Раскрытие сокровенного: Принесение жертв «из числа крупного рогатого скота»
Возникает вопрос: если «из числа», то, значит, не всех. Какие же исключены? На это отвечает Раши: те животные, которые не участвовали в грехе скотоложства. Продолжает Тора: «…и из мелкого рогатого скота». Раши объясняет, что исключаются животные, которые были назначены для идолопоклонства, исключая бодливых животных, которые забодали человека. Таким образом ясно, что есть животные, которые причастны к человеческому греху.
Рабби Хаим Виталь, приводя слова Аризаля, пишет, что, когда человек совершает какой‑то животный грех, после смерти его душа переселяется в тело животного. Когда такое животное приносится в Бейт а‑микдаш, душа этого грешника освобождается и поднимается в огне Ашема. Какое же отношение имеет к этому грешник, принесший жертву? Дело в том, что и приносящий жертву грешник совершил какое‑то действие, подобное действию того, чья душа переселилась в это животное. Безусловно, заслуга искупления вины принесшего жертву состоит и в том, что он освободил душу грешника, превратившегося в это животное.
Надо отметить, что в животном есть две части души — добрая и злая. Душа грешника прилепляется к хорошей части души животного. Если бы она прилепилась к дурной части, то уж точно этой душе не было бы возможности исправиться. Хотя мы и используем понятие «животное» для обозначения чего‑то низменного, это не совсем так. В Теилим, 36:7 сказано: «Человека и скотину спасаешь Ты, Господи». В трактате Хулин, л. 5 говорится: «Известно, что животное принадлежит к клипа нога, которое способно иметь и положительные, и отрицательные качества». Если хозяин хороший, то животное покорно своему хозяину — ведь с момента творения Адама он был назначен властвовать над животными, и животные знали и принимали это. Только если человек ведет себя как животное, животные не чувствуют в нем человека. Будучи брошен в логово львов, Авраам не боялся их, и львы опознали в нем потомка Адама, поэтому и не тронули его.
И наоборот, человек, совершив гнусное преступление, уподобляется животному и еще хуже его.
Если человек совершил поступок на уровне животного, то все протекает так, как было сказано выше. Но бывают случаи, когда человек совершает проступок, который недостоин даже животного. В этом случае его душа прилепляется к левой стороне души животного — к его плохой части, и тогда животное совершает неординарные действия. Отсюда и появляются бодливые животные, убивающие человека. Иногда удивляются: почему надо забивать камнями такого бодливого быка — ведь у него нет свободы выбора.
А на самом деле забивают душу злодея, вселившуюся в тело этого быка.
Поэтому и не приносят в жертву животных, которые, как доказывает Раши, исключены из списка из‑за грехов — например, скотоложства.
Бык, который был использован для идолопоклонства, имел душу еврея, поклонявшегося идолам. Ведь про быка сказано у Йешаяу (1:3), что бык знает своего хозяина. Человек, который поклоняется идолам, не признает своего хозяина. Животные, которым поклоняются в некоторых религиях, — это души людей, которые из‑за гордыни как бы поклоняются самим себе.
Народ Израиля сравнивается со стадом мелкого рогатого скота. Так говорит о нас пророк Йехезкель: «Вы овечки мои» (34:31).
Овечки характеризуются тем, что они беспрекословно идут за своим вожаком. Народ Израиля идет беспрекословно за Господом. Поэтому мы не принимаем в жертву овцу (или барана), который был предназначен для идолопоклонства, так как в нем явно есть изменение его естественной природы.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах

Раскрытие сокровенного: Как человек стал смертным. Грех Адама Ришона

Раскрытие сокровенного: Скачкообразное развитие истории
