Предлагаем вниманию читателей републикацию письма влиятельного русско-еврейского публициста, писателя, сионистского идеолога Владимира (Зеэва) Жаботинского в редакцию русскоязычной парижской газеты «Последние новости» от 11 октября 1927 года. Жаботинский жил тогда в Париже, и эта заметка стала одной из реплик в бурной дискуссии о вине Симона Петлюры в украинских еврейских погромах, обострившейся в связи с убийством последнего в том же Париже в 1926 году.

Во время похорон Петлюры. Париж. Май 1926 года
Поводами к моему истолкованию послужили два обстоятельства:
1) летом прошлого года я поместил в нью-йоркской газете «Морген-Журнал» статью, где было сказано, что, хотя я Петлюру никогда не видал, убежденным погромщиком его, однако, не считаю; и что вообще в погромах вижу результат не столько субъективного «антисемитизма людей», сколько результат объективного «антисемитизма событий»;
2) осенью 1921 года я подписал с [footnote text=’Максим Антонович Славинский (1868–1945) — публицист, поэт, политический деятель и дипломат, активный участник украинского национального возрождения, в частности, в 1918 году — дипломат на службе у гетмана П. Скоропадского, с 1919 года — глава чрезвычайной дипломатической миссии Украинской народной республики в Чехословакии. В 1923 году миссия была ликвидирована, Славинский остался в Праге, ставшей одним из центров украинской эмиграции, где преподавал и писал в эмигрантскую прессу статьи против большевизма. В мае 1945 года задержан «Смершем», этапирован в Киев, обвинялся в «активной борьбе за отторжение Украины от Советского Союза и создание украинской буржуазной державы», умер в заключении в ноябре 1945 года. ‘]М. А. Славинским[/footnote], пражским представителем тогда уже зарубежного правительства Петлюры, договор об учреждении при армии Петлюры (остатки ее в то время были интернированы в Галиции) особой еврейской жандармерии специально для предотвращения погромов. (Договор этот не был осуществлен, так как вскоре после того армия Петлюры была ликвидирована.)

Самуил Шварцбард на скамье подсудимых. 1926 год
Вопрос совершенно не в том, был ли Петлюра в душе сторонником погромов или нет. На эту тему возможны какие угодно предположения или догадки. Свое предположение я высказал и считаю его правдоподобным — хотя ценность его, конечно, сильно ослабляется тем обстоятельством, что я Петлюру, как и сказано было в той статье, никогда в жизни не видал, и вообще с 1915 года в России и на Украине не был. Но если это мое предположение и верно, то я самым резким образом настаиваю, что к вопросу об ответственности Петлюры за погромы оно решительно никакого отношения не имеет. Петлюра был главой украинского правительства и украинской армии в течение двух лет и больше; почти все это время продолжались погромы; глава правительства и армии их не подавил, виновных не покарал и сам в отставку не подал. Значит, он принял на себя ответственность за каждую каплю пролитой еврейской крови. Это так ясно, что тут не помогут никакие отговорки. Таково не только мое представление о долге и ответственности главы правительства и армии, но и представление каждого грамотного человека.

Фрагмент статьи Владимира Жаботинского в газете «Последние новости». 11 октября 1927 года
Что Петлюра, если бы серьезно захотел, мог бы принять меры к действительному подавлению погромов, — это лучше всего доказывается именно договором моим с его собственным уполномоченным г. Славинским. В этом договоре решено было учредить еврейскую жандармерию: иными словами, легализировать еврейскую самооборону и дать ей право поддерживать порядок силой орудия. Значит, средство против погромов есть. Но это самое средство ведь было налицо и в 1917–1920 гг. Ведь и тогда были на Украине организации еврейской самообороны: значит, можно было и тогда их легализировать, дать им оружие, призвать к участию в них всю еврейскую молодежь, создать еврейскую жандармерию. Но Петлюра этим средством не воспользовался. Напротив: еврейскую самооборону, под предлогом искоренения большевизма, истребляли его собственные солдаты.
Чем бы ни был Петлюра в душе, ответственность за погромы падает на него; отклонять ее значит не понимать, что такое глава правительства и армии.
Если часть украинского общества сделает из этого моего разъяснения вывод, будто я стал недругом украинского национального движения, это будет только второй нелепостью, такой же нелепой, как предположение, будто я считал Петлюру «невиновным». Я остаюсь другом украинского движения. Буду по-прежнему стараться ослабить накопившееся в душе евреев справедливое негодование, хотя бы и пришлось для этого ссылаться на философию истории, или строить гипотезы о психологии деятелей, мне лично незнакомых. Более того: буду и впредь стремиться к соглашению с украинским движением — как сделал это, между прочим, в договоре с М. А. Славинским — несмотря на тяжкий грех этого движения пред евреями. Но отрицать этот грех или трактовать его как пустяк — считаю недопустимым. И если есть в украинском движении люди или группы, которые думают, будто погромы есть простительная мелочь, будто можно допустить систематическую резню евреев и оставаться героями и чистыми — то таким людям и группам я не друг, а враг; и предупреждаю украинское общество, что такие люди или группы и ему не друзья, а враги.
«Хумаш Коль Менахем»: Почему Яаков послал ангелов, в прямом смысле этого слова?
Испуг или тревога? Недельная глава «Ваишлах»
