трансляция

The Jerusalem Post: Неужели археологи нашли ту самую изреэльскую винодельню, упомянутую в Библии?

Розелла Теркатин. Перевод с английского Семена Чарного 9 июня 2020
Поделиться

В I и II книгах Царей винодельня в Изреэле является местом действия некоторых ужасных эпизодов жадности, насилия, греха и Б‑жественного возмездия. Исследователи сообщают, что раскопки, проведенные в северном Израиле, обнаружили совпадения с этими фрагментами библейского повествования. Об этом говорится в статье, опубликованной в последнем номере журнала Journal of Eastern Mediterranean Archaeology and Heritage Studies.

Винодельня впервые была обнаружена в 2013 году и раскапывалась в последующие годы. Она состоит из нескольких сооружений, высеченных в скале.

Аэрофотосъемка винодельни после раскопок в 2013 году. Вид на северо‑восток

«И было после этих событий: у Навота Изреэльтянина был виноградник в Изреэле, возле дворца Ахава, царя Шомеронского. И говорил Ахав с Навотом, сказав <…>: отдай мне свой виноградник, и будет он мне огородом, так как он близ дома моего; а я дам тебе вместо него виноградник лучше этого; если же угодно тебе, то дам тебе денег, — сколько он стоит. И сказал Навот Ахаву: сохрани меня Г‑сподь, чтобы я отдал тебе наследство отцов моих!» — говорится в стихах 1‑4, 21 главы I книги Царей.

В настоящее время невозможно с уверенностью датировать остатки древней винодельни, которая была обнаружена недалеко от Изреэля — поселения, которое было непрерывно заселено на протяжении тысячелетий, говорит ведущий автор исследования Норма Франклин из Института археологии Цинмана при Университете Хайфы. Тем не менее, считает она, различные факторы подтверждают следующее: вне зависимости от того, существовал ли реально человек по имени Навот, тот, кто записал эту историю, должен был знать о существовании этой винодельни — единственной в соответствующем районе.

«Учитывая имеющиеся у нас <раскопанные> конструкции, мы в силах оценить, когда они использовались в последний раз: в данном случае довольно поздно, примерно в 1 веке н. э. Но это не является датой их постройки, — говорит Франклин. — Считается, что события, описанные в Библии, происходили в 9 веке до н. э. Возможно, винодельня существовала уже тогда, точно сказать трудно. Однако некоторые ученые полагают, что история эта была записана позже, примерно в 6 веке до н. э. И мы можем с уверенностью утверждать, что в это время винодельня уже действовала. Нет никакого способа узнать, произошло ли то, о чем повествуется в Библии, именно так, как об этом рассказано. Но какой‑то нарратив должен был существовать».

Результаты своего исследования ученые сравнили с аналогичными объектами в регионе, относящимися к разным периодам.

По словам Франклин, технология изготовления вина в Изреэле была довольно архаичной: люди топтали виноград ногами, вероятно, не более четырех человек одновременно.

Мозаики наподобие этой, из Бейт‑Шеана, могут дать представление о виноделии в древние времена.

Более поздние винодельни обычно строились не на полях, как в случае с изреэльской, а непосредственно в деревне, говорит она. «Еще один факт, который для нас интересен, заключается в том, что несколько лет назад соседний кибуц взял пробы почвы в этом районе, чтобы выяснить, можно ли здесь начать выращивать виноград, — продолжает свой рассказ Франклин. — Результаты показали, что на всей территории есть лишь небольшая зона, подходящая для виноградников, и именно там, где стояла древняя винодельня».

Согласно библейскому повествованию, царь Ахав сумел прибрать к рукам винодельню Навота с помощью хитрости и своей жены Иезавели, обвинив Навота в том, что он осквернил Имя Б‑га, и убив его. За этот грех царь, как сказал ему пророк Элияу, навлек гнев Б‑жий на себя и на свой род.

Действительно, через несколько лет пророчество сбылось: десятки потомков Ахава, в том числе его сын и преемник на престоле Йорам, погибли от рук командующего армией Йегу в столкновении, которое вновь началось в изреэльской винодельне.

В настоящий момент раскопки не проводятся, археологи сосредоточены на публикации своих находок, сделанных в течение нескольких лет. 

Оригинальная публикация: Archaeologists might have identified Jezreel winery featured in Bible

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Теперь я знаю толк в вине, но по‑прежнему питаю слабость к «Конкорд грейп» Манишевица

Я чувствовала себя немыслимо взрослой — не то что в в родительском доме, и в то же время ощущала некий разлад между интимностью обстановки, умиротворяющим действием вина и церемонным характером нашего общения. Предобеденные коктейли с Бет и ее родителями помогли мне понять, что даже если стать своей в доску на компанейских пьянках, можно и там остаться не менее закрытой, чем улитка в своем домике, и что алкоголь расрепощает, лишь если — негласно — дать ему волю. За последние три десятка лет мне довелось побывать на множестве коктейлей, и я открыла, что во всем мире евреи (если не считать ортодоксальных иудеев), пьют, и еще как.

Jewish Telegraph Agency: Израильтяне поднимают бокал за поселения

«Это не Калифорния — здесь виноделие связано с большими трудностями. О проблемах, с которыми нам приходится сталкиваться, виноделы в других странах даже не догадываются, — рассказывает Хури, изучавший пивоварение в Калифорнийском университете в Дейвисе. — Но это приносит удовлетворение. Можно начать утро с бокала вина. Люди ценят твой труд и говорят об этом. Игра определенно стоит свеч».

Bloomberg: Поселенцы продают мерло и козий сыр, чтобы соблазнить тель-авивских гурманов

«Бойкот создает для нас проблемы с экспортом, но мы видим тут возможность расширить свой внутренний рынок, — сказал Лави в интервью в ресторане при винодельне на горе Гризим, откуда открывается вид на палестинский город Шхем. — Мы говорим израильтянам: “Может быть, вы не хотите к нам сюда выбираться, но мы готовы сами приехать к вам и показать, что мы можем предложить”».