В учении каббалы сказано, что буквы тетраграмматона – четырехбуквенного Имени Всевышнего («йод» – «эй» – «вав» – «эй») – в месяце адар образуют сочетание «эй» – «эй» – «йод» – «вав». Каждый из вариантов сочетаний этих букв Имени указывает на определенные виды излучения Света Творца, изливающиеся в мир в соответствующий месяц и определяющие, какие духовные и физические процессы произойдут в этот период. Последовательность, относящаяся к месяцу адар, зашифрована в последних буквах следующих слов из стиха в книге Берешит (49:11): «Иро ве-ла-сорейка бни атоно» («<Он привяжет к старой лозе> осла своего и к <молодой> лозе – детеныша ослицы своей…»). Эти слова произнес на смертном одре праотец Яаков, благословляя своих сыновей.
Перестановка эта образуется сочетанием последних букв нескольких слов. Последняя буква в слове «иро» – «эй» (согласно традиции, писать слово надо именно так, а произносить таким образом, как будто последняя буква в нем – «вав»: знак огласовки холам при полном написании слова). Последняя буква в слове «ве-ла-сорейка» («и к <молодой> лозе») – «гей». Последняя буква в слове «бни» («сын», «детеныш») – «йод». Последняя буква в слове «атоно» («его ослицы») – «вав». Этот стих говорит об обилии виноградников и вина, чем будет славиться в Стране Израиля надел колена Йеуды. В том, что перестановка букв, связанная с месяцем адар, зашифрована в стихе, где говорится об обилии вина, содержится явный намек на то, что это месяц веселья, и тайное указание на самый радостный день в нем: праздник Пурим, который предписано отмечать обильным возлиянием.
Хасидские авторитеты, ссылаясь на различные каббалистические источники, пишут в своих книгах, что имя ангела-хранителя мира в месяце адар – Абрахиэль. Гематрия этого имени та же, что у слова «седер» – «порядок»: «самех» (60) + «далет» (4) + «реш» (200) = 264; «алеф» (1) + «бет» (2) + «реш» (200) + «каф» (20) + «йод» (10) + «алеф» (1) + «ламед» (30) = 264. Можно найти и некое объяснение связи между этим ангелом и порядком. Чудеса, происходившие в месяце адар, в память о которых и празднуется Пурим, не носили открытого характера. Все случившееся тогда можно было объяснить естественными причинами – социальными или психологическими. Совершившиеся явления не выходили за рамки порядка, установленного в мире Всевышним. Поэтому «проводником» чудес стал ангел, гематрия имени которого – «седер».
Буквы имени этого ангела-хранителя месяца адар позволяют расшифровать Мидраш плиа («Чудесный мидраш»), где говорится об Эстер. Мидраш плиа – сборник мидрашей, не поддающихся рациональному объяснению и толкованию. Они составлены в виде загадок, шифровок, шарад, ребусов и т. п., – лишь разгадав их, мы поймем, о чем написано в книге. Некоторые выдающиеся ученые, склонные к интеллектуальным играм, предлагали интересные решения таких задач. В одном из фрагментов Мидраш плиа сказано, что Эстер задала вопрос Небесному суду: «Почему враги Израиля были приговорены к истреблению?» (Она имела в виду сам Израиль, но в еврейской традиции считается кощунственной даже мысль о возможности уничтожения избранного народа.) На это последовал ответ: «Потому что Израиль стал мах (“мэм” – “каф” – “скудный”) и раш (“реш” – “шин” – “бедный”, “нищий”)». И Эстер сразу же начала произносить слова из псалма: «Б-г мой! Б-г мой! Зачем Ты оставил меня?» (Теилим, 22:2).
Рабби Шимшон бен Песах из Острополя дал этому отрывку из Мидраша такое объяснение. Известно, что имена ангелов теофорические, то есть каждое из них содержит буквы, составляющие одно из Имен Б-га. Эти буквы придают ангелу жизненную энергию, благодаря которой он существует. И если Б-жественная энергия иссякнет в нем, он не сможет проявлять духовную активность, соответствующую его месту в иерархии ангелов. Согласно книге Зоар, один из высших ангелов Михаэль – великий покровитель Израиля – постоянно готов замолвить о нас доброе слово перед Небесным судом. Его имя в полном написании состоит из букв «мэм», «йод», «каф», «алеф», «ламед». Буквы «алеф», «ламед», «йод» образуют слово «Эли» («Мой Б-г»). «Э-ль» – одно из семи святых Имен Творца, указывающее, согласно каббале, на Его доброту. Случается, что греховные поступки людей приводят к тому, что ангел Михаэль утрачивает энергию, сообщаемую ему буквами «алеф», «ламед», «йод»; от его имени остаются только буквы «мэм» и «каф». Тогда он становится «мах». В имени «Исраэль», которым называют весь еврейский народ, есть буквы «алеф», «ламед», «йод». Но когда евреи ведут себя недостойно, Б-жественный свет, заключенный в них, меркнет, и от имени «Исраэль» остаются буквы «шин» и «реш», образующие слово «раш». И в этом смысл ответа, который Эстер получила с Небес. Вот почему, услышав это, она сразу же начала молитву (где слово «Эли» упомянуто дважды): «Эли, Эли! Почему Ты покинул меня?» – чтобы вернуть свет, заключенный в буквах «алеф», «ламед», «йод», и ангелу Михаэлю, и Израилю.
Более поздние хасидские мыслители, основываясь на этом объяснении, находят связь между именем ангела Абрахиэля, месяцем адар и праздником Пурим. Буквы этого имени составляют два слова: «Эли» и «аврех». Слово «аврех» толкуется как однокоренное со словом «а-маврих» (Килаим, 7:11), означающим «притягивающий», «привлекающий». То есть это ангел, который «притягивает» свет букв «алеф», «ламед», «йод».
Каббалисты говорят, что слово «Адам» («человек»), состоящее из букв «алеф», «далет», «мэм», – аббревиатура слов «мазаль» («знак зодиака», первая буква – «мэм»); «адар» (первая буква – «алеф»); «дагим» («рыбы», первая буква – «далет»). Они связывают это с тем, что в Талмуде и книгах законоучителей месяц адар назван благоприятным для праведного человека, ведущего судебную тяжбу или какую-либо борьбу с кем-то недостойным, – ибо слово «мазаль» означает на иврите также «удача», «фортуна». Месяц адар считается благоприятным и для всего еврейского народа, способствуя победе над противниками, ибо в месяце адар был побежден Амалек – злейший враг Израиля, а по мнению некоторых авторитетов, и всего человечества.
В Теилим сказано: «<…> подниму ли я глаза к вершинам гор, надеясь, что оттуда придет мне помощь?» (121:1). Возникает вопрос: как может человек предположить, что помощь придет ему от гор – от земли и камней? Хасидские мыслители связывают этот стих с месяцем адар. Слово «горы» на иврите – «гарим», в единственном числе – «гар». Гематрия слова «ар» – «эй» (5) + «реш» (200) = 205 – та же, что и у слова «адар» – «алеф» (1) + «далет» (4) + «реш» (200) = 205. На протяжении всего долгого изгнания Израиль надеется на полное освобождение и избавление от врагов в месяце адар, как когда-то в этом месяце евреи избавились от Амана. (Напомним, что и от Сталина евреи избавились в месяце адар.) Согласно этой трактовке, слова «оттуда придет мне помощь» следует читать как: «оттуда придет Моя помощь». Так Всевышний отвечает Израилю, уповающему на избавление в месяце адар. Слово «оттуда» на иврите «ме-аин-ме» («от») «аин». «Аин» – «ничто», термин, согласно каббале, указывающий на Эйн Соф – бесконечность Творца. Б-г говорит евреям, что их избавление зависит не от тех или иных благоприятных периодов, а лишь от Его воли. Он не ограничен рамками времени и может избавить Свой народ, когда пожелает. Талмуд (Сангедрин, 99а) цитирует стих из книги Йешаяу (63:4), содержащий обещание Всевышнего о грядущем освобождении: «Ибо день мщения в сердце Моем, и год Мой избавления пришел». Талмуд говорит об этом стихе так: «Сказал рабби Йоханан: “Сердцу Своему я открыл <эту тайну>, но для всего остального во Мне она скрыта”. Рабби Шимон бен Лакиш сказал: “Сердцу Своему Я открыл, но от ангелов-служителей Я утаил”».
(Опубликовано в №191, март 2008)