Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 19 апреля 2015
Поделиться

Семейная жизнь, мир в семье

Беременность

Практически во всех случаях Ребе давал женщине, ждущей ребенка, такое благословение: «Дай Б‑г, чтобы вся беременность протекала нормально и ровно и чтобы в результате нормальных и легких родов родился здоровый, жизнеспособный ребенок».

(Игрот кодеш. Т. XXIV. С. 77)

 

<…> Я был глубоко потрясен тем, что прочел в Вашем письме. Вам кажется оправданным положение женщины, которая уже много лет замужем, но избегает беременности, поскольку материальное положение кажется ей трудным. Поэтому она ждет, когда ситуация улучшится и она сможет переехать в жилище, которое кажется ей подходящим.

Дети — величайший, драгоценнейший дар Всевышнего. Даже когда мы надеемся получить подарок от человека, крайне невежливо говорить своему благодетелю: «Вы знаете, сейчас Ваш подарок мне не нужен. Когда я передумаю, дам Вам знать» <…>

(Из письма, опубликованного в журнале «Кфар Хабад», № 793)

 

lech276_Страница_03_Изображение_0001<…> В принципе, не нужно объяснять, что дети — благословение Всевышнего, причем одно из величайших благословений.

Столь же очевидно, что не дело человека — выбирать подходящее время (для деторождения) и устанавливать свое расписание. Еврей не должен пытаться вмешиваться в дела Творца. Иными словами, еврей должен вести нормальную жизнь в соответствии с волей Всевышнего, сообщенной в Торе и кодифицированной в «Шульхан арух». Вопросы беременности ему следует оставить Всевышнему. <…>

(Без даты)

 

<…> Вам, безусловно, известно указание моего тестя, Ребе, «не оповещают о беременности до пятого месяца». Как видно из его слов, речь идет об «оповещении», которое не следует путать с сообщением близким, которых о беременности извещают приватно. <…>

(Игрот кодеш. Т. XX. С. 200)

 

<…> Отвечая на Ваш вопрос о предписании моего тестя, Ребе, не сообщать о беременности до пятого месяца — речь шла именно о широком оповещении. Вместе с тем совершенно очевидно, что об этом необходимо сообщить врачу, а также родственникам и близким друзьям. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 209)

 

<…> Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы сообщили мне хорошие новости, что вы находитесь (примерно) на втором месяце беременности.

Разумеется, как я уже говорил, следует сделать все возможное, чтобы, говоря словами моего тестя, Ребе, не оповещать о беременности до пятого месяца.

Я советую Вам следующее.

1. Разумеется, Вам необходимо придерживаться рекомендаций врача, у которого Вы уже побывали, относительно диеты, опасности переутомления и т. д.

2. Проверьте дома все мезузы и поменяйте некошерные на кошерные.

3. Следуйте прекрасному обычаю еврейских женщин класть несколько монет в кружку [footnote text=’Меир‑Чудотворец — один из величайших мудрецов II века н. э. Прозвище «Чудотворец» получил благодаря многочисленным чудесам, которых он удостоился в своей жизни. Начиная с XVIII века почти в каждом еврейском доме можно было найти «кружку Меира‑Чудотворца», куда хозяйка дома опускала мелкую монету перед зажиганием субботних свечей.’]Меира‑Чудотворца[/footnote] перед зажиганием субботних и праздничных свечей.

4. Ваш муж должен продолжать читать ежедневную порцию псалмов, в соответствии с днями месяца, по крайней мере до тех пор, пока Вы в добрый час не разрешитесь от бремени.

Во время молитвы перед сном Ваш муж, прежде чем сказать: «Вот, я прощаю всякого, кто обидел меня…», должен читать двадцатый псалом: «Руководителю. Псалом о Давиде. Г‑сподь! Из‑за силы Твоей радуется царь и при спасении, пришедшем от Тебя, как сильно ликует!» Закончив псалом, он должен еще раз произнести второй стих, «из‑за силы Твоей радуется», думая при этом о том, чтобы Всевышний засчитал ему это прочтение как совершенное со всеми необходимыми интенциями (каванот). <…>

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 104)

 

<…> Вы спрашиваете, как следует вести себя во время беременности.

Мне кажется, я уже писал Вам, что не слышал о каких‑то специальных предписаниях. Однако, в принципе, Вам следует проверить мезузы, а также ежедневно после утренней молитвы класть несколько монеток в кружку для пожертвований. Понятно, что это нужно делать сверх пожертвований Вашей супруги перед зажиганием субботних и праздничных свечей. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 303)

 

<…> Часто отсутствие благословения (здорового жизнеспособного потомства) связано с не слишком строгим соблюдением законов и предписаний семейной чистоты (нида, эфсек [footnote text=’Нида — здесь: состояние ритуальной нечистоты, в котором находится женщина после менструации (или другого вагинального кровотечения) до окунания в микву; в это время супругам запрещена интимная близость. Эфсек таара — подтверждение окончания менструального кровотечения, которое заключается в проведении проверки.’]таара[/footnote], посещение некошерной миквы, и т. д.). Недостаточное знание еврейских законов приводит к их неправильному исполнению, поэтому знающий раввин должен изложить вам [footnote text=’Мужу и жене.’]обоим[/footnote] все эти законы во всех деталях — для того, чтобы начиная с этого дня вы скрупулезно их соблюдали.

Также следует проверить Ваши тфилин и мезузы вашего дома — кошерны ли они в соответствии с требованиями еврейского закона. <…>

(Без даты)

 

<…> Есть широко известное письмо рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, в котором он пишет, что старательное и прилежное изучение хасидизма — изучение, порождающее любовь к Всевышнему и трепет перед Ним, — является сгулой на рождение сыновей и [footnote text=’Согласно каббале, любовь к Творцу и трепет перед Ним являются, соответственно, мужским и женским «потомством» двух родителей — интеллектуальных сфирот Хохма и Бина (Мудрость и Понимание). Появление «духовного потомства» служит сгулой на рождение сыновей и дочерей из плоти и крови.’]дочерей[/footnote].

Хотя, как Вы пишете, Вы регулярно изучаете хасидизм каждый четверг ночью, этого явно недостаточно. Помимо обязательных уроков хасидизма каждую субботу, Вам необходимо назначить два или три дополнительных урока в неделю. Если это возможно, занятия следует организовать так, чтобы не проходило трех дней без изучения [footnote text=’Ребе проводит параллель между изучением хасидизма и чтением Торы в синагоге: согласно Талмуду, Тору читают по понедельникам, четвергам и субботам, чтобы еврейский народ не оставался «без воды» (т. е. слов Торы) больше трех дней (Бава кама, 82а).’]хасидизма[/footnote]. Разумеется, все сказанное выше должно быть дополнением к регулярному изучению «Таньи» в соответствии с указаниями «Море Шиур», где указано, какой отрывок изучают в каждый день года.

(Игрот кодеш. Т. V. С. 185)

 

<…> Вы можете объяснить ей, что деятельность по распространению хасидизма послужит сгулой на рождение детей, как это можно понять из письма рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, опубликованного в «Меа Шеарим» (II, с. 32a), «Гинзей Нистарот» (III:I) и других книгах. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 340)

 

lech276_Страница_04_Изображение_0001<…> Отвечаю на Ваше письмо от 17 ава, в котором Вы сообщали о здоровье своей супруги. Мне непонятно Ваше утверждение, что она не может забеременеть в силу определенных медицинских причин, поскольку в начале письма, написанного в элуле 5709‑го, Вы сообщилии, что она беременна. Следовательно, это возможно и сейчас.

Поэтому, на мой взгляд, Вам не следует совершать действий, которые, как Вы написали, кажутся ужасными. Вместо этого Вашей супруге необходимо еще раз проконсультироваться с врачом — специалистом, который скажет ей, как поступить. Я уверен, что он предложит мягкое средство — обратиться к конкретному врачу или принимать определенное лекарство, — чтобы достичь желаемой цели: исполнения благословения моего наставника и тестя, Ребе, чтобы Всевышний наградил вас здоровым жизнеспособным потомством.

Вы пишете, что Ваша жена очень нервничает из‑за этого. Сообщите ей, что Всевышний управляет миром наилучшим образом. Он знает, что для нас лучше, и написал в своей Торе, что дети являются благословением. Поэтому у еврея должны быть дети. Если в настоящий момент благословение остается [footnote text=’Т. е. до сих пор не исполнилось.’]сокрытым[/footnote], следует помнить, что у нас есть великий Ребе, мой наставник и тесть, который непременно добьется исполнения всех своих благословений для всех, кто с ним связан. Поэтому необходимо укреплять свою связь с ним. Когда человек сомневается, исполнится или не исполнится благословение, это свидетельствует о слабости веры и ослаблении связи. Если же это связано со здоровьем, то нет никаких сомнений, что это дело рук дурного начала.

Вашей жене и Вам нужно твердо верить Всевышнему и «Моше, Его [footnote text=’Шмот, 14:31.’]рабу[/footnote]», которым в нашем поколении является мой наставник и тесть, [footnote text=’Так же как Моше был главой поколения Исхода, Ребе Йосеф‑Ицхак Шнеерсон был главой своего поколения.’]Ребе[/footnote]. Эта вера будет способствовать исполнению его благословения — рождению здоровых детей.

Вашей жене также необходимо класть несколько монет в кружку Меира‑Чудотворца перед зажиганием субботних свечей и читать капитель [footnote text=’Капитель Ребе — псалом, номер которого соответствует возрасту Ребе.’]Ребе[/footnote] (сейчас это капитель 71).

Когда, в добрый час, Ваша супруга забеременеет, первое время она не должна сообщать об этом посторонним. Однако ей нужно будет незамедлительно оповестить об этом Ребе. <…>

(Письмо от 21 ава 5710)

 

<…> Вы пишете о своей сестре, которая замужем уже много лет, но Всевышний все еще не благословил ее детьми.

Меня удивляет, что Вы ничего не написали о том, обращалась ли она к специалистам по лечению бесплодия. Если нет, это необходимо сделать немедленно, в соответствии со словами мудрецов, которые, комментируя слова Торы «и совершенно его вылечит» (Шмот, 21:19), говорили: «Отсюда мы учим, что Тора дает врачу право [footnote text=’Брахот, 60а.’]лечить[/footnote]».

Вместе с тем у евреев физическое и духовное здоровье тесно связаны друг с другом, ибо «кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле» (Шмуэль II, 7:23); говоря языком рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, это означает следующее: «Даже в своих повседневных делах евреи призваны раскрывать абсолютное единство Всевышнего в этом [footnote text=’Игерет а‑кодеш, 9.’]мире[/footnote]». Поэтому им надлежит больше учить Тору, скрупулезнее соблюдать заповеди и крепить свою веру и упования на Всевышнего, Создателя и Владыку вселенной, чье Провидение не оставляет никого.

В случае Вашей сестры ей и ее мужу следует проверить, не обидела ли их помолвка какого‑нибудь еврея или еврейку, у которых необходимо попросить прощения. Если им нужно просить прощения, это можно сделать либо в присутствии обиженной стороны, либо, если такой возможности нет, даже в ее отсутствие.

Также необходимо проверить тфилин ее мужа и все мезузы в их доме — кошерны ли они согласно требованиям еврейского закона. Кроме того, Вашей сестре нужно следовать обычаю еврейских женщин и делать пожертвование на благотворительность перед зажиганием субботних и праздничных свечей. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 32)

 

<…> Что касается зачатия ребенка: восхождение из диаспоры в Землю Израиля является сгулой на деторождение. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXII. С. 299)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны

Идти вместе. Недельная глава «Вайера»

Евреи знали, знают и всегда будут знать то, что упрямо отрицают нынешние эксперты‑пустословы: любая цивилизация сильна настолько, насколько в ней сильны узы между разными поколениями. Именно об этом говорит нам незабвенный образ из нашей недельной главы: первый еврейский родитель, Авраам, и первый еврейский ребенок, Ицхак, идут вместе навстречу неведомому будущему, и их вера берет верх над их страхами