Девятое ава

Суть еврейских праздников. Память о катастрофе Девятого ава

Адин Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Перевод с иврита Вениамина Ванникова 9 августа 2024
Поделиться

Посты в память о разрушении Иерусалима в наши дни

И в период создания государства, и особенно после победы в Шестидневной войне в обществе раздавались голоса, призывавшие к отмене или к пересмотру дней постов, установленных в память о разрушении Храма и связанных с этим несчастий. В определенном смысле данные призывы могли опереться на древнюю еврейскую традицию, согласно которой эти посты являются не только днями памяти тех или иных исторических событий, но индикаторами состояния всего народа. В Талмуде сказано, что характер этих дней зависит от современного исторического контекста: если идет война, в них следует поститься, если нет войны, все зависит от обычая; если же повсюду установлен мир, эти дни должны стать временем радости и веселья См. Зхарья, гл. 7–8; Рош ѓа‑Шана, 18б. .

По прошествии эйфории, охватившей страну после Шестидневной войны, подобные доводы утратили свою убедительность. Но так или иначе эта дискуссия выявила проблематичную сторону постов, установленных в память о разрушении Иерусалима и, в частности, Девятого ава. Вопрос в том, в какой мере этот пост и День памяти сохраняет сегодня свою релевантность.

Притупление чувства скорби

Всякий траур, даже самая глубокая печаль, как правило, проходят рано или поздно. Со временем люди способны примириться со страданием и утратой. Это верно как применительно к индивидуальной скорби, так и к общенародному трауру по Храму: со времени его разрушения прошло столько лет, что ощущение личной потери практически стерлось. Болеть душой за разрушенный дом будет лишь тот, для кого этот дом и сегодня не утратил значения. В наши дни боль, вызванную отсутствием Храма, способен испытать лишь тот, кому особенно близка идея Храма, кто живет надеждой на его восстановление.

Проблема ослабления эмоциональной силы разнообразных дней памяти не нова. На исходе эпохи Второго Храма был составлен особый трактат, Мегилат Таанит, являющий собой перечень праздничных дней, установленных в честь спасения еврейского народа, а также особых дней, в которые отмечались победы еврейского царства в ту эпоху. Этот перечень утратил обязательную силу, поскольку в последующие поколения перестал оказывать влияние на национальную память. Прошедшее время и множество обрушивавшихся на народ новых бедствий и несчастий вытеснили из его памяти события прошлого и снизили значение прежних памятных дней. Причиной того, что некоторые дни продолжают отмечать на протяжении поколений, является не внутренняя мощь связанных с ними событий и даже не постановления тех или иных законодателей, но обретение ими более широкого и глубокого значения, позволившего им оставаться актуальными во всех поколениях.

Память о катастрофе

В последнем поколении произошло событие, словно вобравшее в себе все многовековые причины траура: Катастрофа европейского еврейства. На протяжении шести лет можно было воочию увидеть воплощение всех прошлых катастроф и трагедий во всем их ужасе и мощи. Но даже унижения, муки и варварское разрушение всего еврейского мира европейских стран не идут ни в какое сравнение с систематическим и планомерным массовым убийством, подобного которому не было во всей истории. Евреи вновь оказались в полном одиночестве, обнаружив себя в роли «козла отпущения» и объекта беспредельной ненависти и безразличия мира. Все образы древних поэм‑плачей вновь стали точным описанием действительности, отражающим особую еврейскую судьбу и передающим всю меру боли и разрушения. Эти недавние события взывают к нам из прошлого, требуя, чтобы мы не предавали их забвению, но вспоминали о них — если не ежедневно, то, по крайней мере, в предназначенный для этого день. В еврейском календаре ни один день не способен лучше выразить суть происшедшего, чем день Девятого ава, День памяти о национальном бедствии, который из‑за своего содержания и своих обычаев стал подобен дню индивидуального траура.

Воспоминание о Катастрофе в день Девятого ава может пробудить и укрепить ощущение скорби в этот день среди наших современников, наделить актуальным значением вековую скорбь о страданиях евреев всех поколений. Помимо этого, Катастрофа окажется связана с днем, который продолжит отмечаться и в будущем, память о ней будет увязана с общим еврейским днем траура, охватывающим все трагедии еврейской истории. Быть может, проблески идеи Избавления, проглядывающие Девятого ава сквозь завесу траура, смогут помочь представить Катастрофу в более ясном свете.

Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Девятое ава. Память о Иерусалиме

Разрушение Иерусалима и Храма имели для нас большее значение, чем просто гибель исторической столицы и потеря национальной святыни. Речь идет не только о трагическом событии давней истории, но и об ударе, нанесенном центру жизни еврейского народа. От этого удара пострадал и весь мир, который сможет оправиться и вернуться к своему нормальному состоянию лишь после восстановления Иерусалимского Храма.

День всеобщего кадиша

По плану Главного раввината родственники жертв Холокоста должны были записать имена погибших в особые книги памяти. Идея таких книг основывается на обычае, существовавшем в еврейском народе еще в Средние века, особенно среди ашкеназских евреев. В этих книгах сохранялись имена умерших или погибших евреев, а также описывалось разрушение еврейских общин.