Дом учения: Актуальная Алаха,

Отдача территорий с точки зрения Алахи

Ицхак Стрешинский 30 апреля 2014
Поделиться

В 1967 году, в месяце ияр, произошла Шестидневная война, в ходе которой израильской армией были завоеваны Старый город Иерусалима и Храмовая гора, Иудея и Самария, Голанские высоты, сектор Газа и Синай. С тех пор одной из важнейших тем в политической жизни Израиля является судьба этих территорий. В этой статье мы рассмотрим вопрос отдачи территорий в руки врага с точки зрения еврейского закона — Алахи.

Голанские высоты. Смотровая площадка. Фото Михи Бар-Ама после Шестидневной войны. 1967 год

Голанские высоты. Смотровая площадка. Фото Михи Бар-Ама после Шестидневной войны. 1967 год

Вначале кратко упомянем некоторые источники, релевантные для этого обсуждения. Перед вступлением в Землю Израиля (Эрец-Исраэль) сынам Израиля было дано несколько повелений насчет отношения к ханаанским народам. Среди прочего, им было сказано: «Пусть не живут они в вашей стране, чтобы они не склонили вас к греху против Меня» (Шмот, 23:33) и «Не заключайте с ними союза и не оказывайте им милосердия!» (Дварим, 7:2). Согласно алахическому труду Рамбама (рабби Моше бен Маймон; 1138–1204) «Мишне Тора», предписание «пусть не живут они в вашей стране» актуально в той ситуации, когда у евреев есть власть над Землей Израиля (см.: Законы об идолопоклонстве, 10:6). А одно из толкований еврейскими мудрецами слов «не оказывайте им милосердия» (на иврите: ло теханем) — запрет предоставлять территории Земли Израиля другим народам.

В Торе также сказано: «Овладейте страной и поселитесь в ней, потому что Я отдаю вам эту страну, чтобы вы овладели ею» (Бемидбар, 33:53). Известный комментатор и законоучитель Рамбан (рабби Моше бен Нахман; 1194–1270) так трактует это повеление Всевышнего в дополнениях к «Книге заповедей»: «Нам заповедано овладеть страной, которую дал Всевышний нашим праотцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову, и не оставлять ее во владении какого-нибудь другого народа или пустующей».

В своде законов «Шульхан арух», составленном рабби Йосефом Каро в XVI веке, приводится алахическое предписание, согласно которому, если другие народы осаждают приграничный город сынов Израиля, то даже если они пришли только для того, чтобы отнять сено и солому, выходят против них на войну даже в субботу из опасения, что если они захватят этот город, то им будет удобно захватить всю страну (см.: раздел Орах хаим, параграф 329).

И еще один аспект, имеющий отношение к нашей теме: это важнейший принцип еврейского закона, называемый на иврите пикуах нефеш. Согласно этому принципу, когда жизнь еврея в опасности, можно нарушить все заповеди, кроме трех запретов: идолопоклонства, кровопролития и разврата.

Отметим, что разные взгляды раввинов на проблему отдачи территорий во многом связаны с их мировоззрением в отношении приведенных выше аспектов. Так, есть разные мнения о том, относятся ли предписания «пусть не живут они в вашей стране» и «не оказывайте им милосердия» только к идолопоклонникам или также и к тем народам, вера которых не является идолопоклонством (например, к арабам). Являются ли слова Рамбана актуальными для нашего времени, и как они соотносятся с современным Государством Израиль — здесь также существуют несовпадающие точки зрения. И наконец, есть разные понимания того, что именно подходит под определение пикуах нефеш в ситуации с территориями, завоеванными в 1967 году.

Сторонником отдачи территорий был раввин Эли­эзер-Менахем-Ман Шах (1898–2001), глава знаменитой ешивы «Поневеж» и духовный лидер «литовского» направления. В письме, написанном в 1979 году и опубликованном в сборнике его статей и посланий, р. Шах писал, что предписание «Шульхан арух» насчет того, что нужно воевать за приграничные города, не имеет отношение к реалиям, возникшим после 1967 года. Он считал, что в ситуации, когда арабы «требуют то, что мы у них захватили» и согласны заключить мир, то, отдав эти территории, мы спасем жизни евреев. Он также призывал не забывать, что, если Израиль откажется отдать территории, все страны будут обвинять евреев, а мы не должны конфликтовать с другими народами.

Еще одним законоучителем, чье имя ассоциируется с разрешением отдавать территории, был раввин Овадья Йосеф (1920–2013), крупнейший алахический авторитет сефардских евреев и главный сефардский раввин Израиля в 1973–1983 годах. В 1989 году, в 10-м выпуске ежегодника «Тхумин», посвященного применению еврейских законов в жизни современного общества и государства, была опубликована статья р. Овадьи, в которой он подробно разбирал вопрос, что все-таки важнее: заповедь о заселении Земли Израиля или отмена исполнения этой заповеди из-за опасности для жизни евреев. В начале своей статьи р. Овадья Йосеф отмечал, что речь идет о теоретическом исследовании, а не о руководстве к действию для израильского правительства в нынешней ситуации, когда арабы требуют передать им все территории Эрец-Исраэль, включая и Иерусалим, а специалисты в области безопасности и политики высказывают противоположные точки зрения насчет того, что же представляет опасность: отдача территорий или контроль над ними.

Р. Овадья Йосеф пришел к выводу, что в той ситуации, когда высшие чины армии, политики и специалисты в вопросах безопасности установят, что отказ отдавать территории приведет к непосредственной угрозе того, что арабские соседи немедленно начнут военные действия, а если же им отдадут территории, то война не начнется и есть шанс, что утвердится настоящий мир, — нужно отдать территории Эрец-Исраэль, так как речь идет о принципе пикуах нефеш. Также как в ситуации, когда врач-специалист выносит решение, что есть опасность для жизни больного, если тот будет поститься в Йом Кипур, больной должен прислушаться к его словам и не поститься.

Можно увидеть разницу между приведенными выше мнениями р. Шаха и р. Овадьи Йосефа. Р. Шах однозначно считал, что отдача территорий приведет к установлению мира и спасению жизней, тогда как р. Овадья придавал значение именно позиции специалистов в области безопасности и политиков и подчеркивал, что он не высказывает своего мнения о том, приведет ли отдача территорий к установлению мира и уменьшению опасности для жизни евреев.

Среди тех, кто активно выступал против отдачи территорий Эрец-Исраэль, был Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон. Ниже представлена его позиция согласно книге «Мнение Торы по вопросам ситуации в Святой земле», которую составил р. Шалом-Дов Волпе. Земля Израиля была дана народу Израиля Всевышним, и на этом, а не на тех или иных доводах исторического или политического характера основывается право еврейского народа на эту землю. При этом запрет отдавать территории связан в первую очередь с недопущением ситуации, когда евреи могут быть подвергнуты опасности. Любавичский Ребе придавал большее значение приведенному выше предписанию «Шульхан арух» о необходимости защиты приграничных населенных пунктов, за которые выходят воевать даже в субботу. Ситуация, при которой враг приближается к границам, — это и есть пикуах нефеш, опасность для жизни евреев, для предотвращения которой можно нарушать субботу. Закон, предписывающий противостоять врагу и защитить евреев от опасности, относится к любым местам проживания еврейских общин. Любавичский Ребе видел ситуацию в Святой земле полностью соответствующей предписанию о приграничных городах. Передача даже минимальной территории представляет угрозу для безопасности евреев, о чем не раз заявляли военные специалисты, и у территорий, завоеванных в 1967 году, есть статус приграничных городов и отдавать их запрещено Алахой. Отдача территорий ни в коем случае не будет способствовать установлению мира, а лишь подвергнет опасности множество евреев и, наоборот, приблизит войну, так как врагам будет намного удобнее атаковать евреев.

В дополнение к приведенным выше доводам Любавичского Ребе о том, что отдача территорий представляет опасность для евреев, раввины религиозного сионизма ссылаются также на приведенное выше алахическое предписание Рамбана, согласно которому заселение Земли Израиля и владение ей является заповедью и нельзя оставлять ее пустующей или отдавать другим народам. Согласно тому, как трактовал эти слова Рамбана р. Цви-Йеуда Кук (1891–1982), духовный лидер религиозного сионизма в период создания Государства Израиль, исполнение заповеди заселения Эрец-Исраэль заключается именно в еврейском суверенитете в Эрец-Исраэль. Кроме того, выступающие против отдачи территорий раввины религиозного сионизма подчеркивают, что отдача территорий представляет собой нарушение запретов «пусть не живут они в вашей стране» и «не оказывайте им милосердия», о которой мы также упоминали в начале статьи. А р. Меир Кахане (1932–1990) видел в отступлении с завоеванных евреями территорий Эрец-Исраэль в первую очередь осквернение Имени Всевышнего.

Хотя темой этой статьи не является обзор событий израильской истории, нельзя не упомянуть некоторые актуальные аспекты приведенных выше алахических обсуждений. В 1993 году израильское правительство во главе с Ицхаком Рабином подписало соглашение в Осло, по которому арабам были переданы обширные территории Иудеи, Самарии и Газы. В правительство Рабина входила религиозная партия «ШАС», видящая своим духовным лидером р. Овадью Йосефа. После отдачи территорий страну захлестнула волна арабского террора, жертвами которого стали более тысячи евреев. А в 2005 году, после того как правительство Ариэля Шарона выселило евреев из Гуш-Катифа

Выселение евреев из Гуш-Катифа. Август 2005 года. Фото Мири Тзахи

Выселение евреев из Гуш-Катифа. Август 2005 года. Фото Мири Тзахи

, оставленная территория была занята арабскими террористами и оттуда начались интенсивные обстрелы израильских населенных пунктов.

В 2003 году, в разгаре волны террора на всей территории Израиля, р. Овадья Йосеф написал письмо, адресованное жителям еврейских поселений Иудеи, Самарии и Газы, которые подвергались наибольшей опасности из-за близости к отданным под контроль арабов районам. В этом письме р. Овадья благословил жителей поселений и разъяснил свое мнение по поводу отдачи территорий в свете сложившейся ситуации:

 

Неоднократно я объяснял, что данное мной в свое время алахическое постановление о «территориях в обмен на мир» является в нынешней ситуации полностью недействительным. Я имел в виду только настоящий мир, когда Иерусалим и его окрестности будут в безопасности, мире и спокойствии. Но сейчас мы видим своими глазами, что, наоборот, передача территорий нашей Святой земли приводит к опасности для жизни. Не такого мира мы желали и не об этом молились.

 

В этих словах раввина Овадьи Йосефа, написанных по итогам ситуации, сложившейся после того, как попробовали отдать территории «в обмен на мир», можно видеть подведение итогов спора о том, что подвергает опасности жизни евреев — отказ отдавать территории или отдача еврейских земель врагу.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Ханука

Аризаль объяснил слова «время, когда человек властвует над другим, ему во вред» так: время, когда злодей властвует над святым человеком, наносит вред злодею. В результате этой схватки святой человек отбирает у злодея все его положительные качества. Так произошло при столкновении Израиля с Грецией. В результате такого столкновения греческая философия пришла в упадок, еврейская же вера настолько обогатилась, что стала светить всем народам мира. Именно поэтому важно поставить ханукальные свечи так, чтобы они светили вовне

К жизни, полной любви

Наша любовь к Б‑гу, поднимаясь от познания даров Его, проходит в своем развитии несколько этапов. Первый — это скрытая любовь внутри нас, в основе которой лежит благодарность за то, что Б‑г нам дал и дает. Далее второй этап: любовь обретает вещественные подтверждения, мы совершаем добрые дела из любви к Б‑гу, потому что знаем, что это принесет Ему радость. И, наконец, третий этап: любовь всеобъемлющая, любовь‑пламя, когда ради святости имени Его человек готов на все, даже на самопожертвование.

Автор жизни каждого из нас. Недельная глава «Микец»

Мы и Б‑г — соавторы истории человечества. Без своих собственных усилий мы не сможем ничего достичь. Но и без Б‑жьей помощи тоже ничего не достигнем. Иудаизм нашел простую разгадку парадокса. За все плохое, что мы натворили, мы берем ответственность на себя. А за все хорошее, чего мы достигли, благодарим Б‑га. В этом Йосеф — наш учитель. Когда ему приходится поступать жестко, он плачет. Но когда он рассказывает братьям о своем успехе, то говорит, что этот успех — заслуга Б‑га. Так следует жить и нам