мыслимые грехи. Он был законченным злодеем. Однако, как сообщается в Диврей ѓа‑ямим , пришел час и «в своей беде он стал умолять Г‑спода, Б‑га своего, и глубоко покорился Б‑гу своих отцов. И молился Ему, и Тот внял ему и возвратил его в Иерусалим на царство. И постиг Менаше, что Г‑сподь есть Б‑г». Комментируя этот стих, мудрецы прибегают к игре слов: йаатер, «внял» — ихатер, «прокопал»: «Эта история учит тому, что Всевышний словно сделал ему тайный ход в Небесах, дабы принять его раскаяние, невзирая на меру Суда» . Некоторые люди недостойны того, чтобы взойти на небеса через парадный вход, но и они не сталкиваются с категорическим отказом. Всевышний готов проделать для них особую дорогу, по которой и они приблизятся к Нему. Некоторым приходится идти через тайный ход, проделанный под Престолом славы Творца. Для них единственный способ достичь небес — это, словно вгрызаясь в гранит, изо всех сил пробивать себе путь к Нему. Он даст возможность каждому Его достичь. Нам надо только, воспользовавшись приоткрывающимся ходом, прорваться к самому подножию Престола славы.
Достичь Избавления
В элуле мы должны начать движение вперед. Поэтому в первую очередь необходимо определить направление и цель. Нашей задачей является принести миру Избавление и подготовить его к пришествию Машиаха. В высказывании «Все дни жизни твоей» слово «все» включает и дни Машиаха. Этим мы и должны заниматься все дни своей жизни. Это включает и дни, и ночи, и заповеди, и их нарушения. Все, что мы делаем, должно способствовать наступлению мессианской эпохи, мы не можем удовлетвориться меньшим.
Элул и процесс тшувы должны подготовить нас к достижению этой цели и не позволить пойти на компромисс. Перед нами стоит великая задача: привести к наступлению мессианской эпохи — и наши мысли должны быть устремлены к всеобщему Избавлению. Нам надо готовиться к этому и телом, и душой, чтобы, благодаря нашим усилиям, пришел Машиах. Мы должны не желать ничего, кроме этого, и не довольствоваться меньшим!
Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах