Письма о семейной жизни
Я неоднократно объяснял, почему следует носить парик, а не платок или шляпку. Мы все видим, что платок или шляпка оставляют часть волос открытыми, хотя бы ненадолго. Из-за этого происходит нарушение серьезного запрета, как это подробно разъяснено в «Шульхан арух», в разделе «Орах Хаим» (75).
Насколько важно, чтобы волосы все время были скрыты, можно судить по награде, обещанной тем, кто исполнит заповедь должным образом. Говоря языком святого «Зоара», «ее муж удостоится всех благословений, наверху и внизу — богатства, детей и внуков».
Теперь относительно того, что, как Вы пишете, люди станут над Вами смеяться, Вы будете стыдиться и т. д. В последнее время даже американская молодежь начинает уважать именно тех, кто твердо придерживается своих убеждений. Молодые люди не стыдятся, когда их высмеивают, и не задумываются, как выглядят в глазах окружающих. Напротив, эти люди с насмешкой и презрением относятся к тем, кто, не имея собственных принципов, послушно следует за большинством.
Вы, разумеется, знаете, что «Шульхан арух» начинается высказыванием мудрецов, требующим не бояться людей, насмехающихся над служением Всевышнему. Кроме того, — и это очень просто и понятно — Всевышний «наполняет небо и землю»; человек, где бы он ни был, все время находится в Его присутствии. Про людей этого не скажешь — даже те, кто живет совсем близко, не всегда оказываются рядом. Так как же можно не стыдиться — упаси Б‑г! — перед Всевышним и стыдиться людей?!
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 428)
Совсем другое дело, если женщина носит парик: невозможно снять или сдвинуть парик, находясь на собрании или в общественном месте. Это тем более справедливо, что, как Вы пишете, вы договорились, что Ваша супруга острижет [footnote text=’Когда Ребе спросили, как замужняя женщина должна поступать со своими волосами, он ответил: «Не следует брить голову, нужно оставить их [волосы] длиной в половину тефаха» (Ягдиль Тора, Нью-Йорк, выпуск XXV). Тефах — мера длины, равная ширине ладони.’]волосы[/footnote]. Таким образом, парик — наилучшее решение.
Что касается ношения одного [footnote text=’В некоторых общинах считается обязательным, чтобы поверх парика женщина носила шляпку или чепчик, чтобы парик не приняли за настоящие волосы и не подумали, что она ходит с непокрытой головой.’]парика[/footnote]: в последних поколениях этот обычай получил достаточно широкое распространение и стал практически общепризнанным. Впрочем, Вам следует проверить, каков обычай Вашей общины, и убедиться, что Ваше поведение не будет нарушением общественных норм, упаси Б‑г!
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 330–331)
(Без даты)
(Игрот кодеш. Т. X. С. 186)
(Игрот кодеш. Т. V. С. 232)
Таким образом, выясните, какое решение является наилучшим в Вашей ситуации, и поступайте соответственно.
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 89)
(Из письма, написанного в сиване 5738)
Подготовка родителей к свадьбе детей
В отличие от материальных приготовлений, духовные приготовления жизненно важны для всей последующей жизни молодой пары. Уверен, что мне не придется Вас в этом убеждать.
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 315)
Тора, которую называют Торой жизни, возложила на отца обязанность выдать замуж своих дочерей. В ней также сказано, что Всевышний не предъявляет невыполнимых требований к своим [footnote text=’Авода зара, 3а.’]творениям[/footnote]. Из этого следует, что у каждого человека найдутся средства, чтобы покрыть легитимные — с точки зрения Торы — расходы на свадьбу. Это так, даже если в настоящий момент сам человек не может понять, где взять необходимые средства.
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 290)
Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]