Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: Десять сословий народа Израиля

Йосеф Менделевич 18 сентября 2025
Поделиться

В разделе Ницавим («Вы стоите») перечисляются все десять сословий народа Израиля, вплоть до самых низких — водочерпиев и дровосеков Это гиваним, которые притворились чужестранцами из далекой страны, чтобы их гитр был принят. .

Десять сословий соответствуют десяти уровням святости Страны Израиля. Страну Израиля нельзя завоевать одному человеку, это по силам всему народу в целом. Так как у каждого человека есть свои недостатки, то они помешают освобождению народа Израиля из галута. В разделе Ницавим сказано, что Ашем выводит из галута каждого в отдельности для того, чтобы отобрать только тех, из кого получится единое целое. (Поэтому Ашем выстраивает их, как истуканов, букв.: как монолит.)

Рут удостоилась стать прабабкой царя Давида, потому что, когда Наоми перечислила ей все четыре вида смертной казни за преступления, согласилась вступить в народ Израиля. Произнесенные «проклятия» в предыдущей главе аналогичны наказаниям за нарушения, и в тот момент, когда народ согласился принять все это, с нами был заключен новый союз — готовности самопожертвования. И в Рош а‑Шана Ашем проводит нас по одному, так же как выводит из галута. Это соответствует первой серии трубления в шофар (чтобы сбить с толку Сатана) для каждого в отдельности — до молитвы мусаф. Вторая серия — для всех вместе. Цель трубления — открыть сердца. Для того чтобы влияние из Высшего мира достигло нашего сердца, требуется простодушие, готовность.

Когда другие народы получают Хесед от Ашема, это вызывает у них гордыню, как у Эсава, и поэтому они не способны получить Божье влияние. Когда же народ Израиля получает Хесед от Ашема, он, в силу присутствия в нем частицы Божественного, чувствует себя недостойным. Поэтому для нас Божественное влияние — это звено, которое позволяет нам подключиться к общей цепочке.

В мидраше говорится: после того как Ашем показал Яакову во сне малахим, которые поднимались и спускались с лестницы, а последний малах не спустился, Яаков испугался, так как понял, что это малах Эдома. И тогда Ашем обещал ему, что он будет еще выше, чем малах Эдома.

Но Яаков усомнился в своих силах, поэтому потребовалось рабство в Египте, чтобы стать покорными и принять Тору безоговорочно («выполним и будем слушаться»). Более того, эта неуверенность Яакова проистекает из поведения Авраама, когда он не поверил обещанию Ашема, что Страна Израиля будет в нашем вечном владении. Авраам просил Ашема объяснить, как так может быть, ведь Страна Израиля является наградой за святость народа, а будут целые поколения, которые, возможно, станут нарушать все законы. Поэтому во время молитвы Рош а‑Шана человек должен быть уверен, что ему все прощено, и тогда в силу этого он получит Хесед от Ашема. Поэтому Рош а‑Шана и является праздником — в нем радость обновления и прощения.

 

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Враждебность некоторых народов к Израилю

Причина, по которой Моав и Мидьян пытаются предотвратить приход Израиля в свою страну, заключается в том, что Израиль своими заповедями, касающимися земледельческих работ, возвышает и освящает Страну Израиля

Раскрытие сокровенного: «И записал Моше все их походы и уходы»

Моше — добро по определению, поэтому зло для него неприемлемо, и он постоянно с ним борется: убивает египтянина, успокаивает евреев. Сильная сторона Аарона — любовь к Ашему и стремление воодушевить сынов Израиля любовью к Нему

Раскрытие сокровенного: Почему не приводится важность каждой мицвы

Заповеди взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом так же, как все органы тела. Например, в одном движении руки задействованы и сердце, и легкие, и нейроны мозга, и мышцы и т. д... Так же как тело человека представляет собой единое целое, так и весь народ Израиля, достигнув определенного уровня единства, действует как слаженный механизм, когда заповеди одного являются достоянием другого