Дом учения: Хасиды и хасидизм

Нищие на свадьбе

Яков Таубер 18 мая 2018
Поделиться

О бедности Межеричского магида рабби Дова-Бера ходили легенды. Если он что и ел, то лишь черствые корки, а «мебелью» в его лачуге служили бревна да доски.

Как-то один из учеников спросил его:

– Ребе, почему вы должны сносить такие тяготы, когда другие, куда менее достойные люди наслаждаются всеми благами Б-жьего мира?

В ответ рабби Дов-Бер рассказал притчу.

Один богач выдавал свою дочь замуж. Был он человеком великодушным и щедрым и решил поделиться своей радостью с неудачниками и горемыками: развесил по всем окрестным синагогам и богадельням объявления с приглашением всем бродягам и нищим принять участие в свадебном пире.

Наступил день свадьбы. За столами, ломившимися от самых изысканных яств, расположились сотни нищих. Но тут случилось несчастье. Невеста внезапно заболела. К ней тотчас вызвали лучших докторов, однако те ничем не смогли помочь. Невеста умерла, и свадебное пиршество превратилось в поминальное.

Нищие разделились на два лагеря. Одни говорили:

– Угощение на столе! Кто знает, представится ли нам еще когда-нибудь возможность наесться от пуза? Вряд ли наш хозяин захочет, чтобы такая отменная еда пропала зря. Разве его горе будет меньше оттого, что мы останемся голодными?

Другие же отказывались даже притронуться к стоявшему перед ними угощению.

– Как мы можем есть и пить, – восклицали они, – когда у того, кто нас пригласил, такое горе? Разве можем мы наслаждаться пиром, цель и причина которого обернулась несчастьем?

– Мир – это свадебный пир, – сказал в завершение рассказа рабби Дов-Бер, – устроенный в честь союза Б-га с Его невестой Израилем. Однако свадьба расстроилась, и дом, где она должна была состояться – Святой Храм, – разрушен. Да, пиршественные столы накрыты, но Того, Кто был душой пира, постигло горе, и Тот, Кто его устроил, теперь в трауре.

Найдутся такие, кто насладится угощением. Я же принадлежу ко второй группе нищих. И не могу заставить себя лакомиться остатками несостоявшегося пира…

(Опубликовано в №154, февраль 2005)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Основные направления в учении хасидизма

Если приключится вдруг такое с человеком, что пал он и одолели его, упаси Г‑сподь, дурные качества, особенно же если овладела им, упаси Г‑сподь, страсть любовная, — пусть знает, что желают вознести его, со всем, что сокрыто в душе его, на более высокую ступень. И желают отворить сердце его для любви Г‑сподней, дабы удостоился он “дарования Торы свыше”.

Рабби Шнеур-Залман из Ляд

19 кислева отмечается Новый год хасидизма. В этот день 220 лет назад из Петропавловской крепости был освобожден основатель движения Хабад Алтер Ребе, рабби Шнеур-Залман из Ляд. Он был арестован по доносу противников хасидизма и провел за решеткой 53 дня, пока власти не убедились в его невиновности.

Основные направления в учении хасидизма

А в минуту вдохновения, когда увлекают тебя мысли утонченные и возвышенные, обуревают чувства чистейшие, и сердце и ум не в силах вместить их, и дух твой содрогается, и внутренний взор обретает внезапную ясность и прозревает лики и деяния всех поколений, от края до края мира, — разве это не Б‑г твой взывает к тебе?