Девятое ава, Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: Зачем мы отмечаем пост Девятое ава

Йосеф Менделевич 13 августа 2024
Поделиться

Пост Девятое ава принято отодвигать из‑за субботы. В трактате Мегила, л. 5 (2) приводятся слова рабби Абы бар Зивды: «Как‑то случилось, что Девятое ава выпало на субботу, и рабби Йеуда А‑Наси не хотел переносить его на следующий день, но мудрецы с ним не согласились».

Рабби Цадок из Люблина объяснил отрывок из книги пророка Нахума, «несчастье не случится дважды». По его мнению, это значит, что исторические события и праздники выпадали не на случайные дни, а на те, когда был особенный Высший свет чуда. И след этого чуда остается. С того момента, когда событие произошло, в определенный день проливается в наш мир свет этого чуда; однако печальные события не оставляют следа.

Возникает вопрос: зачем мы отмечаем пост Девятое ава? Дело в том, что разрушение Храма дало нам повод для раскаяния. Таким образом, несчастье принесло положительный результат. Необходимо заметить, что разрушение Бейт а‑микдаша произошло, безусловно, по воле Ашема, но не по закону Дин, а по закону рахамим. Ведь если бы Бейт а‑микдаш не был бы разрушен, то наш грех, явившийся причиной его разрушения, остался бы неокончательно нами понятым и не было бы постоянных усилий его исправления, а, наоборот, мы укрепились бы в своем зле, и тогда уже не было бы пути к спасению.

О том, что разрушение Первого и Второго храмов было по мере рахамим, свидетельствует и тот факт, что в плаче Ирмеяу (Эйха) приводится только четырехбуквенное Имя Ашема, смысл которого — рахамим.

Зоар учит, что Исход был в месяц нисан, который называется также месяц авив; буквы в этом названии расположены в алфавитном порядке, что свидетельствует о мере рахамим — милосердного суда, который в недрах своих таит прощение и путь к исправлению. Например, в месяце тишрей буквы расположены не в алфавитном порядке (тав — йуд — шин…), и это означает меру строгого суда — Дин.

Это можно сравнить с действиями отца, который дает своему сыну горькое лекарство, несмотря на то что ребенок плачет. Отец не обращает внимания на плач, так как знает, что лекарство поможет, а плач не играет никакой роли. То, что, с нашей точки зрения, в разрушении Храма никак нельзя усмотреть проявление любви Ашема, вызвано тем, что эти события исходят из таких высших миров, что мы не способны это видеть и понять. Именно поэтому речь идет об абсолютной любви и милости.

Рассказывает Гемара (Йома, 54:2), когда завоеватели зашли в Бейт а‑микдаш, они увидели двух херувимов, слившихся в объятии. Известно, что, когда происходили события, направленные против Ашема, херувимы над арон кодешем отворачивались друг от друга (трактат Бава батра, 99 (1)). Значит, в момент разрушения, о котором говорит трактат Йома, Ашем благоволил к народу, несмотря на видимый гнев.

Таким образом, Тиша бе‑ав (Девятое ава) было временем благоволения к народу Израиля (!). Однако после субботы не остается следа от благоволения Ашема, хотя и в субботу проливается Высший свет, который не может остаться в этом мире.

Поэтому мы на исходе субботы вдыхаем благовония, чтобы компенсировать потерю этого благоволения — второй души. В отличие от этого, в праздники (йом тов) эта вторая душа нас не оставляет, так как она создана нашими добрыми делами, и благодаря этому Высший свет получает свое постоянное вместилище в этом сосуде добрых дел. Аналогично этому для сохранения благоволения, скрытого от нас Девятого ава, мы должны создать вместилище (кли) — этой цели как раз и служит наш пост. Вот почему мудрецы не приняли предложение рабби Йеуды А‑Наси отменить отодвинутый с субботы пост. Более того, распространено мнение, что главная часть разрушения Храма произошла десятого ава, но мудрецы установили пост на Девятое ава для того, чтобы время разрушения двух Храмов можно было отметить в тот же день, так что речь не идет о полном отложении поста.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Общее и частное при даровании Торы

При освящении Мишкана было укреплено то общее, что объединяло сынов Израиля, а во втором их подсчете были усилены индивидуальные качества каждого — мицвот асе. Теперь сыны Израиля могли отправляться в поход, где им предстояло сразиться со злыми силами. Благодаря победе над ними они усилят эти качества настолько, что смогут соответственно семи сфирот сразиться с семью силами, населяющими страну Кнаан.

Раскрытие сокровенного: Процесс дарования Торы

В выполнении повелевающих законов главную роль играет душа — нешама, а во время нарушения их и даже до совершения проступка душа оставляет человека, и в нем остается только животная часть — нефеш. То есть когда нарушается запрещающая заповедь, нешама не страдает... Если человек выполняет мицву спустя рукава или бездумно, то желаемого эффекта не происходит. А чем выше душа цадика, тем больше света она возвращает в Высший мир.