Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: Что за Имя Ашема хотел узнать Моше и зачем ему это знание?

Йосеф Менделевич 17 января 2025
Поделиться

Почему же Моше было недостаточно имени Ашема, которое было известно Отцам и силой которого они действовали в этом мире?

Что означает имя Шадай? Ибн‑Эзра, от имени мудреца Гая Гаона, говорит, что благодаря этому имени был положен конец расширению мира (закон энтропии). С момента, когда сотворенное получило энергию, оно продолжало расширяться, огрубляться и удаляться от Творца, поэтому необходимо было положить конец данному процессу. Шмуэль а‑Нагид приписывает ему активность и способность руководить. (Менять расстановку светил, как в случае с неплодовитостью Авраама, родившегося под знаком неплодовитости.) От слова менацеах — это и победитель, и руководитель, дирижер. Речь идет о способности регулировать такие процессы, как смена дня и ночи, смена погоды, дожди и т. д.

Так, в Шират а‑ям («Песнь моря») говорится: «Склонил правую десницу Твою», то есть сообщил нам дополнительную силу при переходе Красного моря. Как известно, правая длань Ашема и ее движение означает добавление энергии и силы, а левая (цимцум) — сокращение. Все это разные стороны проявления Кэль Шадая.

Из нашего небольшого анализа понятно, почему имя Шадай для Исхода «не работало», главная его функция — это изменение существующего порядка, ограничение и перестановка. А Исход и дарование Торы требуют действий, подобных Творению.

Сказано в книге Иов, 28:12–13: «В этом мире нет Хохмы, она происходит от Непознаваемого, и люди не знают смысла Бин» «Но мудрость откуда возьмется? И где разуму место? Не познал человек ценности ее»; для слова «разум» используется термин Бина. .

Для сотворения нового необходимо очистить место от старого, от заблуждений и ложных убеждений, а это может быть достигнуто исключительно принятием воли Ашема и подчинением Ему. Зоар в разделе Итро говорит, что Ашем не хотел давать Тору до того, как все внешние силы не покорятся Ему.

Фараон, услышав обращение Моше, выказал крайнее противодействие воле Ашема: «Не знаю, кто такой Ашем (Авайе), и не отпущу народ». Таким образом, фараон вывел себя из сферы влияния Шадая и противопоставил себя имени Авайя. Поэтому в дальнейшем все знамения носят необычный беспрецедентный характер; они должны полностью покорить всех врагов Ашема, спровоцировать их на попытку противодействия, с тем чтобы окончательно подавить.

И тогда молвил Ашем: «Я Авайя. Ныне увидишь, что дланью мощною выведу Я…» Ашем упоминает, что с Авраамом он действовал по силе Кэль Шадай в рамках природных явлений. То есть отныне знамения будут происходит не по законам природы, а настанет какое‑то новое время, выходящее за рамки обычного.

«Раньше я слышал стенания сынов Израиля, но действовал в рамках сотворенной природы. Теперь же будет по‑иному. «Иди скажи им: Я, Авайя, выведу их, и спасу их, и освобожу, и возьму Себе, и приведу в Страну Израиля». Так что неудивительно, что после демонстрации такого открытого противоборства и у фараона проявилось неестественное упорство.

Вообще, есть два ряда чудес: в рамках природных явлений действует сила Шадай, а надприродные явления могут быть совершены только прямым участием Авайя.

Это можно наблюдать и по разнице действия Торы и молитвы. Молитва связана с природными явлениями. Так, например, сказано, что до появления человека дождь не выпадал, потому что он необходим только после того, как выявится сознание в необходимости и пользе дождя для обработки земли и выполнения задач, поставленных перед человеком. Когда человек молится, он, по сути, обращается к силе Шадая, независимо от того, молит ли он о явлениях, происходящих с ним или вне его. То есть если человек стремится побороть какие‑то слабости или выявить в себе какие‑то положительные стороны, он просит об устранении помех — это функция Шадая. Сразу же высвобождаются позитивные силы, которые прежде натыкались на препятствие. Обычное нарушение порядка вещей является нежелательным для Ашема, ибо законы природы созданы Им в максимальном совершенстве и изменение их для совершения явлений из ряда вон выходящих является как бы признанием несовершенства законов Ашема.

Тем не менее все, что происходило при Исходе, явилось частью плана Творения, и поэтому знамения чудесного порядка не свидетельствуют о недостаточности Творения. На вопрос Моше, достойны ли сыны Израиля выйти из Египта (Шмот, 3:11–12), Ашем признает, что они не заслужили, однако, по словам Раши, сказал: «Есть у Меня задача: через три месяца они должны служить Мне здесь на горе Синай».

Дарование Торы является завершением Творения. Как говорит мидраш, если бы в мире не оказалось народа, который был бы готов принять и реализовать Тору, то мир бы исчез.

Рабби Йеуда Алеви, отвечая на вопрос о возникновении еврейской веры (возможно, оно проходило поэтапно; сначала вера была передана одному пророку, затем группе последователей и т. д.), говорит: «Наша вера возникла за один раз, мгновенно, так же как был сотворен Мир, по принципу: Он указал, и стало». Тора — это атрибут надматериальный, исходящий непосредственно от Великой силы. Поэтому и Исход из Египта, который имел основной целью дарование Торы, осуществлялся непосредственно самим Ашемом.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Процесс дарования Торы

В выполнении повелевающих законов главную роль играет душа — нешама, а во время нарушения их и даже до совершения проступка душа оставляет человека, и в нем остается только животная часть — нефеш. То есть когда нарушается запрещающая заповедь, нешама не страдает... Если человек выполняет мицву спустя рукава или бездумно, то желаемого эффекта не происходит. А чем выше душа цадика, тем больше света она возвращает в Высший мир.

Раскрытие сокровенного: Зачем нужны три знака, которые Ашем дает Моше у тернового куста

Впервые в Торе сыны Израиля упоминаются не как индивидуумы, а как одно целое. Так «говорит Ашем Моше: “Я видел мучения народа Моего и спустился спасти его из рук Египта и вывести его из этой страны в страну, текущую молоком и медом”» (Шмот, 3:7). Ибо только Страна Израиля действительно объединяет народ. Более того, это страна святости, а святость есть жизнь. К тому же Эрец‑Исраэль связана с высшим миром, поэтому там присутствует особая жизненная сила