Раскрытие сокровенного: «Приди к фараону»
Сказал Ашем Моше: «Приди к фараону» (Шмот, 10)
Раши обращает внимание на то, что вместе с указанием «иди» не сказано, с какой целью. Казалось, приход важен сам по себе, без какой‑либо определенной цели. И далее сказано: «Так как я утяжелил сердце фараона». Это продолжение выглядит как аргументация тому, зачем надо идти сейчас к фараону. Хотя непонятно: если Ашем утяжелил сердце фараона, почему следует идти к нему. Казалось бы, наоборот, как раз поэтому и не надо идти к этому упрямому и жестокому человеку! И так ясно, что он не пойдет ни на какие уступки.
Впрочем, Раши объясняет цель прихода как предупреждение о последствиях упорства фараона: «Доколе ты отказываешься подчиниться мне…» (10:3).
Однако и это не может объяснить причину миссии Моше. Фараон был предупрежден уже много раз и после каждой казни был готов уступить, но в последний момент отказывался от своих обещаний. Гнусный тип, зачем его еще раз предупреждать?
Разберемся в личности фараона. Видно, что это непростой человек. Он даже обладает даром предвидения, говоря Моше, что его ожидают в пустыне тяжелые события, зло — а‑ра.
Мудрецы говорят, что одной из причин, по которой сыны Израиля, и особенно Йосеф, оказались в Египте, являлась необходимость собрать искры Божественного света, которые после Творения оказались в Египте. Это так называемые рапах = 288 искр . В Берешит рассказывается о его деятельности в Египте: он свозил во дворец фараона серебро, которое выручил у египтян, продавая им излишки зерна.
Серебро (белый цвет) отождествляется с Хеседом, с любовью, и символизирует нечто положительное. В данном случае это искры Божественного света, которые собирал Йосеф; этот свет влиял также и на фараона, во дворце которого серебро хранилось.
Нахождение этих искр Божественного света в Египте свидетельствует о том, что их у фараона было очень много. Как написано в Шир а‑ширим: «Сердце царя в руках Ашема»; оказание почести царю — кавод.
Поэтому можно предположить, что Моше посещал фараона не только с целью переговоров, но и хотел забрать у него эти Божественные искры. В трактате Брахот, 58–1 говорится: «Посмотрел на человека и превратил его в груду костей». Жизненная сила человека, которая делает его тело живым и человеческим, — это его Божественная душа. Взглядом, как магнитом, можно притянуть к себе эти Божественные искры, если одна душа сильнее другой. Между Моше и фараоном происходила настоящая дуэль взглядов, поэтому после этих визитов во дворец фараона у того ничего уже не оставалось за душой. По словам Рамбана, про первые семь казней сказано, что в это время «у него ожесточилось сердце». К состоянию сердца относятся семь сфирот нижнего мира, которые начинаются с Гвуры и Хеседа; это соответствует семи первым казням.
Про оставшиеся три казни сказано, что Ашем утяжелил сердце фараона. Но понятие кавод («слава», «честь») относится уже к уровню разума. Вот почему Ашем говорит Моше, что ему надо приходить во дворец до тех пор, пока к фараону не придет разум.
Когда у фараона появились новые силы (разум), у Моше опять возникает необходимость вновь посещать его, так как разум теперь позволит фараону не сдаться до конца. Дело в том, что обычный человек, больше принадлежащий к материальному миру, легко поддается воздействию и изменению. Фараон сломлен, он уже готов уступить. Разум же не подвержен изменениям под влиянием внешних причин. Он как бы знает, что правильно, и не изменяет этому знанию. Поэтому он способен легче перенести уготованные ему испытания, не сдаваясь, пока не дойдет до самой высшей точки, которую уже нельзя более вынести.
Причем нельзя сказать, что дополнительная сила разума, которая дана фараону, лишает его возможности выбора и ограничивает его волю. Разум — это разум. Им можно воспользоваться не только во вред, но на пользу себе. То, что фараон выбрал неправильный путь, продолжая сопротивляться воле Ашема, — это и есть его свободный выбор.
И действительно, три последние казни полностью забрали у него три качества разума. Казнь саранчой лишила его качества Бина. Казнь тьмой лишила его качества Даат, при помощи которого человек способен отличать одно от другого. И последний удар — по первенцам — соответствует потере Хохмы. Хохма обозначает решит («начало»), так же как и первенцы являются началом. Таким образом, после трех казней фараон потерял три составляющие разума и сдался.
Десять казней
Первая казнь — дам («кровь»). Кровь — это душа. Пролитие крови, смерть происходит из‑за прекращения связи души с телом. Это можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, наказание равно преступлению (мида к негед мида). Египтяне проливали нашу кровь — вспомним, что, согласно мидрашу, фараон купался в крови еврейских младенцев. С другой — бездуховность, преклонение перед идолами свидетельствуют о разрыве между духовным и материальным. Материальное не может жить без души. Смерть египетских идолов символизирует освобождение души, которой Египет владел в туме, и поэтому душа сразу вернулась к сынам Израиля.
Вторая казнь — цефар деа («лягушка», «земноводное»). Цефар — это как шофар («глашатай», «предвестник»). Деа — как знание (Даат). Это наказание символизирует разрыв между Даат и сердцем. Как мы знаем, во время дарования Торы на слова декларации «будем выполнять и будем слушать» спустились малахим с двумя коронами. Маараль объясняет значение этого действия как единство Даат и Бины (Хохмы). Связь между разумом (Хохма, Бина) и сердцем. В тот момент, когда эта связь (с отрицательным знаком) была у фараона прервана, она вернулась к Израилю. Так что декларация на Синае была подготовлена уже в Египте. Интересно, что Шамаш проводит параллель между символами дам и цефар деа, приписывая первое египтянам, а второе — самому фараону. (Дам представляет собой рекомбинацию слова «Адам» — «человек».) В любом случае подход Шем ми‑Шмуэль можно сформулировать так: каждая казнь является символом крушения одной из основ власти Египта над Израилем и над человечеством в целом.
Борьбу Египта против власти Ашема можно представить в десяти уровнях разрушения Творения. Мир был сотворен десятью речениями. Египет извратил эти основы. Разрушение Египта — это освобождение мира, Геула, возвращение к нормальности.
Третья казнь — вши. Четвертая казнь — аров («смесь»), что означает нашествие диких зверей на Египет. Ведь главным следствием преступления Адама Ришона было смешение понятий добра и зла. Важным элементом Творения является разделение, дифференциация — тьмы от света, добра от зла, человека от животного. Человек, ведущий себя как скот, ближе к скотине, чем к человеку. В этой казни Ашем обещает установить границу между египтянами и сынами Израиля, потому что это была общая болезнь человечества со времени Адама Ришона, и кара эта должна была коснуться и египтян, и сынов Израиля. Поэтому необходимо было разделение. По мнению рабби Йеуды Алеви, причина, по которой сыны Израиля грешат, заключается в том, что мы живем среди других народов и, являясь сердцем человечества, наиболее восприимчивы его порокам. С другой стороны, они несут наказание за грехи Израиля, как это говорится в отношении козла отпущения в Йом Кипур: «Несущий грехи невинного».
Именно поэтому Моше просил удалиться от Египта на три дня. Каждый из дней символизирует определенное негативное качество, при наличии которого невозможно служить Ашему. Это зависть, вожделение и стремление к славе; качества, появившиеся после нарушения воли Ашема Адамом Ришоном. Зависть приводит к кровопролитию (Авель и Каин); вожделение мешает выполнению мицвот; погоня за славой (гордыня) является предпосылкой служения неправильным идеям (идолам).
Пятая казнь — девер. Шестая — шехин, воспаление кожи, своего рода цараат. Кстати, шехин упоминается в описании цараат в разделе Тазриа. Как известно, причиной заболевания цараат является лашон а‑ра — ложь, фальшь, злоязычие, сплетни. Седьмая казнь — град, смесь огня и воды.
Восьмая казнь — саранча, первая казнь, которая оказала влияние на фараона, после чего он начал искать компромисс, согласившись отпустить только мужчин; после казни тьмой согласился отпустить и детей.
Если провести соответствие между десятью речениями Творения, то первое — это первенцы (берешит); второе — свет, соответствует казни тьмой. Саранча, как третья с конца и с начала, соответствует разделению воды на низшую и высшую и в целом разделению чистого и нечистого. Хотя все люди похожи по строению тела, между душами народа Израиля и других народов нет ничего общего. Таким образом, если казнь градом была только предупреждением фараону, здесь же потребовалось сделать душу фараона непроницаемой для логики. Поэтому казнью градом он пренебрег, и затем началось разделение между водой чистой и нечистой, то есть разделение между Израилем и другими народами, означающее начало освобождения.
К вопросу о большом имуществе, которое Моше сказал сынам Израиля взять из Египта
Это условие было заложено еще в предсказании во время Союза между частями рассеченных животных (Брит бейн а‑бетарим).
И сказал Ашем Аврааму: «Знай же, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и мучить их будут 400 лет. Но и народ, который их поработит, судить Я буду, и после этого выйдут с большим имуществом». Отсюда следует, что большое имущество им причитается только после 400 лет рабства, а были они в рабстве только 210 . Примечательно, что здесь заложено исправление от двух видов греховности — разврата и идолопоклонства. Это, в свою очередь, связано с двумя основополагающими событиями в жизни человечества — периодом Потопа и периодом строительства Вавилонской башни.
Завершающим изъяном человечества, который привел к Потопу, был грех разврата во всех его формах — погоней за плотскими наслаждениями. Поэтому можно сказать, что мучения тела — рабство и страдания — являются исправлением, искуплением порока погони за наслаждениями. И в этом смысле исправление состоялось. В мидраше Шир а‑ширим слова «Запертый сад ты, сестра моя» и повторение «запертый сад» трактуются как указание на то, что и мужчины, и женщины не предавались разврату. Однако в отношении служения иным богам этого сказать нельзя. Как говорит мидраш, не было места в Египте, свободного от осквернения их идолопоклонством. Более того, причиной скоропалительного ухода из Египта стало именно погрязание в этом грехе. Еще немного, и возврат был бы невозможен. Нахождение в чужой стране в состоянии чужаков можно считать искуплением — исправлением греха идолопоклонства времен Вавилонской башни. Вообще, при строительстве Вавилонской башни люди хотели бросить вызов Ашему, доказать, что на этот раз человечество способно не допустить повторения Потопа. В наказание уже тогда они были расселены и разделены на 70 народов. Таким образом, пребывание в качестве чужаков является продолжением наказания рассеяния из первоначального места пребывания человечества, а проживание в чужой стране — необходимостью жить в условиях нечистоты других народов. Преодолев это, сыны Израиля исправили бы грех идолопоклонства. Необходимо также обратить внимание на то, что получение большого имущества, упомянутое в тексте Брит бейн а‑Бетарим, связано с проживанием в чужой стране в течение 400 лет, то есть с искуплением греха авода зара.
Но поскольку грех не был искуплен, то и богатство Египта оказалось в тягость, обратилось в золотого тельца и только потом — в Мишкан. То есть первые 200 лет были направлены на исправление первого греха человечества — гилуй арайот. Из оставшихся 200 отбыли только десять. Но, как это принято, например, при авелут, часть последнего, седьмого, дня шивы считается как целый день. То есть каждые 100 лет предзначены для искупления одного греха. Так как до 400 лет не досидели последние 100 лет, то совокупный грех, лашон а‑ра, остался неискоренен.
Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах

Раскрытие сокровенного: Процесс дарования Торы

Раскрытие сокровенного: Зачем нужны три знака, которые Ашем дает Моше у тернового куста
