Календарь

Мистика адара

Нохум-Зеэв Рапопорт 6 февраля 2019
Поделиться

В  учении каббалы сказано, что буквы тетраграмматона – четырехбуквенного Имени Всевышнего («йод» – «эй» – «вав» – «эй») – в месяце адар образуют сочетание «эй» – «эй» – «йод» – «вав». Каждый из вариантов сочетаний этих букв Имени указывает на определенные виды излучения Света Творца, изливающиеся в мир в соответствующий месяц и определяющие, какие духовные и физические процессы произойдут в этот период. Последовательность, относящаяся к месяцу адар, зашифрована в последних буквах следующих слов из стиха в книге Берешит (49:11): «Иро ве-ла-сорейка бни атоно» («<Он привяжет к старой лозе> осла своего и к <молодой> лозе – детеныша ослицы своей…»). Эти слова произнес на смертном одре праотец Яаков, благословляя своих сыновей.

Перестановка эта образуется сочетанием последних букв нескольких слов. Последняя буква в слове «иро» – «эй» (согласно традиции, писать слово надо именно так, а произносить таким образом, как будто последняя буква в нем – «вав»: знак огласовки холам при полном написании слова). Последняя буква в слове «ве-ла-сорейка» («и к <молодой> лозе») – «гей». Последняя буква в слове «бни» («сын», «детеныш») – «йод». Последняя буква в слове «атоно» («его ослицы») – «вав». Этот стих говорит об обилии виноградников и вина, чем будет славиться в Стране Израиля надел колена Йеуды. В том, что перестановка букв, связанная с месяцем адар, зашифрована в стихе, где говорится об обилии вина, содержится явный намек на то, что это месяц веселья, и тайное указание на самый радостный день в нем: праздник Пурим, который предписано отмечать обильным возлиянием.

Хасидские авторитеты, ссылаясь на различные каббалистические источники, пишут в своих книгах, что имя ангела-хранителя мира в месяце адар – Абрахиэль. Гематрия этого имени та же, что у слова «седер» – «порядок»: «самех» (60) + «далет» (4) + «реш» (200) = 264; «алеф» (1) + «бет» (2) + «реш» (200) + «каф» (20) + «йод» (10) + «алеф» (1) + «ламед» (30) = 264. Можно найти и некое объяснение связи между этим ангелом и порядком. Чудеса, происходившие в месяце адар, в память о которых и празднуется Пурим, не носили открытого характера. Все случившееся тогда можно было объяснить естественными причинами – социальными или психологическими. Совершившиеся явления не выходили за рамки порядка, установленного в мире Всевышним. Поэтому «проводником» чудес стал ангел, гематрия имени которого – «седер».

Буквы имени этого ангела-хранителя месяца адар позволяют расшифровать Мидраш плиа («Чудесный мидраш»), где говорится об Эстер. Мидраш плиа – сборник мидрашей, не поддающихся рациональному объяснению и толкованию. Они составлены в виде загадок, шифровок, шарад, ребусов и т. п., – лишь разгадав их, мы поймем, о чем написано в книге. Некоторые выдающиеся ученые, склонные к интеллектуальным играм, предлагали интересные решения таких задач. В одном из фрагментов Мидраш плиа сказано, что Эстер задала вопрос Небесному суду: «Почему враги Израиля были приговорены к истреблению?» (Она имела в виду сам Израиль, но в еврейской традиции считается кощунственной даже мысль о возможности уничтожения избранного народа.) На это последовал ответ: «Потому что Израиль стал мах (“мэм” – “каф” – “скудный”) и раш (“реш” – “шин” – “бедный”, “нищий”)». И Эстер сразу же начала произносить слова из псалма: «Б-г мой! Б-г мой! Зачем Ты оставил меня?» (Теилим, 22:2).

Рабби Шимшон бен Песах из Острополя Известный ученый, автор нескольких книг по каббале. Был раввином в Подолье, славился остротой ума и обладал даром провидца. Дата его рождения неизвестна. Погиб в 1648 году во время погромов при Богдане Хмельницком.  дал этому отрывку из Мидраша такое объяснение. Известно, что имена ангелов теофорические, то есть каждое из них содержит буквы, составляющие одно из Имен Б-га. Эти буквы придают ангелу жизненную энергию, благодаря которой он существует. И если Б-жественная энергия иссякнет в нем, он не сможет проявлять духовную активность, соответствующую его месту в иерархии ангелов. Согласно книге Зоар, один из высших ангелов Михаэль – великий покровитель Израиля – постоянно готов замолвить о нас доброе слово перед Небесным судом. Его имя в полном написании состоит из букв «мэм», «йод», «каф», «алеф», «ламед». Буквы «алеф», «ламед», «йод» образуют слово «Эли» («Мой Б-г»). «Э-ль» – одно из семи святых Имен Творца, указывающее, согласно каббале, на Его доброту. Случается, что греховные поступки людей приводят к тому, что ангел Михаэль утрачивает энергию, сообщаемую ему буквами «алеф», «ламед», «йод»; от его имени остаются только буквы «мэм» и «каф». Тогда он становится «мах». В имени «Исраэль», которым называют весь еврейский народ, есть буквы «алеф», «ламед», «йод». Но когда евреи ведут себя недостойно, Б-жественный свет, заключенный в них, меркнет, и от имени «Исраэль» остаются буквы «шин» и «реш», образующие слово «раш». И в этом смысл ответа, который Эстер получила с Небес. Вот почему, услышав это, она сразу же начала молитву (где слово «Эли» упомянуто дважды): «Эли, Эли! Почему Ты покинул меня?» – чтобы вернуть свет, заключенный в буквах «алеф», «ламед», «йод», и ангелу Михаэлю, и Израилю.

Более поздние хасидские мыслители, основываясь на этом объяснении, находят связь между именем ангела Абрахиэля, месяцем адар и праздником Пурим. Буквы этого имени составляют два слова: «Эли» и «аврех». Слово «аврех» толкуется как однокоренное со словом «а-маврих» (Килаим, 7:11), означающим «притягивающий», «привлекающий». То есть это ангел, который «притягивает» свет букв «алеф», «ламед», «йод».

Каббалисты говорят, что слово «Адам» («человек»), состоящее из букв «алеф», «далет», «мэм», – аббревиатура слов «мазаль» («знак зодиака», первая буква – «мэм»); «адар» (первая буква – «алеф»); «дагим» («рыбы», первая буква – «далет»). Они связывают это с тем, что в Талмуде и книгах законоучителей месяц адар назван благоприятным для праведного человека, ведущего судебную тяжбу или какую-либо борьбу с кем-то недостойным, – ибо слово «мазаль» означает на иврите также «удача», «фортуна». Месяц адар считается благоприятным и для всего еврейского народа, способствуя победе над противниками, ибо в месяце адар был побежден Амалек – злейший враг Израиля, а по мнению некоторых авторитетов, и всего человечества.

В Теилим сказано: «<…> подниму ли я глаза к вершинам гор, надеясь, что оттуда придет мне помощь?» (121:1). Возникает вопрос: как может человек предположить, что помощь придет ему от гор – от земли и камней? Хасидские мыслители связывают этот стих с месяцем адар. Слово «горы» на иврите – «гарим», в единственном числе – «гар». Гематрия слова «ар» – «эй» (5) + «реш» (200) = 205 – та же, что и у слова «адар» – «алеф» (1) + «далет» (4) + «реш» (200) = 205. На протяжении всего долгого изгнания Израиль надеется на полное освобождение и избавление от врагов в месяце адар, как когда-то в этом месяце евреи избавились от Амана. (Напомним, что и от Сталина евреи избавились в месяце адар.) Согласно этой трактовке, слова «оттуда придет мне помощь» следует читать как: «оттуда придет Моя помощь». Так Всевышний отвечает Израилю, уповающему на избавление в месяце адар. Слово «оттуда» на иврите «ме-аин-ме» («от») «аин». «Аин» – «ничто», термин, согласно каббале, указывающий на Эйн Соф – бесконечность Творца. Б-г говорит евреям, что их избавление зависит не от тех или иных благоприятных периодов, а лишь от Его воли. Он не ограничен рамками времени и может избавить Свой народ, когда пожелает. Талмуд (Сангедрин, 99а) цитирует стих из книги Йешаяу (63:4), содержащий обещание Всевышнего о грядущем освобождении: «Ибо день мщения в сердце Моем, и год Мой избавления пришел». Талмуд говорит об этом стихе так: «Сказал рабби Йоханан: “Сердцу Своему я открыл <эту тайну>, но для всего остального во Мне она скрыта”. Рабби Шимон бен Лакиш сказал: “Сердцу Своему Я открыл, но от ангелов-служителей Я утаил”».

(Опубликовано в №191, март 2008)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

О древнееврейской военщине

Переломный момент в отношении евреев к засилью чужеземцев наступил в эпоху Хасмонейских войн, спровоцированных гонениями на иудаизм в период правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана, в 60-х годах II века до н. э. Некоторые евреи предпочли пацифизм и мученическую смерть, а другие — а именно Хасмонейский клан — с оружием в руках поднялись на борьбу за свободу иудаизма. Они одержали несколько блестящих побед над врагом и вскоре добились прекращения гонений.