Продолжение. Начало
Одиночество как учитель
В тот момент, когда мы полагаем, что наше благополучие зависит от отношения к нам окружающих, мы обманываем себя. Степень зависимости человека от внешних ресурсов пропорциональна боли, которую мы испытываем, если помощь не приходит.
Авраам всегда был счастлив, невзирая на то что не получал никакой поддержки. Он знал, как превратить муки одиночества в источник жизненно важных сил. Это позволило ему выстоять и не сломаться. Все мы обретем эту способность с приходом Машиаха. А до тех пор мы остаемся единственным народом, с гордостью и достоинством хранящим знание о том, что цель, поставленная Всевышним перед нами, — стать святым народом .
Все, что происходит в нашей жизни, — от Б‑га. Поэтому, если Он посылает нам трудные или неприятные отношения, значит, это должно указать на ошибку, которую необходимо исправить. И вместо того, чтобы расстраиваться из‑за подобных отношений, мы должны радоваться, что Б‑г дал нам возможность проанализировать свою жизнь, найти причину своих страданий и все исправить.
Билам, пророк‑нееврей, не имел ничего общего с той святостью, воплощением которой был Моше. Тем не менее он удостоился изречь следующее пророчество:
С вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него: вот народ отдельно живет и между народами не числится… Вот, народ как лев встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и кровью убитых не напьется… Всякий благословляющий тебя благословен, и всякий проклинающий тебя проклят!
Бемидбар, 23:9, 24, 24:9
Народ Израиля является уникальной общностью, отличной от всех остальных народов и знающей свое предназначение. Во всех своих действиях еврейский народ демонстрирует безусловную лояльность Всевышнему. Когда мы начинаем ощущать одиночество как высшее наслаждение, это становится осознанием неразрывного завета, связывающего нас с Творцом.
На индивидуальном уровне на каждого из нас тоже возложена особая миссия — быть посланцами Творца. В ее рамках мы учимся полагаться только на Б‑га. Это означает, что наше эго, желание понравиться другим или соответствовать их стандартам, — словом, все, что мешает осознанию полной преданности Творцу, не имеет никакого смысла.
Когда еврейский народ получал Тору на горе Синай, он слышал Десять заповедей непосредственно из уст Всевышнего. Это откровение оказалось им не по силам, и они попросили Моше, чтобы он говорил с ними вместо Б‑га, как сказано:
Лицом к лицу говорил Г‑сподь с вами на горе из среды огня. А я стоял между Г‑сподом и вами в то время, чтобы пересказать вам слово Г‑сподне, ибо вы боялись огня и не всходили на гору.
Дварим, 5:4–5
Иными словами, Моше стал посредником между народом Израиля и Всевышним. Так евреям было легче принять слова Творца.
Бааль‑Шем‑Тов взглянул на этот текст глубже и объяснял его так: мое эго, «я», личность, стоит между мной и Б‑гом. Из‑за своих трудностей мы не в силах заметить, что Б‑г правит миром. Множество проблем заслоняет от нас Б‑га и лишает способности узреть Его Провидение.
Авраам научил нас различать истинные и ложные верования. Мы помним, что одиночество — ощущение, что все нас покинули. Когда мы не получаем того, что надеялись получить в соответствии со своими ложными убеждениями, мы чувствуем себя одинокими — нам кажется, что судьба нас обделила. Это очень неприятное состояние, поэтому люди идут на все, чтобы избежать его.
Как выдержать одиночество
Способность вынести одиночество зависит только от веры в Б‑га. Способность выстоять в трудных обстоятельствах связана только с упованием на Б‑га.
Хасидская поговорка
Для любых отношений нужны двое. Возьмем, к примеру, брак. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы найти себе спутника жизни. Мы серьезно планируем и платим большие деньги за свадьбу, надеясь после этого жить в любви и согласии. Однако проходит время, и мы понимаем, что наши мечты рассеялись как дым. В тот момент, когда мы осознаём, что сложившаяся ситуация невыносима, обычно требуется слишком много усилий, чтобы что‑нибудь изменить.
Если в отношениях нет доверия, скорее всего, они закончатся. В современном обществе классически эта ситуация завершается разводом. Все заканчивается так, когда каждый из партнеров долгое время чувствует себя одиноким и непонятым, когда им кажется, что никто им не сочувствует, до них нет дела…
Хотя людям свойственно искать выход, большинство выбираемых ими решений не приводят ни к чему хорошему, поскольку им изначально присущ тот или иной изъян. Вызываемое этим разочарование порождает еще большую фрустрацию.
Для тех, кто состоит в браке, развод становится выбором, позволяющим избавиться от противоречий, кажущихся неразрешимыми. Ни один из супругов не верит, что они снова смогут жить в любви и согласии. Предположение, что, невзирая на все различия между двумя людьми, истинная любовь все‑таки возможна, требует веры. Эта вера предполагает, что в отношениях заключено нечто большее, чем исполнение своих предсвадебных ожиданий. Единственный способ обрести ее — избавиться от любых жестких представлений.
По крайней мере, один из супругов должен понимать, что для брака существует более глубокое основание. Осознание этого — ключ к успешным, долговечным, прочным отношениям. Хотя бы один из нас должен отказаться от несбыточных мечтаний, надежд и убеждений, сложившихся до брака, чтобы взамен обрести истинную и долговечную любовь. Информацию об этом невозможно найти в книгах или у семейных консультантов, если они не следуют идеям Торы.
Представьте себе, что вам предложат жалованье в пять тысяч долларов в неделю и все условия для работы. Превосходное предложение, думаете вы, возможно ли его не принять? Однако вещи никогда не бывают такими, какими кажутся.
Тора предупреждает нас, что мы не должны соглашаться на что‑либо внешнее и немедленное. Зачем соглашаться на пять тысяч, если нас ждут пять миллионов? Нам обещана счастливая, здоровая семейная жизнь — однако над этим необходимо работать. Это возможно только в том случае, если мы будем отличать истинную любовь, к которой мы стремимся, от поверхностных сиюминутных влечений.
Все ваши ожидания от будущего союза по‑своему ценны, но, когда мечты не сбываются, это не может быть достойным поводом для развода. Если единственная цель брака — осуществление моих ожиданий, то это значит, что я должен избавиться от ложных представлений, по которым мне предстоит прожить эту жизнь только для себя.
Люди редко желают отказаться от мечтаний о том, «как все должно быть», опасаясь, что без них жизнь станет не просто разочарованием, но подлинной катастрофой. Некоторые люди уверены: они заслуживают воплощения своей мечты. Увы, рано или поздно они обнаружат, что их представления не выдержали столкновения с реальностью. Возможно, подобный болезненный опыт заставит их взглянуть в лицо фактам и признать, что они, безусловно, не являются хозяевами своей судьбы.
В этот момент возникает выбор: держаться своих убеждений или покориться воле Творца, то есть признать, что Он лучше знает в силу Своей мудрости и могущества — ведь Он создал этот мир и правит им. Поскольку мы — ограниченные создания, нам следует признать, что по неизвестным нам причинам Он смотрит на происходящее иначе.
Выбор в пользу страданий
Праотец Авраам показал нам, что жить с верой означает постоянно размышлять о путях Творца, жить в гармонии с Его волей. Подобная судьба уготована каждому еврею, но у нас есть выбор, как именно это сделать. Мы можем стремиться понять замыслы Всевышнего и жить согласно Торе и заповедям или не делать этого и вести себя так, словно мы хозяева своей судьбы.
Разумеется, наш личный успех принадлежит нам, но если мы не следуем воле Творца, то рано или поздно столкнемся с жестокой реальностью: мы пренебрегли своими еврейскими обязанностями, что, в общем, непростительно. Вне зависимости от того, как мы распоряжаемся жизнью, полагая себя властелинами своей судьбы, в конечном счете победителем выйдет Всевышний. Б‑г позаботится о том, чтобы каждая еврейская душа исполнила свое предназначение либо еще при жизни, либо в Мире грядущем.
Б‑г желает, чтобы мы прожили ту жизнь, которую Он определил нам, когда мы появились на свет. Его терпение и доброта беспредельны, поэтому Он хочет, чтобы мы достигли своего предназначения по своей воле.
Частью этой схемы является пункт о том, что мы должны размышлять о Б‑ге и жить в соответствии с Его замыслом. Это значит, что, указав нам цель, Б‑г дал нам возможность выбора. Наше предназначение — достичь цели, поэтому наш выбор заключается в том, как это сделать, а никак не в том, стоит ли вообще за это браться.
Тот, кто выбрал страдание, в конце концов придет к вере в Б‑га, поскольку этот опыт включает в себя одиночество. Так человек осознает свою смертность и полную зависимость от Всевышнего. Мы должны смириться перед Ним. Единственная компенсация за трудности и одиночество — обращение к Б‑гу, ибо только это сможет послужить нам источником утешения.
Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Г‑сподь примет меня.
Теилим, 27:10
Б‑г предоставил каждому человеку свободу жить. С этим неотъемлемо связана способность справляться с проблемами, возникающими в течение жизни. Однако, для того чтобы победить их, мы должны верить, что можем выстоять в любой ситуации.
Если мы считаем, что можем решить любые проблемы, возникающие в браке, то как тогда объяснить огромное число разводов? Почему так много людей решают положить конец своим семейным союзам?
Те, кто выбирает развод, — люди, не предполагавшие, что они не получат того, чего ожидали от брака. Они считают, что, если мечты не сбываются, нет смысла продолжать отношения дальше. Подобный образ мышления обеспечен нашей свободой выбора.
Мы можем выбрать пожертвовать собой и принимать другого таким, как он есть, или положить конец отношениям. Однако есть еще один вариант: увидеть в происходящем сокровенный смысл. Можно искать решение, позволяющее сгладить различия между нами, или всеми силами держаться за первоначальные мечты, тщетно ожидая, пока они сбудутся.
Что выберем мы?